itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Косовская проблема и отношение к ней Сербской Православной Церкви

Новости Косово 
0
159
Время на чтение 5 минут
Февральское провозглашение независимости края Косово и Метохия со стороны албанских (шиптарских) сепаратистов, вопреки тезисам европейского и американского политического истеблишмента, не привело пока к выработке видимых оснований для долгожданной стабилизации Балкан, но уже породило вполне осязаемые дестабилизирующие последствия для западной части региона. Массовые уличные протесты и конфликты с силами полиции в Белграде, локальные конфликты на административной границе Сербии и Косова, общественная обструкция позиции сербского президента Тадича и его коллег в министерствах, ожидаемый раскол в сербском правительстве по идеологической линии продолжения/прекращения евроинтеграции и назначение досрочных парламентских выборов, стремления лидеров боснийских сербов последовать примеру шиптарей с Косова и выйти из состава Боснии и Герцеговины - это только первые и очевидные последствия акта сецессии, одобренного и признанного западными "стабилизаторами". Слова премьера косовских албанцев Хашима Тачи, - "Исторически, решения, которые мы принимали на Косово, всегда влияли на демократию в Сербии. Падение Милошевича началось, когда мы прогнали в 1999 году сербскую полицию и администрацию с Косова. И с независимостью Косова также пал Коштуница, проще говоря - пало прошлое, менталитет, который остался в прошлом" - очевидно также отражают новое "балканское" понимание концепта стабильности.

Тем не менее, протест сербского общества против отторжения территории Косова не привел к существенным изменениям в позициях главных акторов, то есть сторонников шиптарской независимости на всех уровнях и сербской политической элиты, которая привычно ограничилась изысканными фигурами речи, не представив ни одной реальной программы действий в условиях внутренней кризисной ситуации. При отсутствии мощной и реальной общественно-политической оппозиции в современной Сербии адекватный ответ на инертность правительства может сформулировать наиболее авторитетный исторически социальный институт - Сербская Православная Церковь - как важнейшее основание идентичности сербского этноса. Наиболее последовательное и радикальное послание сербскому обществу составил именно представитель церкви, епископ рашко-призренский Артемий, за день до объявления независимости Косова, в котором признал возможность сохранения края в составе Сербии только вооруженным путем и предложил сформировать Правительство национального спасения, которое должно обнаружить новые векторы внутренней и внешней политики. Радикализм Артемия, на деле, вполне оправдан, так как его епархия на территории "суверенного" Косова, вне всякой связи с Сербией, находится под прямым ударом шиптарских экстремистов, как это было в марте 2004.

Однако, как показывают события последних лет, внутри сербской церкви существуют различные позиции по актуальным общественно-политическим вопросам, а инцидент с отделением Косова не только не миновал церковных иерархов, но и усилил ряд противоречий, которые уже наметились ранее во взаимоотношениях владыки рашко-призренского и косовско-метохийского Артемия со Святым архиерейским Синодом СПЦ. Епархия рашко-призренская подвергла публичной критике Синод, недавно поддержавший позицию либерального президента Тадича, который, несмотря на протест значительной части сербского общества в связи с косовской проблемой, не отказался от безусловной европейской перспективы Сербии. Собственно, все началось с указания Артемия настоятелям монастырей и архиерейским наместникам своей епархии отказаться от любых контактов с представителями нелегитимной шиптарской власти Косова и Метохии на всех уровнях, представителями миссии ЕС, равно как и представителями стран, признавших независимость Косова, объединив их понятием "оккупанты", но сохраняя взаимодействие с международными силами, которые действуют на территории края в рамках Резолюции 1244.

