- К какому времени относятся первые упоминания о посте?
- О посте как определенном периоде воздержания часто говорится в ветхозаветных книгах Священного Писания. Предписывалось, например, еврейскому народу поститься в то время, когда Моисей восходил на гору Синай для общения с Богом. Позже у евреев пост был установлен как обязательный день в году на праздник Йом Кипур - день искупления, день очищения или судный день.
В дальнейшем пост становится неотъемлемой составляющей жизни христиан во все времена. Пожалуй, назвать точную дату, когда было установлено время поста в христианской Церкви, невозможно, потому что сколько существует христианство, столько существует и пост. Так, Господь, говоря о демонических силах, сказал в Евангелии: "Сей же род не исходит токмо молитвою и постом" (Мф. 17: 21). Поэтому пост - неотъемлемая составная часть христианского образа жизни и образа мысли.
- Православные христиане не имеют право употреблять мясо свинины только в пост или они вообще не имеют право есть свинину?
- Насчет того или иного вида мяса в Православии нет как таковых табу. В пост мы воздерживаемся от белковой пищи вообще, в частности и от свинины тоже. Если Вы имеете ввиду ветхозаветные предписания, которые гласят о том, что можно вкушать мясо только тех животных, у которых раздвоены копыта и которые "жуют жвачку", то в Новом Завете, в книге Деяний святых апостолов мы читаем, что отныне, уже после совершившейся искупительной крестной жертвы Христа, уже ничего нечистого быть не может. Это было утверждено учениками Христовыми на I Апостольском Соборе в Иерусалиме, где они постановили придерживаться Богом данных правил из ветхозаветного закона, являющихся существенно важными. А именно: христиане должны воздерживаться от кровей, блуда, идоложертвенного, удавленины и - самое главное, что красной нитью проходит через все Священное Писание, - чтобы не делали другому того, чего не желают себе.
- Отец Александр, ведь не только ограничение в пище заключает в себе пост, но еще и ограничение в поведении. Нужно ли отказываться в период поста от увеселительных и развлекательных мероприятий, от сквернословия и скандалов, от всякого рода отрицательных эмоций?
- Сразу замечу по поводу "сквернословить" и "скандалить". Это Церковь запрещает делать не только в пост. Нет такого, что пришла Пасха, можно разговеться и теперь сразу можно браниться, ссорится и ругаться. Такого нет!
Что же касается сущности поста, то самое главное надо для себя запомнить вот что: пост - это не диета, хотя и включает в себя определенную "диетическую" часть. Пост - это период воздержания во всем, во всех проявлениях нашей жизни. Это период, когда мы становимся более сдержанными. И вот здесь необходимо вспомнить одно важное новозаветное предупреждение: ни в коем случае пост не должен являться предметом публичного афиширования, мол, "обратите на меня внимание, я пощусь", а также "я не такой как вы, я праведный, а вы все нечестивые". Господь в Евангелии нам это очень строго запрещает. Он говорит, чтобы мы береглись "закваски фарисейской". Под фарисейством здесь имеется ввиду показная вера, показное благочестие, часто фальшивое. В посте главным должны стать наши отношения с Богом. Не выполнение определенных запретов, не то, от чего мы воздерживаемся, а то, зачем мы это делаем и какая в этом необходимость.
В любом деле для того, чтобы что-то получить, нужно от чего-то отказаться. Часто приходится слышать о строгости требований Церкви в отношении поста. Но почему-то никто и никогда не возмущается образом жизни спортсменов, у которых бесконечные тренировки и строго регламентированный распорядок: вот это можно, а это нельзя. Важно понять, что мы не просто занимаемся каким-то плотским и духовным самоистязанием. Мы ограничиваем себя в одном для того, чтобы получить другое.
- Следовательно, пост - это еще и молитва, и чистота помыслов?
- Более того, я продолжу Вашу мысль, пост - это период углубленного критического самоанализа. Это период покаяния. И по мере того, как мы ограничиваем свою плоть, по мере того, как мы ограничиваем свои телесные побуждения и стремления, душа наша становится свободной и возвышается над плотью. Поэтому время поста - это период радости и праздник нашего духа, это наше духовное обновление и возрождение. Это наша духовная весна!
