"Время героев - придёт!"

Беседа с деканом социологического факультета МГУ

0
118
Время на чтение 10 минут
"ЗАВТРА". Владимир Иванович, совсем недавно прошли выборы, которые, с одной стороны, продемонстрировали доминирующую политическую позицию общества, с другой, вызвали множество дискуссий, в частности, указывающих на парадокс выборного единения в сочетании с высокой степенью противостоянии элиты и народа. Какие социальные процессы это иллюстрирует?

Владимир ДОБРЕНЬКОВ. Конечно, сегодня рано говорить о том, что социальная атомизация российского общества преодолена: налицо значительное социальное расслоение. Однако о непримири- мом противостоянии между элитой и народом говорить все-таки тоже нельзя. Приведенный вами пример с выборами наглядно демонстрирует, что курс, начатый Владимиром Путиным, получил одобрение самых различных слоев российского общества.

Напомню лишь некоторые цифры: в декабре 1999 года на выборах в Госдуму "путинский" блок "Единство" получил поддержку около 23% голосовавших россиян. В марте 2000-го Путин одержал победу в первом туре президентских выборов, набрав около 53 %, а спустя 4 года его кандидатуру поддержали уже более 71 %. В нынешнем же году Дмитрий Медведев заручился поддержкой более 70 % голосов избирателей. При всей относительности этих числовых значений, они все-таки демонстрируют реальное отношение общества к власти. Налицо стабилизация общественно-политического поля. Той ситуации, которую всем мы наблюдали в 90-е годы, когда существовало реальное противостояние между правящим классом (откровенно говоря, язык не поворачивается назвать его "элитой") и народом, сегодня уже не существует.

Разумеется, жизненный уровень вырос не столь значительно, как хотелось бы, но даже на примере Российской армии видно, что сегодня просто невозможна ситуация 1997-98 годов, когда покойный генерал Рохлин едва не стал неформальным лидером значительной ее части, более не желавшей подчиняться своему верховному главнокомандующему.

"ЗАВТРА". А какие факторы будут определять перспективы России в глобальном мире?

В.Д. Конструируя образ будущей России, я, безусловно, вижу мощное государство, входящее в число держав, определяющих вектор международных процессов. Мощь страны - это ее конкурентоспособность и полный суверенитет. Но понимаю, что достижение такого статуса зависит от многих факторов - внутренних и внешних. На наших глазах происходит смена основ, определяющих конкурентоспособность и независимость государств.

Экономика, безусловно, один из таких факторов. Но в условиях глобального рынка слишком велика зависимость стран от международных экономических процессов, и это постепенно выводит т.н. традиционную экономику из числа параметров, ключевым образом определяющих суверенитет держав. Например, Германия - одна из наиболее мощных европейских экономик, но при этом она более других интегрирована в глобальную экономику и зависит от нее - можно ли в этих условиях вести речь о реальном суверенитете?

Военная мощь. В перспективе ее будут определять не арсеналы "горячего" оружия, в т.ч. стратегического, а технологии, способные выводить из строя целые армии. Специалисты утверждают, что такие технологии сегодня создаются, например, на основе нанотехнологий. И можно предположить, что только страны, входящие в "клуб" обладателей таких технологий, могут быть услышаны в будущем, и лишь их голос будет реально влиять на международные процессы.

Состояние общества. Одна из ключевых предпосылок конкурентоспособности и суверенитета страны. Условиями формирования социальной базы, способствующей оптимистичному будущему России, являются социальный оптимизм, здоровье общества, основанное на традиционной ценностной базе и безусловное сохранение своеобразия нации. Я уверен, именной культурно-ценностной аутентичностью будет определяться международная конкурентоспособность. Именно такой аутентичностью будут обеспечиваться факторы экономического прорыва (сейчас многие говорят об инновационной экономике, но мало кто до конца осознает, что имеется в виду не только лишь экономика высокотехнологичных отраслей, а совершенно инновационные принципы устройства экономической модели как таковой). Такой аутентичностью будет определяться роль России в геополитических процессах. Не говоря о сфере духа, аутентичность национального мировоззрения уже сейчас является "зоной", в наибольшей степени подвергающейся разрушению, и именно страны, способные сохранить свое мировоззрение, могут рассчитывать на сохранение суверенитета.