О необходимости сотрудничества с последними заявил и архиепископ цетиньский и митрополит черногорско-приморский Амфилохий после заседания Синода СПЦ в Печкой патриархии, однако его слова были истолкованы Артемием в контексте "наглого вмешательства в дела другой епархии", что представляет собой каноническое нарушение. Подобные заявления Амфилохия и молчание членов Синода в связи с ситуацией на Косово, вкупе с фактическим признанием многими иерархами политики Бориса Тадича, обусловили вывод Артемия о непонимании актуального положения сербов и их святынь в крае со стороны архиереев. Более того, в официальном заявлении епархии прозвучало вполне адресное осуждение методов и действий "Его высокопреосвященства" Амфилохия, который "настойчивостью в проведении уже намеченного курса, губительного для сербского народа и сербских интересов, создал бы видимость своей успешности и правильности". Таким образом, клир рашко-призренской епархии открыто выступил против ряда архиереев СПЦ в вопросе о дальнейшем взаимодействии с институтами "ложного государства" и их инспираторами, опираясь в том числе на постановления высшей светской власти в Сербии, которая, правда, сама переживает весьма серьезный кризис.

Кстати, это далеко не первый конфликт владыки с архиереями СПЦ. Так, еще в 2005 году Синод решил не выдвигать иск, предъявленный рашко-призренской епархией, на имя Международного суда против четырех европейских государств - Франции, Великобритании, Италии и Германии - по возмещению урона, нанесенного православным храмам на Косово и Метохии, что вызвало резкое несогласие Артемия. Еще более серьезным поводом для конфликта стало подписание "Меморандума о понимании договоренных общих принципов обновления объектов СПЦ" с представителями временных косметских институтов управления, на котором настоял именно Синод, вопреки позиции самого патриарха Павла. Артемий тогда жестко заявил, что "те, кто разрушал сербские монастыри и церкви, не могут участвовать в их обновлении", а также епархия вполне обоснованно воспротивилась предложенной в документе характеристике сербского культурного наследия как "мирового", "европейского" или "византийского", на чем особо настаивали архитекторы "полиэтничного и независимого" Косова. Применение меморандума, подписанного помимо патриарха секретарем шиптарского министерства культуры из Приштины, с провозглашением независимости фактически приостановлено, а ответственность за разрушение 150 церквей на Косово и Метохии, нераскрытые убийства, похищения более тысячи сербов, бомбардировки Сербии, не понес ни один западный политик, на чем настаивала рашко-призренская епархия еще три года назад.

Таким образом, косовская проблема стала главным источником существующих в сербском обществе противоречий, затронув не только сферу официальной политики и различные слои социума, но и такой монолитный институт как СПЦ. Между тем, в условиях политической нестабильности в Сербии, вызванных падением коалиционного правительства и назначением внеочередных парламентских выборов, именно авторитет и единство церкви может обеспечить временную стабилизацию и консолидацию сербского общества до вероятных изменений политического курса. Выработке единой позиции Сербской церкви может послужить не только косовская проблема, но и активизация т.н. "Черногорской православной церкви", поддерживаемой политическими лидерами современной независимой Черногории. Используя сложную внутри- и внешнеполитическую ситуацию, в которой находится Сербия, цетиньский филиал Управления недвижимым имуществом изъял у митрополии черногорско-приморской церковную землю и здания на Цетинье по требованию сторонников "автокефалии", идет речь и о передаче известных святынь. Разумеется, что решать эту проблему митрополиту Амфилохию придется, опираясь как раз на единую позицию иерархов СПЦ, что требует преодоления существующих внутренних противоречий.

http://bogoslov.stack.net/text/293755.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Косово
Косовская «баница»: рождественская мамина молитва
Сербы делятся рождественской радостью – не только кулинарными рецептами и этнографическими сведениями, но и умением хранить свет Рождества Христова в сердце
09.01.2024
Балканские шахматы, домино и напёрстки
Давление со стороны «Сербии против насилия» использовано, чтобы сделать Вучича ещё более кооперативным
05.01.2024
«Вучич на полную сдачу позиций по Косово не пойдет»
Однако сербский лидер вынужден очень серьезно маневрировать и идти на уступки Европе по целому ряду вопросов
21.12.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Нож в спину воюющей России
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 15:51
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 15:44
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 15:41
«Уйти от этих вопросов не получится»
Новый комментарий от Александр Уфаев
28.03.2024 15:40
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.03.2024 14:21
Хатынь двадцать первого века
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 13:17