Возвращение в катакомбы

Христиане Ближнего Востока становятся гонимым меньшинством

0
205
Время на чтение 5 минут
Последние два года мы наблюдаем за резким обострением политической ситуации в странах восточного Средиземноморья. Причем растущее напряжение здесь напрямую связано с усилением роли религиозной идеологии, прежде всего политического исламизма. Радикальные организации - "Хезболлах" и ХАМАС - навязали региону средневековые представления о государственном устройстве. Как живется христианам арабского Востока в условиях гнета воинствующих исламистов? На этот вопрос отвечает профессор Ливанского университета (г. Бейрут), учредитель "Ливано-Российского дома" Сухейль Фарах.

- Господин Фарах, какие процессы переживает христианская община на Ближнем Востоке?

- Численность христиан на Ближнем Востоке катастрофически сокращается. Буквально 20 лет назад на родине Христа мои единоверцы составляли примерно пятую часть от всего населения палестинских территорий, а сейчас по всей автономии их численность не достигает и пяти процентов. Еще недавно Ливан был единственной страной на Ближнем Востоке, где христиане составляли большинство и занимали ключевые посты в политике, экономике и культуре страны. Обстановка кардинально изменилась в пользу преобладания мусульман. Похожая картина в Сирии, Иордании и Египте.

За последние десятилетия очень изменилась демографическая ситуация в странах восточного Средиземноморья. 20 лет назад самой представительной общиной в Ливане были восточные католики - марониты. Христиане вообще составляли большинство населения в стране, теперь они стали меньшинством. Среди мусульман раньше преобладали сунниты, за ними по численности следовали шииты. Теперь самая большая община в Ливане - мусульмане-шииты, живущие в основном на юге страны, где безраздельно господствует "Хезболлах", и представляющие самые бедные слои населения.

- Что послужило причиной сокращения численности христиан в Ливане и Палестине?

- Эти причины уходят в глубину истории. Численность христиан на Ближнем Востоке стала сокращаться после падения господства Византии в этом регионе, во времена арабских завоеваний и Крестовых походов. Восточные христиане приняли удар не только от мусульманских завоевателей, но и от крестоносцев. Часть восточных христиан приняла ислам именно в эпоху Крестовых походов, испытывая притеснения от своих западных братьев по вере. Следующим мощным ударом по общинам христиан в восточном Средиземноморье стало османское завоевание.

Перед христианами лежало три пути: отстаивать свою идентичность, искать взаимопонимание с окружающими иноверцами или эмигрировать. Современная история знает периоды массовой миграции ближневосточных христиан в страны Запада и Латинскую Америку. В Ливане сейчас проживают почти 4 миллиона человек, а только в Бразилии и Аргентине - почти 7-миллионная ливанская община. Самая массовая эмиграция из Ливана, Сирии, Палестины произошла в конце XIX - начале XX века. Уезжали, правда, и мусульмане, но в меньшей степени, чем христиане. Большую роль здесь сыграли и экономические причины.

За последние 30-40 лет сильно выросли радикализм и фанатизм последователей ислама. Мусульманский мир не смог войти в современность. Для исламистов образец - Средневековье, когда арабо-мусульманская цивилизация господствовала в мире. Это отношение сильно повлияло не только на отношения к западному миру, но и к христианам Востока.

- Как отразилось на судьбе арабов-христиан усиление радикальных исламистских партий "Хезболлах" и ХАМАС?

- Как ни странно, в первую очередь опасаются "Хезболлах" не христиане, а мусульмане-сунниты, потому что эту партию поддерживает шиитский Иран. "Хезболлах" отличается от других исламских партий. У них очень прагматичное руководство. 15 лет назад они провозглашали целью создание исламского государства в Ливане, но теперь, по крайней мере - тактически, отказались от этого лозунга. "Хезболлах" вступила в альянс с генералом Мишелем Ауном, лидером восточных католиков-маронитов. Среди православных политиков некоторые тоже считают, что на данном этапе необходимо найти прагматичный язык с "Хезболлах", самой сильной партией в Ливане. Любая партия или община в стране, естественно, боится такую партию, которая выстояла под ударами Израиля, обладающего самыми мощными вооруженными силами в регионе. Христиане заинтересованы в том, чтобы иметь нормальные, справедливые отношения и с мусульманским Востоком, и с христианским Западом. Такова психология и стратегия меньшинства. Но это тактика. В стратегическом плане союз с какой-либо религиозной идеологией очень опасен.

