Духовный смысл Таинства Елеосвящения
Таинство Елеосвящения, или Соборования чаще всего совершается Великим постом, но может совершаться и в любой другой день церковного года. Во время Соборования православный христианин семь раз помазуется священниками (в идеале их должно быть семь, но Таинство нередко служится и одним) освященным елеем, смешанным с красным вином. При этом многократно читается Евангелие, звучат молитвы о болящем. Все это совершается ради исцеления души и тела христианина. Тем самым в Елеосвящении, при соборной церковной молитве и при помазании человека освященным елеем с вином, на болящего христианина нисходит благодать Божия, способная исцелять как его физические, так и духовные болезни.Иногда приходится слышать и о том, что в Таинстве Елеосвящения человеку прощаются забытые грехи; однако следует иметь в виду, что это скорее народное представление о смысле Таинства, а не учение, коренящееся в литургической науке. Здесь следует помнить о том, что Елеосвящение напрямую связано с Таинством Покаяния (равно как и с Таинством Евхаристии), имея явно покаянный характер, ибо оно ведет человека к исцелению от властвующего над ним греха.
Таинство Соборования не есть простое благословление перед смертью, как это иногда понималось в Православии и как до недавнего времени это официально считалось в католической церкви (где это Таинство называли "последним помазанием).
Таинство Елеосвящения служит для восстановления, возрождения человека к жизни. Оно призвано исцелять людей и от физического, и от духовного умирания: защищать и от смерти тела, и от смерти души. Это Таинство также призвано освободить человека и от его греховного состояния, тем самым, спасая его все от той же смерти, ибо причиной и физического, и духовного умирания являются грехи.
В Таинстве Соборования осуществляется совместная священническая молитва, обращенная ко Господу, Богоматери и всем святым. Однако в конечном итоге соборная молитва за христианина не ограничивается заступничеством за него перед Богом лишь семи священников. Священники просят о заступлении за человека перед Христом всю Небесную Церковь - и уже вся Церковь соборно возвышается к Богу в своей молитве за этого христианина, просит Господа о его исцелении.
Всякий участвующий в этом Таинстве тяжело больной человек, безусловно, отдает себе отчет в том, что он не обязательно получит в Соборовании физическое исцеление. Но и в таком случае, если болящий принял благодать Таинства достойно, с верой и смирением, он обретает, благодаря Елеосвящению, особую способность: по-новому, стойко и благодарно воспринять свою болезнь. И болезнь, и страдания делаются для него тогда одним из благодатных условий его Спасения. И происходит это потому, что человек, страдая - причем, страдая во Христе, - подлинно очищается и освящается.
При совершении Таинства Елеосвящения определяется Божественная воля о человеке: надлежит ли ему исцелиться или умереть. И дальше человеку уже надлежит эту Божественную волю только принять.
Богословские основания Таинства Елеосвящения: прежде всего, отрывок из Евангелия от Марка, где говорится о том, что апостолы, посланные Спасителем в мир, "проповедовали покаяние, изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли" (Мк. 6, 12-13). Наверное, речь о Таинстве Елеосвящения в этом отрывке напрямую еще не идет: здесь только его прообраз. Следом за этим фрагмент из Евангелия от Матфея, в котором Спаситель заповедует апостолам: "...Больных исцеляйте, прокаженных очищайте" (Мф. 10, 8). Именно эти слова Христа как раз и реализуются в Таинстве Соборования, предназначенном для исцеления человека. Самое главное новозаветное основание Таинства Елеосвящения находится в Послании апостола Иакова, в его пятой главе. Этот отрывок читается и при совершении самого Таинства Соборования. Он звучит так: "Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему. Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного" (Иак. 5, 14-16). Именно в этом новозаветном фрагменте указывается и способ совершения Таинства, и его соборный характер, и его неразрывная связь с Покаянием, с возможностью освободиться от груза "давящего" на человека греха.