Иными словами, в будущем конкурентоспособность и суверенитет стран будут зависеть от места, которое занимает национальное мировоззрение в глобальной конкуренции идей, а именно в ценностных процессах. Перспективы России также напрямую связаны с тем, станет ли идейная база нашего общества стимулом к созданию новых культурных феноменов. Или же мы будем довольствоваться "перемалыванием" того, что будет вкладываться в наши головы и души извне.

Я верю в то, что России по плечу столь сложная задача. Сама наша история дает нам примеры побед, родившихся на основе сохранения аутентичного культурно-ценностного вектора. Не просто сохранения, но постоянного развития.

"ЗАВТРА". Что же давало нашему народу силу к этому?

В.Д. Безусловно, ценностный базис, сформированный более тысячелетия назад на основе Православия. В течение этого времени в самых жесточайших условиях Русская православная Церковь сохраняла этот дух, противостоя бесконечным попыткам разрушения. Это было, есть и будет самым мощным орудием нашего народа. Это позволило Минину и Пожарскому в условиях совершеннейшего тупика мобилизовать народ и одержать великую победу, Матросову - закрыть грудью фашистский дзот, а в нашей нынешней повседневной жизни семьям со скромным достатком собирать в своем доме беспризорных и больных детей.

"ЗАВТРА". Сегодня одним из ключевых направлений государственной политики названо образование. Какие задачи в данной области вам представляются ключевыми?

В.Д. Во-первых, сохранение "русского национального образования" как такового - системного, ценностно-ориентированного, опирающегося на фундаментальную науку.

Во-вторых, его здоровая модернизация. Под ней я понимаю совершенствование стандартов образования (создание стандартов третьего поколения на основе предложений, выработанных профессиональным и научным сообществом, потребностей современного рынка и уровня научного знания, достигнутого в той или иной области); повышение требований к качеству образования, включая ответственность за него как преподавателей, так и учащихся; ведение международного академического диалога; усиление практического характера (профессиональной ориентации) без утраты фундаментальности.

В-третьих, восстановление фактора идейности образования, который заключается в безусловном воспитании национального достоинства.

"ЗАВТРА". А необходимо ли идеологическое воспитание и реальное участие молодежи в политических процессах? Какими средствами это можно реализовывать?

В.Д. Молодежь всегда была, есть и будет самой пассионарной частью общества. Однако молодежную пассионарность во избежание политических эксцессов всегда необходимо направлять в нужное русло - посредством политического просвещения и идейного воспитания.

Правильно говорят: "Если вы в 20 лет не были революционером, значит, у вас нет сердца, а если к 40 вы не стали консерватором, значит, у вас нет ума". А это значит, что если молодой человек желает активной политической борьбы, прямого действия, то это - совершенно нормально. Другое дело, что эти желания зачастую используются политическими авантюристами, а потому государство должно заниматься воспитанием молодежи, поддерживать ее самоорганизацию, но не на основе неких конъюнктурных проектов-однодневок, воспитывающих в молодежи социальное иждивенчество и нездоровый карьеризм, а исходя из реальных ценностных запросов подрастающего поколения.

В прошлом году организованный нами "Фонд имени Питирима Сорокина" провел достаточно интересное экспертное исследование "Ценности в современной России", результаты которого удивили нас самих. Мало того, что мы обнаружили у молодежи четкую потребность в базовых традиционных ценностях, среди которых стоит отметить патриотизм и семейственность, веру в Бога и понятия долга и чести, скажу больше: как оказалось, молодежная аудитория выражает более острый запрос на коррекцию ценностного состояния общества, нежели среднее и старшее поколения. Кроме того, главным парадоксом нашего исследования стало то, что достаточно четкую традиционно-ценностную ориентацию выражают представители младшей молодежи, поколения, сложившегося уже в 2000-е годы и отличающегося достаточно четким прагматическим взглядом на мир.

Что касается молодежной политики, то я, быть может, буду несколько банален, сказав о том, что необходимо последовательно и систематично заниматься воспитанием молодежи, формированием у нее традиционной системы ценностных ориентаций, которая совпадала бы с национальными интересами России. Для этого должна быть организована система мер воспитательного и, не побоюсь этого слова, идеологического воздействия.

