Пред дверьми храма Твоего предстою... А дальше?

0
190
Время на чтение 5 минут
- Мама, давай зайдем в церковь, - неожиданная просьба шестилетнего сына вывела меня из задумчивости.

В церковь? Зачем? Мы гуляли с детьми в старинном московском парке, болтали о всякой всячине, планируя уже скорый отъезд за рубеж, и вдруг такой такой поворот...

- А зачем в церковь, может, не надо? - я с сомнением оглядела свой наряд. Нет, длина платья была вполне подходящей - до полу, и закрытое почти до шеи, но вот беда - плечи открыты... Да еще голова непокрыта... Положительно, в этот летний вечер мой наряд совершенно не годился для посещения храма.

- Надо, мама. Очень надо, - ребенок был непреклонен, - Я хочу иконы посмотреть, и вообще... Я хочу туда, понимаешь?

Не знаю, что меня сильнее удивило тогда - неожиданность просьбы или настойчивость сына. В нашем доме в ту пору о вере не говорили вообще, муж считал, что дети вырастут - сами разберутся, что к чему, я в церковь забегала буквально на пять минут, свечку поставить и обратно, так что откуда Митька мог набраться слов "церковь", "иконы", у меня не было ни малейшего представления.

Я еще немного поотговаривала ребенка, ссылаясь на "неуставной" вид, поняла, что сын непреклонен и внезапно остолбенела от мысли "Неужели те, кто сейчас в храме, не поймут, что нельзя отталкивать ребенка, когда он так хочет в церковь?".

Мы вскарабкались по высокой крутой лестнице, при этом я очень боялась чтобы не сорвался младший, еще довольно неуклюжий карапуз. В притворе о чем-то негромко переговаривались две пожилые женщины.

- Бабушки, миленькие, - я сама не предполагала, что умею так просить, - Пожалуйста, помогите нам. У меня ребенок очень-очень в церковь захотел. Я знаю, что я одета неправильно, но это так неожиданно все произошло, я не думала, что мы сегодня к вам придем. У вас, наверное, есть какие-то платки, дайте пожалуйста, чтобы я могла на плечи накинуть и голову покрыть...

Выражение лиц привратниц было весьма многозначительным, но я автоматически закончила наспех заготовленную тираду:

-.... Или сами покажите детям иконы, ну пожалуйста. Давайте, я пока на улице подожду, если здесь даже постоять нельзя...

Это было последнее, что я успела сказать, после чего громогласный дуэт мне объяснил все о мне самой, моем моральном облике и панельном способе зарабатывания денег. Горохом ссыпавшись по лестнице и захлебываясь в рыданиях, я еще долго слышала вслед добрые пожелания в адрес бесстыжей публичной женщины, не постеснявшейся в развратном виде явиться в храм. Насмерть перепуганные дети так и не поняли, за что эти пожилые дамы так накинулись на маму.

- Мама, что, Боженька смотрит, как кто одет, когда к нему приходит? - что ответить на этот вопрос, я не знала...

Шли годы, мы жили уже в другой стране, и все чаще и чаще ко мне приходила мысль - мне нужно в церковь. В телефонном справочнике я нашла адреса всех местных церквей, выяснила, как к каждой из них добраться... И каждый раз, когда я пыталась представить, как поднимаюсь на паперть и вхожу в собор, меня охватывал приступ дурноты и паники - а вдруг сделаю что-то не так и меня снова будут ругать и гневно коситься. И еще казалось, что раз я такая никчемушная, то и в храме мне делать нечего - только оскорблю собой святыню. В этих переживаниях я так и разминулась с братом Иосифом, не застала Иверскую Монреальскую икону и еще много-много всевозможных не...

К счастью, сложилось так, что пять лет спустя в храм я все-таки пришла... Пришла и осталась... Хотя не знаю, сколько бы я еще маялась комплексами, если бы не добрые люди, которые меня в буквальном смысле привели за ручку в храм и первые месяцы нянчились буквально как с грудным младенцем, помогая сориентироваться, что к чему, и что вообще означает - жить христианской жизнью...

А еще несколько лет спустя разговаривали мы с милой молодой женщиной, мамой очаровательных, очень тихих и спокойных детей. Меня удивляло, почему ее детки вечно стоят на службе в самых задних рядах, хотя впереди, у солеи, совершено свободно.

- Ты знаешь, мы пытались там встать, - очень конфузясь, ответила моя собеседница, - Но нас попросили оттуда уйти. Редко, но бывает, что дети шепотом что-то друг другу скажут. Это мешает тем женщинам, которые там обычно стоят.

От ответа я удержалась, но изумилась изрядно, ибо эти самые дамы половину предыдущей литургии весьма громогласно обсуждали всевозможные семейные дела, и на фоне их беседы тихий детский шепот просто не мог быть слышен...

