Вода живая или мертвая?

Семья 
0
141
Время на чтение 5 минут
ОТ РЕДАКЦИИ РЛ: На днях на "Русской линии" была опубликована статья заместителя главного редактора РЛ Александра Колышкина "Учение Церкви или "церковные мифы"? О сомнительном богословии некоторых преподавателей Санкт-Петербургских духовных школ". Публикация была посвящена итогам просветительской конференции "Таинство Брака - Таинство Единения", организованной официальным журналом Санкт-Петербургской епархии "Вода живая". С докладами на конференции выступили архимандрит Ианнуарий (Ивлиев), протоиерей Георгий Митрофанов и иерей Владимир Хулап. Свое мнение по поводу основных идей конференции прислал нам и известный православный пастырь и проповедник протоиерей Олег Стеняев. Сегодня на сайте "Вода живая" был опубликован ответ Михаила Шкаровского, с текстом которого мы посчитали необходимым ознакомить наших читателей.

Несколько недель назад в Интернете появилась статья заместителя главного редактора "Русской линии" Александра Колышкина "Учение Церкви или "церковные мифы"? О сомнительном богословии некоторых преподавателей Санкт-Петербургских духовных школ" (http://ruskline.ru/st.php?idar=213211 ). Она представляет собой отклик на состоявшуюся 2 января в храме-часовне Новомучеников и Исповедников Российских просветительскую конференцию "Таинство Брака - Таинство Единения". Конечно, отзыв на это событие и полемику с высказанными на конференции клириками Санкт-Петербургской епархии можно было бы только приветствовать, если бы упомянутая статья не представляла собой один из хорошо знакомых по прошлым десятилетиям образцов разгромных и призывавших к "оргвыводам" рецензий.

Александр Колышкин без малейшего сомнения пишет о том, что якобы имевшее место на конференции "сознательное искажение церковного учения подпадает под некоторые канонические прещения". При этом нередко высказанные докладчиками мысли искажаются и доводятся до абсурда. Стоит привести лишь некоторые рассуждения А. Колышкина относительно доклада архимандрита Ианнуария (Ивлиева): "...По мысли же отца Ианнуария, современной замужней женщине нужно лишь пребывать в вере, а желает она рожать детей в браке или нет, совершенно неважно. При этом профессор не поясняет, станет ли такая "благочестивая жена" воздерживаться от интимной жизни со своим супругом или же решится воспользоваться неабортивными (хорошо, если таковыми!) контрацептивными средствами[...] А что если завтра Россия достигнет "нравственного уровня" Содома и Гоморры (сообщения о гей-парадах в СМИ сейчас муссируются с новой силой), неужели отец Ианнуарий и тогда предложит нашей Церкви воспринять эти "новые общественные нормы"?[...] Но ведь стоит только продолжить логику докладчика, как окажется, что жена является главой мужа, а Церковь, соответственно, главой... Христа" и так далее. Что ж тут скажешь... о фантазиях Колышкина.

Недопустимыми, представляются также присутствующие в отзыве рассуждения о личной жизни одного из докладчиков - протоиерея Георгия Митрофанова, в частности, объяснение взглядов этого пастыря тем, что он вырастил одного сына. И уж совсем странными (если не сказать больше) выглядят поучения митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Владимиру: "А может наш правящий архиерей и не в курсе, какие материалы публикуются в официальном церковном вестнике "Вода живая"? Так в пору бы уже заглянуть на его страницы".

Следует отметить, что публикация информации о конференции во втором номере Санкт-Петербургского церковного вестника "Вода живая" была сознательно полемически заострена, но Колышкин, критикую конференцию, явно "вместе с водой выплескивает и ребенка". При этом взгляды самого заместителя главного редактора "Русской линии" далеко не безупречны.

Несомненно, что многодетные семьи достойны всяческого уважения и помощи, однако, к сожалению, сейчас они составляют очень малый процент населения России. Одни лишь призывы к увеличению рождаемости без должного социально-материального обеспечения приведут к значительному росту числа брошенных и беспризорных детей. Сотни тысяч таких детей - от малышей до подростков является одной из самых страшных проблем современной России и прямым следствием безответственного отношения к деторождению. Между тем и Русская Православная Церковь до сих пор делает явно недостаточно для того, чтобы исправить существующую трагическую ситуацию. До установления советской власти практически в каждом крупном приходе Петербурга (и других городов) имелись приюты для детей-сирот. Вскоре после революции 1917 г. все они были закрыты, церковная благотворительность запрещена на многие десятилетия и сейчас возрождается очень медленно и с большим трудом. И сегодня и Церкви, и государству, и различным общественным организациям необходимо создавать условия для обеспечения увеличения числа детей. Именно такой подход является ответственным перед обществом, семьей и своими будущими детьми.