До сих пор нас пытаются убедить в том, что даже в курсах гуманитарных наук вообще не должно быть никакой идеологии. Однако вакуума идеологии не бывает, даже если сама идеология официально не формулируется, она все равно существует. Как бы мы ни относились к коммунистической идеологии, она была именно той регулятивной социальной сверхидеей, которая помогала цементировать нацию. Поэтому и сегодня определенная система взглядов на мир и общество в подрастающем поколении должна быть сформирована, и, дай Бог, чтобы эта система базировалась на традиционных для России духовно-нравственных ценностях, среди которых одной из важнейших является служение своему Отечеству.

В данном отношении стоит добавить, что мерилом нравственности любого гражданина, и особенно государственного деятеля, является то, насколько он в своей деятельности выражает интересы государства и нации.

Лично я убежден, что воспитательный элемент в образовательном процессе является первоочередным. Ведь даже в современном обществе, когда человек устраивается на работу, в первую очередь оценивают его нравственные качества, его порядочность, а уже в дальнейшем - качества профессиональные.

"ЗАВТРА". Есть ли в мирное время востребованность в героях, и каким должен быть современный герой, каким вызовам отвечать?

В.Д. Нет никаких сомнений, что данная потребность существует. Для нас, педагогов, это очевидно, поскольку в том же патриотическом воспитании недостаточно опираться на образы давней истории, необходимо приводить примеры и из современной жизни. И сколько бы ни говорили о том, что современная молодежь лишена героизма, один только подвиг 84-х псковских десантников, ребят, учившихся в годы полного развала советской системы образования, говорит об обратном. Время героев еще придёт.

Относительно же четкой характеристики современного героя сказать сложно. Несомненно, это должен быть, с одной стороны, человек, по своему жизненному опыту близкий современной молодежи, а с другой, имеющий четкую систему ценностных принципов. Не так давно многие сочли, что балабановский Данила Багров из фильма "Брат-2" соответствует данному образу, я же считаю, что ему не хватало самого главного: веры в Бога. Ведь убивать врагов - это гораздо проще, чем преодолеть свои собственные страсти. Увы, сегодня на экране и так слишком много насилия. Полагаю, что создание положительного образа национального героя - одна из важнейших задач государственной информационной политики.

"ЗАВТРА". Какой должна быть информационная политика? Каково ваше отношение к недавно подписанному Президентом Указу об информационной безопасности Российской Федерации?

В.Д. Уверен, что этот Указ очень своевременный. Работа в данном направлении в современную эпоху, именуемую "информационной", обеспечивает национальную безопасность, поскольку ни для кого не секрет, что на сегодняшний день процесс распространения информации фактически стал неуправляемым как по объему, так и по содержанию. Социально-психологические последствия этого процесса могут быть крайне негативными. Особенно опасно воздействие неконтролируемой информации на детей и подростков.

Сегодня можно с уверенностью сказать, что на международной арене проходит информационно-психологическая война, главным объектом которой является сознание и душа человека. Эта борьба идет за то, чтобы сформировать у людей систему ценностей, которая выгодна оппонентам государства.

К сожалению, в нашей стране СМИ редко занимают национально ориентированную позицию. Особо стоит отметить Интернет, который не контролируется - практически, невозможно с правовой точки привлечь к ответственности за распространяемую там клевету и ложную информацию. А ведь эта информация уже формирует общественное мнение, дезориентирует его - как правило, в сторону негативных установок.

"ЗАВТРА". Но возможно ли контролировать информацию, не нарушая принципа "свободы слова", можно ли избежать нарушений и злоупотреблений в сфере цензуры?

В.Д. Разумеется, под это должна быть подведена основательная законодательная база - система регуляторов, которая позволит установить двусторонние отношения между теми, кто предоставляет и распространяет информацию, и теми, кто ее контролирует. При этом сегодня уже почти всем ясно, что свобода слова не может быть беспредельной, а ее пределы, на мой взгляд, в первую очередь, определяются интересами государства и нации, а только уже затем - конкретными индивидуальными интересами. Иными словами, контроль за СМИ отнюдь не означает ограничение свободы слова, но лишь обозначает рамку, которая отличает свободу человеческого самовыражения от свободы социально-деструктивного самовыражения.

