itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Страсти по пассии. Часть 1

0
313
Время на чтение 9 минут
Так что же за зверь - пассия? Понадерганы песнопения из Страстной седмицы... Ни то ни се: Страстная еще далеко-далеко, а у тут уже "Разделиша ризы Моя себе" поется. Нет такой службы в Уставе. И все тут.

С православного форума:
Пассия - это грубейшее нарушение богослужебного устава Православной Церкви, весьма, к сожаленю, укоренившееся в нашем обиходе. Игумен П.
Наибольший "молитвенный настрой и сопереживание" вызывают акафисты "матушке Матронушке" (вот на пассии тоже акафист читают)... Иной раз думаешь, может быть, эти акафисты по воскресеньям вместо литургии служить - народ молиться хоть будет, а не заниматься Бог знает чем, прерываясь на земные поклоны в "важные моменты". П.
По крайней мере, пассия вызывает более правильный молитвенный настрой, чем абстрактный Чесноков или Матронушка... С.


Так что же за страшный зверь такой - служба пассия?

Действительно, это самая поздняя по времени возникновения православная служба. Поэтому Типикон (Устав Православной Церкви) ее не знает. Она была составлена в первой половине XVII в. Киевским митрополитом Петром (Могилой) (1596 (97) - 1647 гг.; митрополит с 1633 г.) и практиковалась сначала (с XVIII в.) в юго-западных епархиях, а с н. XX в. широко распространилась по всей России. Пассия совершается Великим постом, в 1, 2, 3 и 4-ю (или 2, 3, 4 и 5-ю) недели (т. е. воскресенья) или пятницы на вечернем богослужении, повечерии или вечерне. Количество пассий соответствует количеству евангелистов - на этих службах воспоминаются спасительные страдания Господа Иисуса Христа и за каждой пассией прочитываются евангельские повествования об этом: на первой - 26-я и 27-я главы от Матфея, на второй - 14-я и 15-я от Марка, на третьей - 22-я и 23-я от Луки, на четвертой - 18-я и 19-я от Иоанна. Кроме того, на пассии звучат некоторые песнопения из богослужения Великой Пятницы - дня телесной смерти Господа. Так, исполняется стихира "Приидите, ублажим Иосифа приснопамятного", которую поют во время целования Плащаницы Христовой; перед чтением Евангелия звучит прокимен "Разделиша ризы Моя себе и о одежди Моей меташа жребий". Ранний чин этой службы не предусматривал каких-либо частей, кроме Евангелий и проповеди, но народное благочестие добавило к ним еще и акафист - Кресту Христову или Страстям Господним.

Однако, будучи произведением поздним, с точки зрения Устава необязательным, в известной степени аналогичным западным страстям (passio) по Матфею (Марку, Луке, Иоанну), да еще и с откровенно латинским названием, служба пассии вызывает смущение в народе. Так в чем же ее неправильность?


Кутузов Борис Павлович, головщик (регент) храма Спаса Нерукотворного образа на территории бывшего Спасо-Андроникова монастыря, один из ведущих специалистов в области знаменного пения:

- Пассию служить нельзя. Вы читали мою книгу о церковных реформах XVII века? Из нее многое понятно; ее как раз переиздали в прошлом году. Пассию не надо сейчас служить потому, что это неправославное занятие. Само слово "пассия" - латинское, католическое. А пришла к нам эта служба от западных униатов, т. е. полукатоликов. Во-вторых, что такое пассия сейчас, как она служится? В каждом храме это происходит по-своему, по-разному. Но в основном понадерганы песнопения из Страстной седмицы. Ни то ни се: Страстная седмица еще далеко-далеко, а у тут уже "Разделиша ризы Моя себе" поется - я уже давно на такие службы не хожу и считаю, что ходить и не надо. Там происходит религиозная экзальтация. Стараются сделать все поторжественнее: выход с Евангелием, выход диакона с толстой свечой и так далее. Происходит не что иное, как экзальтация - в основном доверчивых бабушек. А потом мы удивляемся, почему у нас на службах начинает кто-то петухом кричать. Говорят: надо ее отчитывать. Нет, не надо было ее сначала экзальтировать - тогда не надо было бы и отчитывать. Во всяком случае, пассия - это неправославное дело. Не надо ее служить.

- Но ведь наше чинопоследование мало имеет общего с католическим богослужением. Например, в него входит акафист Страстям Господним, написанный святителем Иннокентием Херсонским...

- Это более широкий вопрос, об акафистах. В православной традиции, которую очень четко хранят старообрядцы, существует только один Акафист по Уставу - Акафист Божией Матери в субботу пятой седмицы Великого поста - в Субботу Акафиста. По этому вопросу очень много корреспонденции приходило мтрп. Филарету (Дроздову): в то время вопрос об акафистах стоял остро. Ему писали: зачем такая лавина акафистов? А он писал: а на что жаловаться? В Уставе один только Акафист - Божией Матери. Он словно притворился наивным. А кроме того, в молитве после этого Акафиста Божией Матери сказано: "Тебе единой приносим это служение". То есть только к Божией Матери возможен акафист. А что у нас получилось за последние триста лет? Написали непроходимое волнующееся море акафистов. Причем этот вопрос в XIX веке ставился на Синоде, и Синод распорядился убрать некоторые акафисты. У мтрп. Филарета есть статья на эту тему. Он говорил, что в них слишком много общих выражений, словно они написаны на одну колодку.