В статье А. Колышкина явно ощущается принижение роли женщины не только в семье, но и в церковной жизни. К сожалению, в этих взглядах он не одинок. Между тем еще Великий Всероссийский Поместный Собор 1917-1918 гг., ставший заметным явлением общехристианской истории, принял определение об активизации участия женщин в церковной жизни; очень активно на этом Соборе обсуждался и вопрос о возрождении существовавшего в первые века Христианства института диаконис.

Беспрецедентные со времен преследования христиан в первые века нашей эры гонения на христианство в советской России стали причиной появления целого сонма новомучеников и исповедников, значительную (а, скорее всего, большую) часть которых составляли женщины. Между тем их имена до сих пор в подавляющем большинстве остаются неизвестными. Так из тридцати тысяч биографий новомучеников содержащихся в настоящий момент в базе данных Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета лишь около трех с половиной тысяч составляют женские биографии: 83 игумений, 3200 монахинь и послушниц и немногим более двухсот мирянок.

Между тем именно подвиг женщин во многом позволил Русской Православной Церкви выстоять в эпоху жестоких гонений. Они не только составляли большую часть паствы, но и преобладали среди членов приходских советов, особенно в конце 1930-х гг., когда значительная часть этих членов подвергалась репрессиям. Кроме того, тысячи жен, невест, духовных дочерей добровольно последовали за сосланными или арестованными священнослужителями в места отбытия наказаний и зачастую спасали их там (для сравнения, за декабристами в Сибирь последовали лишь девять жен и две невесты). Подвиг этих женщин, за редкими исключениями остается неизученным.

Очень мало женщин и среди 1650 прославленных в лике святых новомучеников Русской Православной Церкви. Так, например, в Санкт-Петербургской епархии из 120 канонизированных новомучеников, не считая членов императорской семьи, имеется всего лишь пять женщин: великая княгиня Елизавета Федоровна, схимонахиня Мария Гатчинская (Лелянова), члены Александро-Невского братства Екатерина Арская и Кира Оболенская, прихожанка Сергиевского всей артиллерии собора Анна Лыкошина. Однако в епархии было очень много достойных канонизации монахинь и мирянок. Достаточно значительна и роль женщин в современной церковной жизни.

Казалось бы, не должна вызывать сомнений та точка зрения, что Русская Православная Церковь должна откликаться на вызовы времени, богословски осмыслять современное развитие церковной жизни, вести миссионерскую работу в самых широких слоях российского общества. Повышенного внимания требует молодежь, особенно в условиях борьбы за души людей с хлынувшими в последние полтора десятилетия в Россию адептами самых разнообразных конфессий и сект, все возрастающего разрушающего воздействия массовой культуры.

Однако, к прискорбию, находятся люди, которые думают иначе. Они клеймят любые попытки священнослужителей Русской Православной Церкви "повернуться лицом" к проблемам современной жизни, как проявления обновленчества, чрезвычайно плохо представляя, чем в действительности был вызванный конкретными историческими условиями первых лет советской власти и организованный ГПУ обновленческий раскол. Как же далеки эти люди от нынешних прихожан русских храмов.

Духовенство не может "закрывать глаза" на нужды и чаяния своей паствы, а Церковь должна быть не мертвой, а живой водой.

Доктор исторических наук М. В. Шкаровский.

http://news.aquaviva.ru/news/date/2008-03-24/id/609/
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Михаил Шкаровский
Единство перед угрозой
Почему сблизились Константинопольский Патриархат и Русская Православная Церковь в годы Второй мировой войны Единство перед угрозой. Почему сблизились Константинопольский Патриархат и Русская Православная Церковь в годы Второй мировой войны
04.03.2021
Победная Пасха
Отмечалась в 1945 году в Ленинграде без всяких ограничений
04.05.2015
Все статьи Михаил Шкаровский
Семья
«Семья, как малая церковь, невозможна без собраний»
По мнению Виталия Милонова, именно шестидневная учебная неделя является косвенной причиной разводов
19.04.2024
В обществе преодолён страх технологической революции
О правильном отношении к новым технологиям – ИИ, нейросети, биоинженерии
18.04.2024
Теряем здравый смысл...
Скульптурные игрушки в центре Кириллова
17.04.2024
«Реальные дела воспитывают "лучше всякой болтовни"»
Об идее создания в России министерства по молодёжной политике и воспитанию
12.04.2024
«Нужно найти для них новую семью»
О ситуации вокруг детей, найденных в подвале петербургского дома
12.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 21:54
На картошку!
Новый комментарий от Vladislav
19.04.2024 21:18
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:43
Православие на счетчике
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:36
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Hyuga
19.04.2024 19:58
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35