Пред дверьми храма Твоего предстою... А дальше?

- Мама, давай зайдем в церковь, - неожиданная просьба шестилетнего сына вывела меня из задумчивости.

В церковь? Зачем? Мы гуляли с детьми в старинном московском парке, болтали о всякой всячине, планируя уже скорый отъезд за рубеж, и вдруг такой такой поворот...

- А зачем в церковь, может, не надо? - я с сомнением оглядела свой наряд. Нет, длина платья была вполне подходящей - до полу, и закрытое почти до шеи, но вот беда - плечи открыты... Да еще голова непокрыта... Положительно, в этот летний вечер мой наряд совершенно не годился для посещения храма.

- Надо, мама. Очень надо, - ребенок был непреклонен, - Я хочу иконы посмотреть, и вообще... Я хочу туда, понимаешь?

Не знаю, что меня сильнее удивило тогда - неожиданность просьбы или настойчивость сына. В нашем доме в ту пору о вере не говорили вообще, муж считал, что дети вырастут - сами разберутся, что к чему, я в церковь забегала буквально на пять минут, свечку поставить и обратно, так что откуда Митька мог набраться слов "церковь", "иконы", у меня не было ни малейшего представления.

Я еще немного поотговаривала ребенка, ссылаясь на "неуставной" вид, поняла, что сын непреклонен и внезапно остолбенела от мысли "Неужели те, кто сейчас в храме, не поймут, что нельзя отталкивать ребенка, когда он так хочет в церковь?".

Мы вскарабкались по высокой крутой лестнице, при этом я очень боялась чтобы не сорвался младший, еще довольно неуклюжий карапуз. В притворе о чем-то негромко переговаривались две пожилые женщины.

- Бабушки, миленькие, - я сама не предполагала, что умею так просить, - Пожалуйста, помогите нам. У меня ребенок очень-очень в церковь захотел. Я знаю, что я одета неправильно, но это так неожиданно все произошло, я не думала, что мы сегодня к вам придем. У вас, наверное, есть какие-то платки, дайте пожалуйста, чтобы я могла на плечи накинуть и голову покрыть...

Выражение лиц привратниц было весьма многозначительным, но я автоматически закончила наспех заготовленную тираду:

-.... Или сами покажите детям иконы, ну пожалуйста. Давайте, я пока на улице подожду, если здесь даже постоять нельзя...

Это было последнее, что я успела сказать, после чего громогласный дуэт мне объяснил все о мне самой, моем моральном облике и панельном способе зарабатывания денег. Горохом ссыпавшись по лестнице и захлебываясь в рыданиях, я еще долго слышала вслед добрые пожелания в адрес бесстыжей публичной женщины, не постеснявшейся в развратном виде явиться в храм. Насмерть перепуганные дети так и не поняли, за что эти пожилые дамы так накинулись на маму.

- Мама, что, Боженька смотрит, как кто одет, когда к нему приходит? - что ответить на этот вопрос, я не знала...

Шли годы, мы жили уже в другой стране, и все чаще и чаще ко мне приходила мысль - мне нужно в церковь. В телефонном справочнике я нашла адреса всех местных церквей, выяснила, как к каждой из них добраться... И каждый раз, когда я пыталась представить, как поднимаюсь на паперть и вхожу в собор, меня охватывал приступ дурноты и паники - а вдруг сделаю что-то не так и меня снова будут ругать и гневно коситься. И еще казалось, что раз я такая никчемушная, то и в храме мне делать нечего - только оскорблю собой святыню. В этих переживаниях я так и разминулась с братом Иосифом, не застала Иверскую Монреальскую икону и еще много-много всевозможных не...

К счастью, сложилось так, что пять лет спустя в храм я все-таки пришла... Пришла и осталась... Хотя не знаю, сколько бы я еще маялась комплексами, если бы не добрые люди, которые меня в буквальном смысле привели за ручку в храм и первые месяцы нянчились буквально как с грудным младенцем, помогая сориентироваться, что к чему, и что вообще означает - жить христианской жизнью...

А еще несколько лет спустя разговаривали мы с милой молодой женщиной, мамой очаровательных, очень тихих и спокойных детей. Меня удивляло, почему ее детки вечно стоят на службе в самых задних рядах, хотя впереди, у солеи, совершено свободно.

- Ты знаешь, мы пытались там встать, - очень конфузясь, ответила моя собеседница, - Но нас попросили оттуда уйти. Редко, но бывает, что дети шепотом что-то друг другу скажут. Это мешает тем женщинам, которые там обычно стоят.

От ответа я удержалась, но изумилась изрядно, ибо эти самые дамы половину предыдущей литургии весьма громогласно обсуждали всевозможные семейные дела, и на фоне их беседы тихий детский шепот просто не мог быть слышен...