Но еще вот что хочется сказать. Пост сам по себе - занятие пустое и никому не нужное. Если мы усердно потрудились как в молитве, так и в воздержании, но не соизволили причаститься святых Христовых таин, то можно сказать, что мы и не постились. Если мы говорим, что пост - это время критического самоанализа, выражающегося в покаянии, то следующим шагом после покаяния обязательно должно быть святое причастие. Только тогда пост исполняется во всей своей полноте, и тогда Пасха нами будет встречаться во всей полноте нашего духа, всей радостью нашего сердца. Тогда мы действительно "вкусим" Пасху Господню.
- Есть ли какие-нибудь послабления во время поста? Вот, например, врачи рекомендуют мужчинам, которые страдают болезнью простаты, жить регулярной половой жизнью. Как тут быть?
- А если, например, мужчина не женат, как ему тогда быть? Это вопрос сугубо индивидуальный. Что же касается послаблений вообще, то, если у человека больной желудок или другие болезни и ему необходимо вкушать, например, молочные продукты, Церковь дает такое благословение. В этом случае перед началом поста нужно подойти к священнику и попросить благословение на послабление в пост. Но не лукавить!
Что же касается интимной жизни, то тут я не слышал о каких-либо послаблениях. Равно как и не слышал о том, что у больных, которым медики дали какие-то предписания, а они рассудительно держат пост, ухудшалось здоровье. Мы люди верующие, и для нас этот вопрос, попросту говоря, решен очень просто: никогда Бог не останется перед нами в долгу!
- Сколько раз в году можно исповедоваться, а самое главное - причащаться?
- Вообще этот вопрос лучше и правильней всего решать в индивидуальном порядке со своим духовником. Самый, скажем, минимум таков: никак нельзя причащаться менее четырех раз в год, то есть сколько постов, столько раз и мы соединяемся с Господом. Кто-то рекомендует своим чадам причащаться раз в сорок дней, некоторые - раз в месяц, кому-то реже, кому-то чаще. Тут нельзя говорить о каком-то едином для всех правиле, потому что все люди разные, и для одних частое причастие будет предметом их духовного роста, а для других - привычкой. Человек ведь, часто причащаясь, нередко теряет благоговение пред причастием, оно становится для него чем-то "утилитарным". Поэтому этот вопрос я рекомендую оговаривать только со своим духовником, у которого вы исповедуетесь и который знает ваш внутренний духовный мир.
- Сколько раз в день можно есть во время поста?
- Наш устав - это прежде всего устав монашеский, который предписывает двухразовый прием пищи. В пост особое предписание: есть дни, когда вообще не вкушается пища, есть - когда вкушается раз в день и определенное количество. Для мирян этот устав послабляется, но в какой мере - это опять-таки решается только индивидуально.
- Могу ли я в пост кушать сладкую пищу?
- Конечно, можете. Мед, варенье и другие натуральные сладости.
- Нужно ли детям соблюдать пост? Ведь исключается белковая пища - самая необходимая для растущего организма. И если нужно, то с какого возраста?
- Разумеется, Святая Церковь не нагружает постом младенцев и детей до семи лет. Здесь все зависит от семьи, в которой они родились и воспитываются. Эффективней всего для детей будет на время поста ограничить их в играх, компьютере и телевизоре, а также "чипсах" и других вредных продуктах, которые они очень любят.
Но тут бы мне хотелось подчеркнуть вот что. Я обращаюсь, прежде всего, к людям, которые сравнительно недавно переступили порог храма. Полнота аскезы поста - это не то, с чего надо начинать церковную жизнь. Для сравнения представим себе юношу, который пришел в секцию тяжелой атлетики; ему нравится, как чемпионы толкают тяжеленные штанги. Ему тоже, естественно, хочется сразу рвануть чемпионский вес. Но что с ним будет, если он попробует это сделать? Ответ однозначный: ничего хорошего. Поэтому начинать пост нужно, по согласованию с духовным руководителем вашей жизни, с умеренного воздержания и с умеренной нагрузки.
Записал беседу диакон Георгий Скубак
http://www.pravoslavie.ru/guest/080326103752