itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Византийский урок для патриарха Варфоломея

0
257
Время на чтение 6 минут
В последние годы многие православные по всему миру со скорбью наблюдают, как выпускник Папского восточного института, ныне занимающий славную в древности Константинопольскую кафедру, патриарх Варфоломей I, предпринимает всё новые шаги к соединению с еретической Римской Церковью. Причём то, какие это шаги, и как они делаются, наводит на мысли о том, что речь идёт не о единстве, основанном на истине (такого желают все православные), а всё о той же унии, которой католики прельщают православных вот уже более семи веков.

Удивительно видеть, как Поместная Церковь, особенно много натерпевшаяся от латинян, и дважды на горьком опыте убеждавшаяся в пагубности этого пути - Лионская уния 1274 г. не дала ничего, кроме смуты в народе и арсенитского раскола, терзавшего Церковь несколько десятилетий, Флорентийская уния 1439 г. привела к соборному осуждению отпавшего в ересь Константинополя на Иерусалимском соборе 1444 г., потерю Русской митрополии, и сильнейшему разладу в обществе с последующей гибелью империи, - снова стремится наступить на те же грабли.

За последние три года патриарх Варфоломей трижды встречался с нынешним римским папой. 30 ноября 2006 года он принимал главу латинской Церкви в Константинополе. По этому поводу афонские монастыри выступили с заявлением, в котором признали, что "такие мероприятия не сочетаются с основами православного учения о Церкви". В заявлении отмечалось, что Папу Римского встречали в Стамбуле как законного епископа Рима, что Бенедикт XVI присутствовал на православной литургии не просто как наблюдатель, а в богослужебном облачении, вместе с православным клиром возглашал на литургии молитву "Отче наш" и обменялся с Константинопольским патриархом так называемым поцелуем мира - традиционный обряд, выполняемый священниками во время совершения таинства евхаристии. "Все это значит больше, чем просто совместная молитва, которую, впрочем, тоже запрещают священные каноны. И все это происходит при том, что папизм нисколько не отступил от своих еретических учений и политики", - сообщили афонские подвижники.

Эти заявления, однако, совсем не помешали патриарху Варфоломею I снова встретиться с папой Бенедиктом XVI 6 марта сего года, чтобы ещё раз помолиться с ним, теперь уже в Риме.

Однако одной молитвой дело не ограничивается.

Под председательством экуменически настроенного митрополита Пергамского Иоанна (Зизиуласа) проводится Международная смешанная комиссия по богословскому диалогу между Православной Церковью и Римско-Католической Церковью. Последнее заседание, состоявшееся в октябре 2007 года при отсутствии представителей Русской Православной Церкви, приняло документ, который был подвергнут резкой критике со стороны православных богословов.

В частности, архимандрит Георгий (Капсанис), настоятель монастыря Григориат Св. Горы Афон, отмечал, что "все идет к объединению церквей на основе признания первенства Папы за счет принесения в жертву, возможно, каких то папских привилегий... Существуют серьезные причины полагать, что "Равенский документ" подтверждает опасения в том, что православные уступят папским притязаниям... Равенское соглашение о соборности и власти не отвечает критериям православной экклесиологии, чтобы могло представлять собой ясное основание дальнейшей дискуссии о первенстве Папы" (http://www.bogoslov.ru/text/278359.html).

Подверг это соглашение критике и почётный профессор Афинского университета Иоанн Корнакис, который писал: "Равеннский документ преимущественно скрывает притязания Римского Папы по отношению к православным... "Еретики" и "экклесиологически ущербные" православные должны обратиться из Православия "обнаженными", припасть к стопам Папы!" (/st.php?idar=8995).

В свою очередь протоиерей Всеволод Чаплин тоже отметил, что "несомненно, Равеннский договор... по одному из главных вопросов о примате во Вселенской Церкви ближе к католическому вероучению. Существует опасение, что этот взгляд начинают разделять некоторые православные, которые хотели бы воспроизвести в Православной Церкви католическую систему административной власти первенствующего в мире епископа, которая никогда не была свойственна Православию... Для Русской Православной Церкви этот документ не имеет должного авторитета" (/newsdata.php?idar=176065).

В свете филокатолических тенденций, сопровождаемых проводимой патриархом Варфоломеем реформой административного управления Константинопольского патриархата, от которого недавно были отстранены три опытных митрополита с заменой их молодыми клириками, кажется нелишним вспомнить о том, что славный город Константинополь знает примеры и более достойного ответа на униатские приглашения Рима.

Например, в 1367 г. находившийся тогда на покое бывший император Иоанн Кантакузин по просьбе своего зятя императора Иоанна V Палеолога, а также Константинопольского патриарха и ряда архиереев, вступил в официальное собеседование с латинским епископом Павлом, которого папа Римский назначил патриархом Константинопольским. Католический "патриарх" заявил, что прибыл по поручению папы вести переговоры об объединении Церквей.