"ЗАВТРА". Когда Путин сказал о Медведеве, что тот - русский националист, "восприимчивая" часть общества, почувствовав конъюнктуру, стала вторить ему, заявив, что тоже гордится страной, историей, хотя еще недавно именно они плевали в прошлое. Как вы относитесь к такому идейному релятивизму? Могут ли люди, легко меняющие взгляды, быть опорой власти и народу?

В.Д. Необходимо отличать мировоззренческое становление человека, его идейный генезис от релятивизма и конъюнктуры. К сожалению, в эпоху глобальной метареальности, искусно конструируемую в настоящее время, зачастую сложно оценить истинность позиции той или иной персоны. Но все же характер лояльности определяется просто: "По делам их узнаете их".

Я бы предложил руководству государства не допускать излишних компромиссов в отношении тех, чьи усилия на деле оказываются направленными против нации и государства: такие люди должны быть лишены доступа к принятию стратегических решений, относящихся к государственной политике.

"ЗАВТРА". Владимир Иванович, сегодня всё больше говорят о необходимости формирования новых российских элит. Что такое, по-вашему, элита? Кого можно к ней отнести?

В.Д. Отмечу один любопытный факт: изначально данный термин ("элита") применялся исключительно для обозначения товаров высшего качества, а также лучших сортов в генетике и семеноводстве, и лишь в XIX веке "элитами" стали называть некоторые социальные категории людей. В современной социологии существуют различные теории элиты. В первом приближении большинство этих теорий, несмотря на наличие в них различных концепций ротаций и циркуляций элит, несут в себе корень социального дарвинизма. Однако я убежден, что это далеко не так.

Традиционно принято считать, что элитой общества являются господствующие в социальном отношении группы, достигшие своего высокого статуса за счет основной массы населения, и зачастую действующие вопреки его интересам. На мой же взгляд, подлинная элита российского общества - это не только и не столько чиновники, олигархи и топ-менеджеры, сколько те люди, кто в своих трудах раскрывают данные им Богом таланты. Это простые русские люди, на которых стояла и будет стоять Россия. Это в одинаковой степени человек из глубинки и человек из власти, - "труженики" не в марксистском, но в юнгеровском понимании: созидатели и хранители ценностей, сознающие свою укорененность в традиции, неразрывно связанной с культурой и религией предков.

Именно поэтому сегодня необходимо способствовать формированию национальных элит на основе духовно-нравственного, творческого и профессионального потенциала, вопреки созданию элит по критериям материальной обеспеченности и социального статуса. Содействовать восстановлению в общественном самосознании истинной роли "простого человека" в национальных мировоззренческих и социальных процессах.

Необходимо корректировать понятие "элита" - от ее понимания как "верхушки" до понимания как "соли земли" - независимой от социальных стратификаций силы, обеспечивающей жизнеспособность государства и народа на основе ценностей труда, совести и блага Родины. При этом надо особо отметить, что сегодня крайне важны и актуальны воспитание и поддержка молодежи как будущей элиты.

Беседу вела Ольга Фёдорова

http://zavtra.ru/cgi//veil//data/zavtra/08/749/61.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Добреньков
«Я не стал бы рвать тельняшку на груди»
Профессор Владимир Добреньков о низком месте МГУ в международном рейтинге, который возглавили британские и американские вузы
13.12.2017
«Мера наказания должна быть адекватна тяжести совершенного преступления»
Владимир Добреньков поддержал главу МВД В.Колокольцева, считающего смертную казнь «нормальной реакцией общества на свершившийся факт»
11.02.2013
Владимир Добреньков: Ситуацию эта мера не улучшит
По словам известного социолога, вместо повышения цены на водку государству следовало бы всерьез озаботиться нравственным воспитанием народа
29.05.2012
Все статьи Владимир Добреньков
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
24.04.2024 21:35
Вакцинация небезопасна для детей
Новый комментарий от Ленчик
24.04.2024 21:07
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Русский Иван
24.04.2024 19:49
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Hyuga
24.04.2024 19:06
Справедливость как воля Божия
Новый комментарий от Андрей Садовский
24.04.2024 17:26