В начале 1980-х годов боевики "Хезболлах" преследовали светских мыслителей Ливана. Пострадали лучшие представители светской мысли арабского Востока. Руководство "Хезболлах" пытается представить себя разумными людьми, но их идеология очень ортодоксальна и входит в противоречие с попытками наладить диалог с другими общинами страны. Благодаря им Ливан становится округом Ирана, хотя еще недавно был самым развитым светским демократическим государством Ближнего Востока. В Ливане 17 общин, и даже самая маленькая из них способна нарушить баланс сил. А общество настроено на сохранение равновесия. Все остальные общины боятся расширения влияния "Хезболлах" из-за их ортодоксальной идеологической базы.

ХАМАС тоже пытается представить себя лояльной христианам силой, в руководстве движения есть даже один христианин. Однако их идеология очень ортодоксальна. И опыт показал результаты их власти - то, как они относились к сторонникам ФАТХ. Произошедшее можно назвать деспотизмом по отношению к братьям-арабам, исповедующим христианство или придерживающимся светских взглядов.

- Каковы взаимоотношения между христианскими общинами в сегодняшнем Ливане?

- Во время гражданской войны 20 лет назад друг другу противостояли правохристианские партии (в основном марониты) и мусульмане (в основном сунниты). Сейчас конфликты в Ливане не носят конфессиональный характер. Расстановка сил поменялась. Партии делятся по принципу отношения к внешним силам: одни тяготеют к Сирии и Ирану, другие - к Америке и вообще Западу. Христиане тоже расколоты по политическим и экономическим предпочтениям. Интересно, что Саудовская Аравия поддерживает не только суннитов, но и христиан Ливана, поддерживающих США.

- Почему среди христиан Ближнего Востока не вырос уровень религиозности, хотя бы как реакция на исламизм?

- Образ мысли и быт христиан на Востоке заметно отличаются от образа мысли и быта их соседей - мусульман. Материализм, либерализм и распространение философии секуляризма оказали огромное влияние на современную культуру арабов-христиан. Светская мысль была развита сильно именно среди православных Ливана. Маронитов секуляризация коснулась в гораздо меньшей степени. Своей приверженностью к светским и либеральным ценностям православные желают отличаться от мусульман, часто склонных к религиозному фанатизму и нетерпимости. Христиане считают, что только в условиях светского устройства государства им будет обеспечено равноправие. Если они пойдут по пути поддержки усиления роли религии в политике, то понятно, что все равно возобладает исламская власть и христиане вернутся в состояние "ахль-аззума", то есть подчиненное положение по отношению к господствующему исламу.

Подъем арабского национально-освободительного движения конца XIX века был связан со светской мыслью. Православные арабы играли большую роль в этом движении. Они считали, что объединение арабского мира на принципах либерально-демократической мысли и отделения государства и религии приведет арабов в число передовых наций. Но арабский национализм в конечном итоге выбрал путь исламизма. История показывает, что религиозное государство неизбежно становится тоталитарным. Когда религия смешивается с политикой, она теряет свою святость, свои высокие ценности. Исходя из этого, христиане Ближнего Востока сделали все, чтобы этот процесс не пошел, но у них мало что получилось.

Однако православная элита на Ближнем Востоке всегда отличалась от лидеров восточных католиков тем, что она пыталась всегда найти общий язык с арабо-исламским миром. Духовные истоки православных на Востоке, а именно на Антиохийском Востоке, а католики подчиняются Риму. Мусульмане всегда воспринимали католиков как некое продолжение Запада. Каждая община в сегодняшнем Ливане вынуждена существовать в условиях агрессивной глобализации, с одной стороны, и религиозного фанатизма - с другой.

Андрей Мельников

http://religion.ng.ru/problems/2008-04-02/4_christians.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от Серега с Малой Бронной
24.04.2024 11:26
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Сергей Швецов
24.04.2024 11:24
Справедливость как воля Божия
Новый комментарий от Русский Сталинист
24.04.2024 09:36
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Александр Волков
24.04.2024 09:24