И как же я после этого порадовалась на приходском собрании, когда о.настоятель самым решительным образом потребовал от всех прихожан со стажем не делать замечаний вообще - ни за внешний вид, ни за разговоры, вообще ни за что. Господь с таким трудом привел новичков в храм, так кто мы такие, чтобы отпугивать их, чтобы мешать родителям прививать детям любовь к храму и к богослужению, чтобы прогонять не по форме облаченных новобранцев?! Надо будет - батюшки сами все скажут и объяснят так, чтобы ни в коем случае не обидеть и не спугнуть новичков. "...льна курящегося не угасит..."

Пожалуй, это был первый раз, когда я заметила, что даже в самом лучшем приходе есть какие-то, не заметные на первый взгляд группы и группки. И при том, что все мы едины во Христе, что причащаемся от одной Чаши, все равно есть некое тонкое деление "свой" - "чужой", и своему но хоть на капельку, но больше позволено. "Своему" не сделают замечания за разговор невовремя, за неправильную юбку или расшалившегося ребенка. А "чужой" всегда под прицелом, его невольно проверяют, впишется он или нет. Какие-то группы гибче, какие-то более закрытые, где-то новичка быстрее примут и обогреют, а где-то он будет годами ходить на приход, так и не зная по именам тех, кто бок о бок с ним молится за каждым богослужением.

А ведь далеко не каждый настолько смел и уверен в себе, чтобы первым попытаться завести знакомство, разговориться с людьми, которые в определенном смысле стали ему новой семьей. Так кто же поддержит новичков, если не мы с вами? Мы же помним, как сами терялись, не зная, где можно встать, где пройти, как заказать молебен или панихиду и что положено делать в Родительскую Субботу. Так давайте хоть немного поможем тем, кому трудно - сейчас. И давайте будем помнить, что без детей у наших приходов нет будущего, если мы сейчас не поможем детям полюбить богослужение, всем сердцем принять веру и по-настоящему стать христианами, лет через десять-пятнадцать в наших приходах снова останутся одни белые платочки. И кого винить будем? Снова давно сгинувшую Советскую власть?

Честно говоря, я не знаю, кому труднее - родителям с шустрыми активными детишками, растерянным новоначальным, искренне старающимся как можно лучше исполнить все-все правила, но от неопытности порой попадающим впросак, или тем, кто вообще впервые в жизни переступил церковный порог, маскируя напускной бравадой собственную робость и неловкость... Но я знаю точно - останутся они в храме или нет, очень сильно зависит от нас с вами.

Да, нам тоже очень трудно, нам хочется молиться в тишине и благоговении, не отвлекаясь на не ко времени открывшуюся дверь, не отшатываясь от отпечатка помады на покрывающем икону стекле, не вздрагивая от чьих-то шагов, пересекающих храм во время "Херувимской"... И еще много-много чего хочется, правда? Только вот интересно, та толпа, которая ходила за Спасителем в дни Его земной жизни, неужели она всегда вела себя чинно и благонравно? Наверняка же нет, и дети плакали, и кто-то шушукался не ко времени... А кто-то и вовсе кричал вслед. Но ведь никого из них Господь не прогнал, и апостолам не позволял прогонять. Так почему же мы считаем для себя возможным отвергать кого-то за то, что он не соответствует нашим представлениям о том, как должно быть? Чего мы ищем, болезненно реагируя на чужой "неправильный" вид, детский шепот, не вовремя оглянувшегося соседа - Бога или своего собственного комфорта? И неужели можно представить, что Господь не зашел бы в дом к искренне ждущим его людям, если там была женщина, одетая не вполне "по уставу"?

Давайте все-таки вспомним тех, кто был рядом в наши неофитские времена, кто поддержал нас, кто потерпел наши слабости и ошибки... Ведь не так много от нас требуется - просто промолчать, если что не так, и мысленно помолиться о так раздражающем нас человеке. А еще - улыбнуться ему... И Господь все управит. Сам.

http://www.pravmir.ru/article_2789.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Татьяна Федорова
Благословленный преподобным Иовом Почаевским
К 135-летию со дня рождения архиепископа Виталия (Максименко)
22.08.2008
Светские средства массовой информации как источник искаженной информации о православии
Доклад на секции "Информационные технологии, Интернет и мультимедиа на службе Церкви и религиозного образования" на XVI Международных Рождественских образовательных чтениях "Православные ценности и современное образование"
01.02.2008
Все статьи Татьяна Федорова
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
22.04.2024 23:42
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
22.04.2024 23:03
«В США перестали верить в победу киевского режима»
Новый комментарий от С. Югов
22.04.2024 20:29
«С 1964 года население нашей страны вымирает»
Новый комментарий от Vladislav
22.04.2024 20:27
Ждём новых «крокусов»?
Новый комментарий от prot
22.04.2024 19:42
«Они хотят дискредитировать патриотический фронт»
Новый комментарий от Константин В.
22.04.2024 19:30