Писали акафисты все кому не лень. Например, князь Гагарин - человек совершенно нецерковный, но набивший руку. Это было модно - написать акафист. Он в Петербурге издает книгу "Мои эротические похождения в деревне", а в другом месте - он издает свои акафисты. Вот такие у нас авторы акафистов.

Один архимандрит говорил - и я с ним полностью согласен, - что надо оставить один Акафист - Божией Матери, так, как это делают старообрядцы, а все остальные - просто сжечь. Это самое радикальное решение.

А сейчас что мы видим? В монастырях акафисты. Ну монахам ли этим заниматься? Даже свт. Игнатий (Брянчанинов) говорил: акафисты - это для новоначальных. То есть это очень жидкое разведенное молочко. Но внедрять это в монашеское делание - это извращение монашеского чина. Монах не для этого идет в монастырь.

- Все же акафист, входящий в пассию, написал не князь Гагарин, а свт. Иннокентий.

- Ну и что из этого? Писали и кроме него. Мтрп. Филарет говорил: хорошо ли это, что любой может написать акафист и дать его в общее употребление Церкви? Это нехорошо, потому что попадали и такие авторы, как князь Гагарин. Поэтому ориентироваться надо на старообрядцев. Они держат то, что сохранилось, - чистое Православие.

- Нехорошо, когда все пишут акафисты. Но хорошо ли так привязываться к обряду, в том числе к старому? Разве от эстетики обряда зависит чистота веры?

- Нет, чистота веры зависит от точного соблюдения Устава. В Уставе нет лавины акафистов - там только один Акафист - в Субботу Акафиста. О чем и говорил мтрп. Филарет. Так соблюдайте Устав, а другие акафисты если и можно читать - то келейно, а не для общего употребления. Придумать же можно все что угодно, и спровоцировать нашу паству очень легко. Мало ли, что бабушкам понравилось и что они даже просят служить пассию. Надо не за паствой идти, а вести ее священству и духовникам. Я за Устав - причем за дониконовский. Тогда у нас не будет вопросов.

Чтобы как-то подтвердить или развеять народные сомнения, мы обратились за разъяснениями к специалисту по истории богослужения Русской Церкви, зав. редакцией Богослужения и литургики ЦНЦ "Православная энциклопедия", доценту Церковно-практического отделения МДА диакону Михаилу Желтову:

С точки зрения самого строя службы пассии в ней нет никаких элементов, которые были бы неправославными сами по себе или не были бы заимствованы непосредственно из православного богослужения: акафист Страстям Христовым (его история составляет отдельную тему для обсуждения; но это - уже давно вошедший в нашу традицию акафист, который присутствует во многих изданиях Молитвослова, Акафистника и т. д.), Евангелия, взятые из Страстных служб прокимен и стихиры - вот что отличает пассию от уставной вечерни. Вопрос пассии состоит вовсе не в присутствии в ее чине чуждых православному богослужению элементов, а в том, что устав ничего не знает о ее совершении. Однако встречающиеся порой взгляды на пассию связаны с двумя заблуждениями.

Заблуждение 1: пассия является подражанием Баховским (или, шире, лютеранским) "Страстям по Матфею/Иоанну/Марку/Луке".

Из чего состоят "Страсти"? Говоря вкратце, в них чередуются хоровые части, части "рассказчика" (певца или чтеца), арии различных вокалистов, посредством которых до слушателя доносится евангельский текст; "Страсти" как бы пересказывают его по ролям. Поэтому уже даже просто по содержанию "Страсти" не имеют ничего общего с пассией. Пассия - это православная богослужебная форма, вечерня, в которую вставлены некоторые православные песнопения. А "Страсти" - это новая (по сравнению с вечерней) форма, представляющая собой своеобразный способ пересказа и переживания евангельского повествования при помощи музыкальных средств.

Заблуждение 2: пассия - вредное католическое нововведение; она порождает экзальтированность.

Разве в пассии есть католический текст? И как могут текст Евангелия, акафист Страстям Христовым, который печатается в Молитвослове, настоящие страстные прокимен или стихира, взятые из Триоди, создать экзальтированность? Ведь если не могут, то и проблемы никакой нет, а если (якобы) могут, неужели нам придется признать, что на Страстной седмице экзальтированность нормальна, а во время пассии нет? Православные песнопения, элементы православного богослужения, всегда влияющие на нас благодатно, не будут во время пассии воздействовать на нас как-то иначе.