Наконец, что касается символического смысла используемых в Таинстве Елеосвящения веществ. В Таинстве Соборования елей - это символ церковной молитвы и одновременно символ изливающейся на больного Божественной милости. Вино и елей также являются и символами исцеляющей больного благодати. Как известно, оба эти вещества в древности использовались в медицине, - считалось, что вино дезинфицирует раны, а елей обладает обезболивающим эффектом. В Таинстве Соборования также используется всыпанное в сосуд зерно: в которое принято вставлять горящие семь свечей. Эти зерна служат символом новой жизни, причем символом, обладающим двойственным смыслом, двояким духовным прочтением - в зависимости от того, какая судьба постигает болящего человека в дальнейшем. Если он выздоравливает, то зерна для него означают ту прорастающую новую жизнь, к которой он возрождается. Если же он умирает, то эти зерна становятся символом залога будущей новой жизни в его грядущем воскресении из мертвых.
История и чинопоследование Таинства Елеосвящения
В первые века бытия Христианской Церкви чин Таинства Елеосвящения был совсем кратким: звучали несколько псалмов, читались молитвы при освящении елея и при помазании им больного.До VI века Соборование совершалось в домах, затем - преимущественно в храмах, а с XIV столетия - и в домах, и в храмах, как это происходит и сегодня. Таинство могло совершаться над человеком неоднократно - в течение всей его жизни, по различным поводам и причинам. В древности существовали разные типы чинопоследований: или соединенных со службами суточного круга и Литургией, или же совершаемых независимо от этих служб. Так, на Руси в XIV веке использовали и один тип чина, и другой - в зависимости от обстоятельств.
Апостол Иаков указывает, что помазание елеем совершают несколько священников, но не называет их число. В древней Церкви Таинство чаще всего совершалось тремя священниками - во образ Божественной Троичности. Но уже тогда Таинство Соборования мог совершать и один священник. С VII -VIII веков Елеосвящение начинают совершать семь священников.
Елеосвящение издревле применялось также и к кающимся - на основании слов апостола Иакова о том, что в этом Таинстве даруется оставление грехов. Древнейшее упоминание о таком применении елея содержится у Оригена, учителя Церкви III века. Поначалу елей преподавался только тем проходившим покаянную дисциплину христианам, которые находились под угрозой смерти, - ради того, чтобы через очищение от грехов им даровалось право приобщаться Святых Христовых Тайн. Затем это Таинство стало применяться вообще к любым кающимся - ради их примирения с Церковь ю, для того, чтобы они, завершив свою покаянную дисциплину, получили право приступить к Евхаристической Чаше.
Сегодня в Церкви существуют дни общего Елеосвящения, предназначенного и для больных, и для здоровых: такая практика существовала на Руси приблизительно с XVI века. Чаще всего Елеосвящение в древности совершалось в Великую субботу, но шире - и в дни Великого поста.
Как говорится в Требник е, елей для освящения вливается в "кандило молитвомаслия", то есть в лампаду. Хорошо известно то благоговейное чувство, которое издревле испытывают христиане по отношению к маслу горящих у почитаемых икон лампад. Для Таинства Соборования бралось масло из лампад, горевших возле икон Спасителя, Богоматери, у Креста, в запрестольном алтарном семисвечнике.
Сегодня в Русской Православной Церкви для совершения Таинства Соборования используются елей и вино.
Истоки семикратного помазывания больного кроются в следующем. Дело в том, что в древности, когда человек болел, и над ним было необходимо совершить Таинство Соборования, к нему в течение семи дней приходили священники, помазывавшие его освященным елеем: отсюда, вероятно и возникла практика семикратного помазания.
Теперь краткая схема самого чинопоследования Таинства Елеосвящения. Оно начинается возгласом "Благословен Бог наш...", за которым следует "общее начало": "Трисвятое" до " Отче наш " и так далее... Потом звучит 142-й псалом, в котором выражается осознание человеком его духовной немощи и содержится прошение ко Господу услышать молитву грешника. Потом произносится малая ектения, звучит "Аллилуия", а следом за этим поются покаянные тропари. Далее покаянный 50-й псалом. Затем начинается " канон ". Канон составлен в девятом веке святителем Арсением, епископом Керкирским (Корфским). Потом поются стихиры, далее звучит тропарь "Скорый в заступлении един сый Христе...".