И как же я после этого порадовалась на приходском собрании, когда о.настоятель самым решительным образом потребовал от всех прихожан со стажем не делать замечаний вообще - ни за внешний вид, ни за разговоры, вообще ни за что. Господь с таким трудом привел новичков в храм, так кто мы такие, чтобы отпугивать их, чтобы мешать родителям прививать детям любовь к храму и к богослужению, чтобы прогонять не по форме облаченных новобранцев?! Надо будет - батюшки сами все скажут и объяснят так, чтобы ни в коем случае не обидеть и не спугнуть новичков. "...льна курящегося не угасит..."

Пожалуй, это был первый раз, когда я заметила, что даже в самом лучшем приходе есть какие-то, не заметные на первый взгляд группы и группки. И при том, что все мы едины во Христе, что причащаемся от одной Чаши, все равно есть некое тонкое деление "свой" - "чужой", и своему но хоть на капельку, но больше позволено. "Своему" не сделают замечания за разговор невовремя, за неправильную юбку или расшалившегося ребенка. А "чужой" всегда под прицелом, его невольно проверяют, впишется он или нет. Какие-то группы гибче, какие-то более закрытые, где-то новичка быстрее примут и обогреют, а где-то он будет годами ходить на приход, так и не зная по именам тех, кто бок о бок с ним молится за каждым богослужением.

А ведь далеко не каждый настолько смел и уверен в себе, чтобы первым попытаться завести знакомство, разговориться с людьми, которые в определенном смысле стали ему новой семьей. Так кто же поддержит новичков, если не мы с вами? Мы же помним, как сами терялись, не зная, где можно встать, где пройти, как заказать молебен или панихиду и что положено делать в Родительскую Субботу. Так давайте хоть немного поможем тем, кому трудно - сейчас. И давайте будем помнить, что без детей у наших приходов нет будущего, если мы сейчас не поможем детям полюбить богослужение, всем сердцем принять веру и по-настоящему стать христианами, лет через десять-пятнадцать в наших приходах снова останутся одни белые платочки. И кого винить будем? Снова давно сгинувшую Советскую власть?

Честно говоря, я не знаю, кому труднее - родителям с шустрыми активными детишками, растерянным новоначальным, искренне старающимся как можно лучше исполнить все-все правила, но от неопытности порой попадающим впросак, или тем, кто вообще впервые в жизни переступил церковный порог, маскируя напускной бравадой собственную робость и неловкость... Но я знаю точно - останутся они в храме или нет, очень сильно зависит от нас с вами.

Да, нам тоже очень трудно, нам хочется молиться в тишине и благоговении, не отвлекаясь на не ко времени открывшуюся дверь, не отшатываясь от отпечатка помады на покрывающем икону стекле, не вздрагивая от чьих-то шагов, пересекающих храм во время "Херувимской"... И еще много-много чего хочется, правда? Только вот интересно, та толпа, которая ходила за Спасителем в дни Его земной жизни, неужели она всегда вела себя чинно и благонравно? Наверняка же нет, и дети плакали, и кто-то шушукался не ко времени... А кто-то и вовсе кричал вслед. Но ведь никого из них Господь не прогнал, и апостолам не позволял прогонять. Так почему же мы считаем для себя возможным отвергать кого-то за то, что он не соответствует нашим представлениям о том, как должно быть? Чего мы ищем, болезненно реагируя на чужой "неправильный" вид, детский шепот, не вовремя оглянувшегося соседа - Бога или своего собственного комфорта? И неужели можно представить, что Господь не зашел бы в дом к искренне ждущим его людям, если там была женщина, одетая не вполне "по уставу"?

Давайте все-таки вспомним тех, кто был рядом в наши неофитские времена, кто поддержал нас, кто потерпел наши слабости и ошибки... Ведь не так много от нас требуется - просто промолчать, если что не так, и мысленно помолиться о так раздражающем нас человеке. А еще - улыбнуться ему... И Господь все управит. Сам.

http://www.pravmir.ru/article_2789.html

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Татьяна Федорова:
Благословленный преподобным Иовом Почаевским
К 135-летию со дня рождения архиепископа Виталия (Максименко)
22.08.2008
Светские средства массовой информации как источник искаженной информации о православии
Доклад на секции "Информационные технологии, Интернет и мультимедиа на службе Церкви и религиозного образования" на XVI Международных Рождественских образовательных чтениях "Православные ценности и современное образование"
01.02.2008
Все статьи автора
Последние комментарии
Нельзя осуждать суррогатное материнство
Новый комментарий от Владимир Петрович
09.12.2019
Еще раз о могиле «екатеринбургских останков»
Новый комментарий от казак.бел
10.12.2019
Модернистские потуги или обыкновенное невежество?
Новый комментарий от София7
05.12.2019
Убогая кураевская методология
Новый комментарий от Oldman1312
09.12.2019
Заработала авторизация и форум
Новый комментарий от Разработчик РНЛ
04.12.2019
Протодиакон Кураев примеряет мундир апологета нацизма?
Новый комментарий от Ортодоксос
07.12.2019
«Полуправда хуже лжи» нужно адресовать самому Ю.А. Григорьеву
Новый комментарий от Николай Волынский
28.11.2019