На это император, духовный друг свт. Григория Паламы и крупный богослов своего времени, отвечал: "ни один человек - ни из нашей Церкви, ни из Римской - не сможет сказать, что стремится к единству больше меня. Ибо едва ли не с той поры, как на свет появился и увидел солнце, я охвачен стремлением и желанием увидеть единство Церкви. Не случилось же этого, я полагаю, потому, что все время - с того момента, как разделение Церкви сделалось всеобщим, и доныне - вы подходите к вопросу объединения не как друзья и братья, а наставнически, самовластно и как если бы вы были господами, заявляя, что ни мы, ни вообще кто-либо из людей, не может иметь взгляды отличные от того и противоречащие тому, что папа говорит или же скажет, поскольку он является наследником Петра и говорит то же самое, что и Христос, но что мы должны выслушивать его слова, склоняя сердца и головы, как если бы они исходили от самого Христа. Так вот, знай, архиерей, что пока подобное мнение держит у вас верх, воссоединить Церковь невозможно".

Как видим, за прошедшие шесть веков позиция Рима по отношению к соединению с православными не претерпела существенных изменений. К сожалению, позиция первых православных лиц Константинополя с тех пор весьма изменилась!

Император указывает единственный способ, при котором возможно достижение соединения в истине: "надо, чтобы состоялся кафолический и вселенский собор, на который собрались бы в Константинополь архиереи, находящиеся под властью вселенского патриарха - и те, которые близко, и те, которые далеко пребывают, как-то: митрополит России с несколькими его епископами, митрополиты Трапезунда, Алании, Зикхии, также другие патриархи: Александрии, Антиохии и Иерусалима, а кроме того - католикос Ивирии, патриарх Тырнова и архиепископ Сербии; - собор, на который и папа прислал бы своих представителей, согласно с установленными издревле порядком. И когда они соберутся, надо чтобы они с любовью Всесвятого Духа и братским расположением исследовали существующие причины конфликта между нами и вами. И если так будет, я уверен, что Бог не скроет от нас свою святую волю и истину. Если же будет не так, как я сейчас советую, а так, как безрассудно в данный момент ты стараешься, чтобы было, то не только не произойдет объединения, но и начнется еще худший, чем прежде, раскол".

Примечательно, что даже шесть с лишним веков назад в Константинополе понимали, что вопрос о восстановлении единства с Римом не может обсуждаться без участия Русской Церкви, Иоанн Кантакузин упомянул русских архиереев даже на первом месте. Сейчас же Константинопольский патриархат в лице митрополита Пергамского предпочёл добиться удаления русской делегации из диалога с римо-католиками.

О, если бы, нынешний Константинопольский патриарх и близкие к нему архиереи уделяли своим единоверным православным братьям из России, на протяжении веков турецкого ига поддерживавшим его предшественников и его паству, хотя бы половину той любви, которую изливают на еретичествующий Рим, от которого за последнюю тысячу лет не видели ничего, кроме зла!

Готовый идти на уступки перед Римом, Константинопольский патриарх непримирим в разговоре с Московским собратом, на приходы которого уже трижды незаконно покушался и разорял (в Эстонии, Венгрии и Англии). Четырежды встречавшийся и дважды молившийся с Римским папой, Константинопольский патриарх не спешит встречаться с патриархом всея Руси. Частый гость в Ватикане, ни разу не посетивший Москву.

Впрочем, быть может, удаление нашей делегации со встречи в Равенне, и к лучшему, так как благодаря сему Русская Православная Церковь останется чиста от участия в затеянных Константинополем сомнительных играх, имеющих тревожное направление на предательство веры и новую унию.

При этом и действия патриарха Варфоломея, и решения, принятые под председательством его представителей, и весь современный ход диалога православных с католиками, как кажется, противоречат его же собственным словам, сказанным всего пять лет назад, когда он, комментируя призывы Иоанна-Павла II к единству, заявил, что для восстановления единства Церквей, Ватикан должен "отказаться от всех новшеств, принятых после схизмы: первенства папы, его непогрешимости, филиокве и унии".

Возвращаясь к словам Иоанна Кантакузина, мы найдём их столь актуальными для современной ситуации, будто они сказаны в наше время: "если произойдет так, как сказано (то есть, соединение в истине на всеобщем соборе - Ю.М.), то будет хорошо, если же нет, то и среди тех, кто далеко, и среди тех, кто находится в Константинополе, произойдет раскол, так что одни из них убегут в чужие земли, другие подчинятся нашей воле, третьи будут противостоять ей до самой смерти".

Так и случилось в следующем веке при императоре Иоанне VIII Палеологе, который принудил Константинопольскую Церковь к унии с Римом, и тем погубил и свою душу и свою империю.

Как видим, история Константинополя знает примеры как правильного, так и неправильного отношения к вопросу о восстановлении единства с отпавшей в ересь Римской Церковью. Будем надеяться, что Господь удержит нынешнего Константинопольского патриарха от ошибки.

Что касается его напряжённых отношений с Русской Православной Церковью, то в их свете совсем по-особому теперь воспринимается идея Вселенского патриарха Иеремии II, который в 1589 году предлагал перенести Константинопольскую кафедру в Москву. Как знать, быть может, случись так, теперь бы не было этой бессмысленной и небогоугодной конфронтации.

http://www.radonezh.ru/analytic/articles/?ID=2691
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Юрий Максимов
Все статьи Юрий Максимов
Последние комментарии
«Зеленский начинает проговариваться»
Новый комментарий от учитель
29.03.2024 13:34
Мы русские. Но с нами ли Бог?
Новый комментарий от Егоров
29.03.2024 13:06
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 12:15
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
29.03.2024 11:52
Альенде vs Пиночет
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 11:49
На месте «Крокуса» должен быть православный храм!
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 11:37
О красных и белых
Новый комментарий от Олег В.
29.03.2024 11:31