Следом за тропарем произносится "мирная" ектения с особыми, относящимися к духовному смыслу Таинства, прошениями. За ней следует молитва на освящение елея "Господи, милостию и щедротами Твоими исцеляяй сокрушение душ и телес наших...". В этой молитве Церковь просит Бога освятить елей, чтобы через него помазующемуся было даровано исцеление, чтобы человек освободился от страстей, от скверны плоти и духа и чтобы в нем прославилась Пресвятая Троица. Затем поются тропари Христу, различным святым (апостолу Иакову, святителю Николаю, великомученикам Димитрию и Пантелеимону, святым бессребреникам и чудотворцам, апостолу Иоанну Богослову) и, в заключение, - Богоматери.
Далее чинопоследование приобретает цикличный характер: семь раз повторяется одна и та же его схема. Звучат прокимен, Апостол, "Аллилуйя", Евангелие (для каждого из семи раз свои, особые евангельские чтения), сокращенная сугубая ектения "Помилуй нас, Боже...", священническая (каждый раз изменяемая) молитва, а затем все время повторяющаяся молитва помазания. Эта неизменная молитва помазания начинается словами: "Отче Святый, врачу душ и телес...". В ней мы находим имена множества христианских святых: мы обращаемся ко всей полноте небесной Церкви и просим ее о соборном заступлении за болящего перед Богом.
Во время совершения Таинства Елеосвящения семь раз читаются различные отрывки из Апостола и Евангелия. Здесь и тексты, связанные с темой елея: например, уже отрывок из послания апостола Иакова, а также притчи о милосердном самарянине и о мудрых и неразумных девах. Здесь и новозаветные тексты, свидетельствующие о совершенных Христом чудесах исцеления больных. Здесь же звучат отрывки, научающие столь необходимым для пребывающих в болезнях людей смирению, терпению, любви. В этих фрагментах также говорится и о той любви к страждущему человеку, что должна проявляться к нему Церковь ю - в ее единой соборной молитве о болящем, о грешнике.
После седьмого помазания все семь священников возлагают на голову больного Евангелие письменами вниз; старший из них, предстоятель, при этом не кладет своей руки на Евангелие, а только читает особую молитву: "Царю Святый, благоутробне и многомилостиве Господи Иисусе Христе...". Здесь, в тексте молитвы, содержится и объяснение того, почему предстоятель не кладет руку на Евангелие: "...не полагаю руку мою грешную на главу пришедшаго к Тебе во гресех, и просящаго у Тебе нами оставление грехов; но Твою руку крепкую и сильную, яже во святом Евангелии сем, еже сослужители мои держат на главе раба Твоего (такого-то), и молюся с ними, и прошу милостивное, и непамятозлобное человеколюбие Твое, Боже..." и так далее. Смысл этого обычая и этих слов таков: Таинства совершает Господь. Человека исцеляет не рука священника, а сила Божия, явленная Его приходом в мир, Его чудесами и засвидетельствованная в Евангельском Откровении, в том Евангелии, что лежит сейчас на главе болящего.
Потом следует сокращенная "сугубая" ектения, поются стихиры святым бессребреникам и целителям и, наконец, глаголется отпуст. В нем упоминается апостол Иаков, в послании которого как раз и содержится богословское обоснование Таинства Елеосвящения.
В конце чинопоследования больной трижды кланяется священнослужителям - разумеется, если он в силах это сделать, и говорит: "Благословите, отцы святии, и простите мя грешнаго". Так завершается это Таинство.
Подготовлено по материалам книги П.Ю. Малкова "Введение в Литургическое предание. Таинства Православной Церкви", лекций по Литургическому Преданию прот. Владимира Воробьева.
http://www.pravmir.ru/article_2809.html