Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Русская муза, русская вера...

Николай  Максименко, Православный Санкт-Петербург

16.04.2008

Скажешь "село Воскресенское" - никто и не поймёт, о чём речь идёт. Тем более если вы назовёте это село на современный лад "посёлком Воскресенским". Нет, вы скажите "Суйда" - и у всякого знакомого с историей Петербурга, с историей русской поэзии, наконец, с историей России, немедленно отзовётся сердце. Ага! - так это та самая Суйда, которой владел Арап Петра Великого Абрам Петрович Ганнибал, прадед Пушкина! Там теперь и музей Ганнибаловский есть - очень хороший музей, - а чем ещё Суйда интересна современному человеку?

А тем, что она на самом деле село Воскресенское, что в ней есть замечательный храм Воскресения Христова. Храм такой, каких вы и не видели ещё, и чтобы просто взглянуть на него, стоит трястись час в электричке...

Нет, если начинать с самого начала, то нынешний храм - четвёртый в череде Воскресенских суйдинских храмов. Храмы строились, рушились, сгорали, гибли в огне войны... И каждый раз воскресали вновь: недаром же они всегда освящались во имя Воскресения Господня. Первую церковь построил первый владелец Суйды - герой Петровской эпохи, славный полководец, граф П.М. Апраксин. Именно в этом храме в 1796 году Надежда Осиповна Ганнибал венчалась с поручиком Сергеем Львовичем Пушкиным; а за пятнадцать лет до того здесь прошло другое, скромное крестьянское венчание - некоего Феодора Матвеева с некоей рабой Божией Ариной - вскоре на всю Россию прославившейся Ариной Родионовной... Мать по плоти - и тут же мать по музе... Поистине Суйда и её церковь - место не простое, для отечественной поэзии судьбоносное, - какая-то особая благодать лежит на этой земле. А чтобы вы лучше почувствовали его благодатность, скажем, что в 1955-1956 годах здесь служил диаконом никому тогда не известный выпускник Ленинградской Духовной Академии Иоанн (Снычёв)... Случайность? Или особая избранность скромного русского села? Вспомнил ли Владыка об этом кратком мгновении в своей жизни, когда в 1992 году благословлял строительство нового, ныне существующего Воскресенского храма в посёлке Воскресенский?

И вот построили новый храм. Строили, правда, на ура - как многое делалось в начале 90-х годов, - на энтузиазме, на первом порыве, без проекта, без документации, - о чём нынешний его настоятель о. Александр Паничков теперь горько жалеет. У него, у батюшки, душевная боль за свой храм не прекращается: то брёвна разошлись и ветер в щели дует, то купол начинает заваливаться... Хлопот полон рот: то вытяжку устроить, то кондиционер в алтарь - летом там не продохнуть, - то отопление провести, то водопровод, - а денег-то нет, а спонсоры-то в Суйде появляются редко... Если бы не безпрестанная забота о. Александра, давно развалился бы храм по брёвнышку, а так - стоит, высится, видный на много вёрст, высокий, стройный, удивительным образом сочетающий в себе черты и древнерусский архитектуры, и петербургского модерна Серебряного века, и современные архитектурные изыски. И всё это гармонично, не аляповато, со вкусом... Вот только попрочнее бы ему быть...

Но вообще-то по-настоящему храм можно узнать, только заглянув внутрь, - даже не обязательно на богослужение попасть, - просто вдохнуть воздух, просто положить несколько поклонов у икон... Не так уж много сейчас храмов с полным иконостасом, - а в Воскресенском он есть, яркий, праздничный, и каждая икона в нём - как молитва: смотришь на неё и душа сама молится, без слов, - верный признак того, что и сам иконописец молился за своей работой. Огромные окна щедро наполняют храм солнцем, деревянные стены лучатся добрым деревенским теплом: именно такой и должна быть русская деревенская церковь - никакой казёнщины, никаких вычурных, вымученных красивостей, всё просто, ясно, празднично. Есть в храме и своя святыня: частица мощей одного из 14 тысяч убиенных Вифлеемских младенцев - по нынешним временам многим было бы полезно помолиться у этих мощей.

Отец Александр - батюшка учёный, кандидат богословия, специалист по истории Петербургской епархии Петровского периода.

- До сих пор, - говорит он, - у нас были очень хорошие отношения с руководителем Суйдинского музея краеведом А.В. Бурлаковым: очень хороший человек, всей душой преданный своему делу, своей Суйде. Я с удовольствием с ним сотрудничал: служил, например, панихиду по прежним хозяевам Суйды - Ганнибалам: замечательные люди были, интересные не только тем, что им выпало стать предками Пушкина, - как не помолиться о них? А музей нам за то подарил колокола от прежнего суйдинского храма. Вы только подумайте: их звон слышали и Абрам Петрович Ганнибал, и сын его - Иван Абрамович, герой Турецкой войны, и Надежда Осиповна, и, вероятно, сам Александр Сергеевич. К таким бы колоколам и хор достойный! Был у нас отличный хор - молодёжный, прекрасно спетый, - да поразъехались все: кто женился, кто учиться поступил. Может быть, кто-нибудь из ваших читателей захочет петь у нас по воскресеньям? Никаких благ за это не обещаю, - но ведь должен же посёлок Воскресенский когда-нибудь воскреснуть, - а что, кроме храма, кроме Божественной службы, колокольного звона и церковного пения, сможет воскресить его?

Адрес Воскресенского храма: Ленинградская область, Гатчинский район, с. Воскресенское (Суйда), Центральная ул., д. 1. Т. 8 (813-71)58-879. Проезд: от Балтийского вокзала до ст. Суйда.

http://pravpiter.ru/pspb/n196/ta004.htm



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

 

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме