itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Я русский гражданин Российской Федерации

Русские и гражданская нация: прогнозы, проблемы, решения

Генассамблея ООН по Украине  Общенациональный Русский журнал 
0
573
Время на чтение 9 минут
- Вячеслав Вениаминович, в чем причина, почему русский вопрос актуален ныне?

Обложка "Русского общенационального журнала" ? 3, 2008 - Причина, в сущности, в одном, но это "одно" и есть главное: не закреплен должным образом государствообразующий статус русского народа. Но восстановление статуса (общественное, политическое, законодательное) в условиях специфики нашей государственности неизбежно влечет и постановку вопроса о формировании единой российской нации.

- Но договоренности в понимании того, что есть нация, народ, единая нация нет даже в научной среде. Не значит ли это, что работа не завершена, а значит - согласия и быть не может?

- Путаница в терминах - это расплывчатость и недодуманность в мыслях. Слово "нация" может использоваться двояко. В западной социологии, политологии нация традиционно трактуется как политическая общность, согражданство, т.е. - это граждане одного государства. Отсюда такие понятия как национальный интерес или национальная безопасность.

- А у нас?

- В отечественной научной традиции под "нацией" и "народом" часто понималось одно и то же, то есть этническая общность. Не пропущен ли тут текст? Однако, важно отметить и те способы предъявления народного (национального) духа, среди которых основные - это единство этническое, единство в языке, единство в государстве, единство в религии. Так раскрывает себя, в таких формах реализует себя национальный дух, через эти внешние проявления свидетельствует о внутренней самосохраняющей силе. Без этой силы невозможно никакое единство.

- Итак, у нас есть народ-нация. Так нужна ли нам тогда ещё и гражданская нация?

- Хотим мы того, или нет, но должны признать, что и в России в политическом плане актуален вопрос о гражданской нации. Очевидно, что она отличается от народности отеческой (этнической), и реализует себя тоже иначе, прежде всего, через стремление к государственному единству. Это стремление, в сущности, и создает гражданскую нацию (и позволяет, в свою очередь, констатировать её наличие). Но само наличие воли к государственному, политическому единству у народа-нации и у гражданской нации - очень важное общее пространство их взаимного понимания.

- А о какой из наций говорится в Конституции?

- В Конституции РФ записано, что единственным источником власти является многонациональный народ, т.е. в Конституции принята как раз этническая, а не гражданская трактовка нации. И понятно почему. Этнополитические отношения в России складывались веками, и они существенно отличаются от западноевропейских и североамериканских аналогов, где этническое понимание нации выглядит, по меньшей мере, устаревшим или препятствием для продвижения универсальных ценностей образцовых гражданских наций. Не будем забывать, что за терминами стоят судьбы народа и тех личностей, что составляют народ. К сожалению, сегодня выгоднее говорить о проблемах гражданской нации в ущерб нации-народности этнической. Желание политиков, руководителей страны, да и многих ученых "поглотить" этническую нацию, представить ее вредным анахронизмом объясняется, прежде всего, их сервильным следованием глобалистской идеологии. Для России это оборачивается двумя серьезными угрозами. Во-первых, угрозой конфликта этнической и гражданской наций. Во-вторых, очередным форсированным формированием российской гражданской нации за счет ресурсов русской этнонации (народности) по аналогии с советским народом.

- Лозунг "Россия - для русских" - не является ли он провокативным в свете сказанного Вами выше?

- "Россия для русских" - исторически абсурдная идея. Это - скорее эмоции, свидетельствующие об ущемлении русского народа, но они контрпродуктивны. В этом лозунге нет ничего русского и вряд ли он вообще сочинён русскими людьми. Нетрудно представить, что будет со страной, если реализовать этот лозунг. Долой Якутия, Татарстан, Дагестан...- ведь это всё нерусские территории, далее отрезаем от карты России Эвенкию, Ханты-Мансийский округ, Осетию, Башкирию... И так до тех пор, пока не останемся с клочком земли, где началось Московское царство. Нас стремятся разделить используя этот лозунг!

- Сейчас предпочитают говорить россияне, а раньше за рубежом всех выходцев из СССР называли русскими...

- Использование термина "русские" применительно ко всему советскому народу свидетельствовало в свое время о понимании государствообразующей роли русского этноса в Советском Союзе. Однако последствия этой терминологической путаницы для русских скорее негативны. Всех мигрантов из СССР, например, в США, стали называть русскими, хотя этнических русских среди них было мало. Далее появился еще один термин, размывающий русскоэтническую идентичность - "новые русские", среди которых этнически русские составляли меньшинство. В настоящее время термин "русские", условно принятый за рубежом как синоним "советского народа", постепенно занимает место "россиян". В итоге, этнически русские по названию могут совпасть с гражданской нацией - россиянами и вернуть собственное этническое имя будет трудно. "Русские" как этнический термин, канет в лету вслед за "великороссами" и русская этническая нация вовсе останется без имени.

- В последние годы вновь реабилитирована "державность". Как Вы относитесь к этому процессу?

- Державность начинает использоваться как основной идеологический ресурс консолидации российской нации. Это естественный и позитивный процесс. И крайне важно увидеть в этом процессе достойную роль русской нации, избегая ошибок советского и неолиберального периодов, понимая, что "большевистская модернизация и нынешняя "либерализация" основаны на русофобии, питающей их демоническую энергию" (А.С.Панарин). В советский период русский народ в духе "полнейшего национального равенства и братства" использовался как основное средство индустриализации страны, ее обороны, пока к 90-м годам по демографическим и иным причинам оказался не в состоянии играть эту роль дальше. Сегодня на основании глобалистской идеологии русский человек якобы должен в духе "полнейшего цивилизационного равенства и братства" стать основой российской гражданской нации, раствориться в россиянине, т.е. опять забыть о своем самосохранении. Если в 1914 г. В.И. Ленин гордился великороссами за их фактическое забвение этнических интересов в угоду мифическим "братскопролетарским", то в 2008 г. великороссам предлагают сделать то же самое, но под вывеской вхождения в мифическую "мировую цивилизацию".

- Почему любые диаспоры мгновенно объединяются по национальному признаку, а русские только спорят кто из них более русский?

- Русские несли основные нагрузки по нивелировке своего этноса в советский период, когда возникли такие нации, как казахская, туркменская, киргизская, узбекская, грузинская, азербайджанская и многие другие. В результате русская нация оказалась слабо готова к самоорганизации, этнической и конфессиональной самоидентификации, т.е. к тем способностям и качествам, которые столь нужны в "смутное время" неолиберального выживания. Известно, насколько сильнее, чем у русских поддерживается сетевая консолидация других этносов. При резком переходе к рыночным отношениям русские проигрывали тем этносам, у которых предпринимательская активность в большей мере входит в трудовую традицию. Не случайно по оценке экспертов швейцарского фонда "Надежда" свыше 70% капитала в России в 90-х годах принадлежало представителям нерусских национальностей, что является не только экономическим, но и политическим фактором. Это не значит, что русские не способны к предпринимательской деятельности, хотя получение максимальной выгоды и служение мамоне далеко не самые характерные свойства русского менталитета. Игнорирование проблем русской нации, повторное искусственное конструирование из нее гражданской нации, подчёркнутая демонстрация этнически фрагментированного пейзажа в одной из самых моноэтничных стран мира не отражают общегражданских интересов России, и тем более, интересов русской нации. Повторное использование русского этноса как цементирующего средства для теперь уже космополитической (вместо интернационалистской) новой социальной общности, несовместимо с развитием русской нации, а значит несовместимо и с сохранением российской государственности.

- Можно ли говорить, что в нашем государстве существует разумная этнонациональная политика?

- Нет. Заметное нежелание государственной власти затрагивать проблемы этнонациональной политики объясняется их сложностью, взрывоопасностью (замечу: идеологический проигрыш СССР был во многом связан именно с аналогичными соображениями). Русская нация в новой государственности снова не нашла места, адекватного своей исторической роли и значимости, ни в реальной политике, ни в идеологии. Ожидать, что новая гражданская нация - россияне, которая, как когда-то советский народ, будет основываться преимущественно на русской этнонации, а другие этнонации в это время будут укреплять свою идентичность, ресурсы самобытного развития, означает одно - увидеть в ближайшем будущем развал новой мифической общности - россиян и дальнейшее оскудение русского этноса.

- Как не допустить этого?

- Чтобы этого не произошло, надо согласовать интересы гражданской и этнической наций, интересы россиян и русских. Следует научно и политически реабилитировать понятие "национализм", понимая его, прежде всего, как гражданский и этнонациональный патриотизм. Надо разрабатывать идеологию этнонационального развития, в которой главным субъектом был бы не пролетариат или мировая цивилизация, а этнос. Этническая структура общества не менее важна для его развития, чем структура классовая или какая-то иная. Российская гражданская нация гипотетически через год может пополниться сотней миллионов граждан, например, китайской национальности и остаться формально той же гражданской нацией - россиянами, но по существу это будет уже другое государство - не Россия.

- Но граждане РФ русской национальности лояльно относятся к существующей политической системе и этнополитике? Их это не заботит... Или так только кажется?

- Предельно критическим считается положение, если доля респондентов, выступающих за радикальное изменение политической системы, превышает 40%. Среди русских доля "радикалов" значительна, но, во-первых, она менее 40%; во-вторых, с 2004 по 2006 гг. она снизилась с 34 до 30%. Однако, лояльное отношение русских к политической системе во многом определяется их доверием к действующему Президенту РФ В.Путину (а как будет дальше?) на фоне недоверия к другим политическим институтам.

- Быть может, русским не хватает все же осознания собственных проблем? Нет понимания, что нужны уже усилия сознательного самосохранения, иначе существование самого русского народа окажется под вопросом?

- Да, такие усилия нужны. Но, к сожалению, в нашей образованной среде до сих пор в ходу утверждения Ф.М. Достоевского, В.С. Соловьева и других о том, что "смысл существования наций лежит не в них самих, но в человечестве". Это всечеловеческий порыв опасен для русского самосознания. Но вся наша пропагандистская машина работает на занижение национальных качеств, достоинств и проявлений русского духа. Сначала большевики выдвинули тезис о "тюрьме народов", обвинив русский народ в притеснении других, и необходимости компенсаций национальным окраинам за "удушение" великороссами. Привычка пролетарского интернационализма давать уничижительные оценки преимущественно русской нации была продолжена "прорабами перестройки", "шокотерапевтами", которые иронизировали уже над "совками" и "простыми советскими людьми - быдлом". Характерно, что из советского политического багажа сохранилось национально-территориальное деление Федерации и признание вины русских, теперь уже не за царские, а за советские грехи. Необходимо опровергать и кардинально отвергать подобные клише. Мессианская идея, усиленно внедряемая в сознание русских, обошлась нам дорого. Сегодня 75% русских называют себя православными (данные ИСПИ РАН), но общность с людьми своего вероисповедания испытывают лишь 6% респондентов русской национальности. На вопрос - "С кем из перчисленных групп людей Вы ощущаете близость, общность?" - ответили: 52% - с людьми своего поколения, 52% - с людьми, разделяющими мои взгляды на жизнь; 38% - с людьми той же профессии, рода занятий, что и я. Вызывает настороженные чувства уровень этнической идентичности русских - 10%, недалеко от которой находится уровень идентичности русских как гражданской российской нации - 14% респондентов. И ставить сегодня перед русской нацией общечеловеческие цели было бы несвоевременно и безответственно.

- Вы считаете что этнический фактор всё ещё играет значительную роль в мире?

- Этносы были и еще долгое время будут одними из системообразующих факторов глобальной и локальной общественной жизни. Идущий демографический, а, значит, и этнический передел мира представляет не меньше опасностей, чем передел мира экономический и даже территориальный. Для современной России "упразднение" этнонаций особенно опасно. В российском федерализме на субъектном уровне представлены более двадцати "титульных" этносов, которые как бы получают официальное право заниматься "этнополитикой", т.е. политическими методами отстаивать интересы и ценности своего этноса. Остальные этносы, в том числе и русский, лишены такой возможности и вынуждены говорить о своих национальных интересах в рамках нации-сограждан, т.е. россиян. В итоге складывается опасная для политической стабильности и формирования российской нации ситуация: "титульные" нации открыто используют население, ресурсы для достижения своих этнических целей, формируют элиту именно по этническому признаку. "Нетитульные" нации официально ограничены идеологемой "мультикультурализма", работают в согражданских целях, и говорить им, предположим, о формировании этнической элиты, считается политически некорректным. Эта дискриминация будет постоянно дестабилизировать федеративные и межэтнические отношения.

- Закончим интервью с темы, с которой и начался разговор. Каким Вы видите соотношение между этнонациями и гражданской нацией?

- Есть два наиболее логичных варианта ответов на вопросы о соотношении гражданской и этнической наций и их государствообразующей роли. 1. Если за основу государственного построения берется этнонациональный критерий, то русский этнос юридически признается государствообразующей нацией (Россия в соответствии с методикой ООН считается моноэтническим государством), а остальные этносы равноправно развиваются в статусе национальных меньшинств. 2. Если за основу берется критерий гражданской нации, то эта нация - россияне, признается государствообразующей и построение Федерации должно перейти на один принцип субнацинального формирования - административно-территориальный. Становление новой российской идентичности, патриотизма и соответственно новой гражданской нации не отрицает, а наоборот предполагает укрепление этнической идентичности, в том числе русской. Консолидация русской и российской наций основана на принципе их взаимодополняемости и выражена в словах - я русский гражданин Российской Федерации.
Вячеслав Локосов, доктор социологических наук

http://rusjournal.ru/clauses/91.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Генассамблея ООН по Украине
Гремучая смесь безволия и апатии
Россия отмахивается от обвинений, вместо того, чтобы предъявлять свои требования
10.01.2023
Победа любой ценой
Поражение обойдётся дороже
17.11.2022
Распад НАТО был бы идеальным вариантом
Есть большая опасность эскалации и расширения конфликта на Украине, но если будет окончательно решен вопрос с Киевом, в структуре блока произойдут изменения
15.11.2022
Дмитрий Медведев: «Это похоже на начало агонии ООН»
Генассамблея всемирной организации приняла проект резолюции о создании механизма, призванного выплатить ущерб Украине
15.11.2022
8 июля скончался Валерий Ганичев
«Наш патриотизм шел от Победы»: беседа с бывшим председателем Союза писателей России
08.07.2022
Все статьи темы
Общенациональный Русский журнал
Все статьи темы
Последние комментарии