Возникновение пассии

Опуская литургические подробности и говоря лишь в общем - если исследовать исторические корни пассии, то они восходят к XVII в. Для этого времени и у нас, на Востоке, и на Западе в христианской духовности ставился особый акцент на переживании Страстей Христовых. Причем если говорить о проявлении этого на русской почве, то не обязательно нужно связывать это со влиянием на нас, скажем, униатов или вообще "латинским влиянием", реформами патриарха Московского Никона или императора Петра Великого и т. п. Так, скажем, среди старообрядцев очень популярна книга "Страсти Христовы", впервые напечатанная еще до патриарха Никона, то есть в эпоху очень настороженного отношения ко всему западному (хотя книга и основана на западных образцах).

Поэтому главное возражение против совершения пассий - не в "западном влиянии", "особой экзальтированности" и тому подобном, а в том, что нелогично нарушать строй великопостных богослужений, вставляя уже со 2-й недели службу, состоящую из песнопений Страстной седмицы.

Действительно, проблема на самом деле состоит не в том, что пассия - подражание чему-то: как мы выяснили, в этой службе нет ничего неправославного, заимствованного откуда-то, откуда не следует заимстовать. Проблема состоит, во-первых, в отступлении от богослужебного устава, который подобной службы не знает (но современная практика отступает от устава весьма во многих вещах, так что с этой точки зрения указанный аргумент не столь уж принципиален); во-вторых же и в главных, в нарушении порядка течения церковного года. Церковный год очень важный компонент церковной жизни: он имеет и рациональное, педагогическое значение - мы должны переживать определенную последовательность священных воспоминаний; и мистическое, духовное значение - для нас важен именно такой порядок праздников и постов; и нельзя преувеличивать или преуменьшать ни то, ни другое значение строя церковного года. В этом смысле пассия оказывается не на месте: вдруг на второй неделе поста мы уже оказываемся в Страстной седмице. Вот за это ее и можно критиковать.

Но обратим внимание на следующий факт: устав требует, чтобы все Евангелие было вычитано в первые дни Страстной седмицы на часах. Зачем? Страстная седмица имеет ярко выраженный изобразительный характер, и этим сильно отличается от богослужений других дней года. Каждая служба обозначает какое-то событие в истории Страстей Господних. На Страстной седмице на утренях и вечернях прочитываются определенные отрывки из Евангелия, которые рассказывают о событиях, произошедших в начале того или иного дня и в конце дня. Промежуток же между соответствующими событиями был заполнен, как мы знаем из Евангелия, еще какими-то словами или делами Спасителя. И вот, в первые три дня Страстной седмицы Господь учил в храме. Легко догадаться, что наши евангельские чтения на часах в эти три дня, само звучащее в православном храме Слово Божие, изображает собой проповедь Христа - Слова Божия - в храме ветхозаветном. В этом смысле конкретное наполнение чтений (какие конкретно евангельские зачала звучат) не имеет значения, в отличие от Евангелий утренних и вечерних служб, где конкретные зачала говорят о конкретных событиях Страстной. Традиция чтения Евангелия на часах первых трех дней Страстной седмицы исторически - сравнительно поздняя; но в сознании людей она превратилась в обязательный элемент, причем произошла и некоторая трансформация: многие теперь уже думают, что нужно не просто изобразить проповедь Христа в храме, а обязательно вычитать все Евангелия от начала и до конца (вернее, почти конца - Евангелие от Иоанна не дочитывается). Поскольку сделать это за первые три дня Страстной - трудновато, поскольку придется провести в храме очень много времени (вспомним, что в этом-то и состояла мысль тех, кто ввел эту практику: изобразить проповедь Христа в храме от утра и до вечера, изобразить предельно буквально), то Евангелия многие начинают вычитывать заранее, до Страстной седмицы, в течение рядовых великопостных седмиц. Такая практика широко распространена сегодня в России. (Другой вариант сокращения заключается в том, чтобы вычитать только одно Евангелие вместо всех, но зато сохранить его исключительное место в часах одной лишь Страстной седмицы: так делают, например, в наших духовных школах, и этот вариант, очевидно, более правильный.) Что же происходит? По сути, то же самое, что и с пассией: нарушение церковного богослужебного круга, нарушение его символики - если мы начинаем читать Евангелие на часах, скажем, уже со 2-й седмицы Великого поста, то на уникальная символика Страстной становится менее ясной. Но эта практика ни у кого вопросов не вызывает. Ведь, в самом деле, и действительно нет ничего страшного в том, что Евангелие читается заранее, - так же, как и в совершении пассии.

Продолжение следует...

http://www.taday.ru/text/101950.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александра Сопова
Черногория вернула себе храм Александра Невского
В средиземноморской стране почитают русских святых и ждут визита Московского патриарха
19.09.2013
РПЦ обещает заступиться за жертв ювенальной юстиции
Представители родительской общественности считают, что позиция Церкви выражена неоднозначно
29.11.2012
Все статьи Александра Сопова
Последние комментарии
«Зеленский начинает проговариваться»
Новый комментарий от учитель
29.03.2024 13:34
Мы русские. Но с нами ли Бог?
Новый комментарий от Егоров
29.03.2024 13:06
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 12:15
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
29.03.2024 11:52
Альенде vs Пиночет
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 11:49
На месте «Крокуса» должен быть православный храм!
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 11:37
О красных и белых
Новый комментарий от Олег В.
29.03.2024 11:31