Иезуиты сегодня - миссионеры по всем фронтам

Интервью с генеральным настоятелем ордена иезуитов о. Адольфом Николасом (Adolfo Nicolas)

0
253
Время на чтение 6 минут
В предлагаемом вниманию читателя интервью подводятся итоги деятельности ордена иезуитов за последние годы и намечаются дальнейшие перспективы развития самого многочисленного ордена Католической Церкви.

Человек на передовой... Это определение выбрал сам о. Адольфо Николас, генеральный настоятель ордена иезуитов, обрисовывая портрет иезуита в сегодняшнем мире. Человек, занятый решением проблемных вопросов, поставленных культурой, наукой, атеизмом, религиозными отношениями. Постоянно на службе у Церкви и в послушании у Папы. В интервью телевизионному центру "Vaticano", "Радио Ватикана" и "Оссерваторе Романо", о.Николас подводит итоги тридцать пятой генеральной конгрегации ордена - с 7 января по 6 марта в Риме - на которой он был избран генеральным настоятелем. Своих ближайших предшественников, о. Кольвенбаха (Kolvenbach) и о. Аррупе (Arrupe), о. Адольфо вспоминает с теплом и признательностью. По его мнению, на первом плане - миссионерские задачи, проблема снижения интереса к миссионерскому призванию, апостольство слова, перспективы, возникшие в сотрудничестве с мирянами и религиозными сообществами.

N.: Отец Николас, вы сказали, что в продолжение этой генеральной конгрегации царил климат единодушия. В чем это выражалось?

О. Адольфо Николас: Участники проявили исключительное единодушие, несмотря на то что были представлены различные подходы к осмыслению истории Общества Иисуса: на встрече присутствовали представители ордена иезуитов из разных стран. В результате между всеми участниками установилась глубокая связь. Я видел голландца и бразильца, которые разговаривали на немецком, единственном понятном для обоих языке. А затем была молитва. В этот раз литургия была очень хорошо подготовлена: с музыкой, моментами молчания и пением, в которых проявлялось всеобщее единство. Обычно считается, что иезуиты не поют, но в этот раз пели, и хорошо... Именно тогда наиболее отчетливо каждый почувствовал себя частью единого целого. А затем последовали очень напряжённые дни выборов генерального настоятеля.

N.: Конгрегация взяла на себя функцию исполнителя основной миссии ордена - принимать активное участие в религиозной, научной и социальной жизни человека. Скажите, пожалуйста, каким видится облик иезуита третьего тысячелетия?

О. Адольфо Николас: Я бы сказал, что это человек, осознающий трудность своей миссии. Сегодня деятельность и само существование Церкви в мире усложнились; нужно одновременно вести диалог с миром и отвечать на призыв Папы, который ожидает от нас участия и влияния практически на все области жизни общества: культуру, науку, образование. Кроме того, иезуиты должны противодействовать атеистическим движениям и быть в курсе религиозной жизни других конфессий.

Стать иезуитом всегда было трудно, но сегодня это сделать ещё труднее. Это очень сложная миссия, требующая полной отдачи и новой, максимально высокой активности. Этот вопрос поднимался в рамках конгрегации; готовность отправиться на определённый срок в другую страну по службе или для формирования на местах межнационального видения Церкви, мира, самих себя должна стать нормой. Поэтому, в том числе и по словам Папы, эта миссия породит множество трудностей, к которым мы должны быть готовы. Ввиду нашей известности нас будут критиковать, неверно истолковывать, мы должны будем попрощаться с различными удобствами, домашним теплом и общением на родном языке... Но думаю, всё это необходимо во имя служения Церкви. Как говорил Бенедикт XVI, ссылаясь на св. Игнатия, иезуиты должны быть теми, кто никогда не довольствуется посредственным.

N.: Какие проблемы возникают перед миссионером в его деятельности на ведущих позициях?

О. Адольфо Николас: Я бы сказал, всевозможные проблемы. В первую очередь необходимо по-новому взглянуть на мир - сначала увидеть, а уже потом проповедовать. Конечно, это языковые сложности. Кроме того, это трудности, вызванные настороженностью в отношении нас, особенно в связи с отдаленностью миссии, а также личные проблемы, возникающие при столкновении с образом жизни тех, кто живёт за гранью нашего мировоззрения. Однако всё это может породить интерес и послужить стимулом к действию, потому что в других людях, культурах и религиях существует много хорошего. Поэтому на границах христианства существует острая необходимость в глубокой и возгреваемой вере. В данном контексте, несомненно, важно считать себя частью одного целого, частью Общества - не случайно мы так зовёмся.

N.: Какие вопросы, касающиеся религиозной жизни, на конгрегации обсуждались более подробно и какой вкладывался смысл при составлении особого документа о послушании?

О. Адольфо Николас: Все вопросы, подлежащие обсуждению, по большей части, были подготовлены заранее. Прежде всего обсуждался вопрос об управлении орденом. Так как мы находимся в глобализованном мире, таком многообразном и взаимосвязанном - в настоящее время именно последнее играет главную роль - мы нуждаемся в такой системе управления, которая будет эффективна непосредственно сегодня. Это первое.

Кроме того, обсуждалось наше сотрудничество с мирянами, духовенством и другими организациями. Но одной из самых главных тем почти для всех генеральных конгрегаций стало размышление о самой миссии. Как сделать так, чтобы она гармонировала с современным миром и одновременно занимала авторитетную позицию? Сегодня миссия исходит из собственных позиций, подтверждает их или ставит под сомнение. Каким образом она реализует свое служение? Это - основные темы. В конце встречи обсуждался вопрос о послушании. Почему? Основных причин две: во-первых, сам Папа Бенедикт XVI побудил нас к размышлению о послушании и, во-вторых, тот факт, что в течение последних двадцати лет, во время недавних конгрегаций мы разговаривали о нестяжании, целомудрии, но не затрагивали вопрос о послушании в современном контексте.

N.: По этому поводу, почему Вы составили декларацию о принятии послания Папы Римского, если послушание Наместнику Петра является одним из отличительных признаков вашего Общества? По Вашему мнению, чем вызвано мнение о чрезмерной автономии, которой пользуется Орден в церковной иерархии.

О. Адольфо Николас: Декларация в ответ на письмо Понтифика - это только часть диалога, который ведется со времени создания Общества, от св. Игнатия, поэтому я тоже обязан его продолжить. После своего избрания генерал идёт на прием к Папе Римскому для возобновления обетов в его присутствии. Когда я, в свою очередь, сделал это, Бенедикт XVI был немного удивлён, поскольку не знал об этом раньше, но в результате остался очень доволен. Перед Понтификом конгрегация обязалась выполнять свои обязательства; итогом этой встречи стала декларация, в которой мы подтвердили, что наша харизма - это харизма служения Церкви.

Мы не существуем параллельно Церкви и не являемся Церковью в Церкви: мы часть Церкви, служащая ей небольшая группа. Мы посчитали необходимым отметить эту сущность нашего призвания ещё раз, тем самым подчеркнув наше подчинение Понтифику. Почему это было сделано столь демонстративным образом? Именно потому, что кто-то в Церкви ставит под сомнение нашу реальность и послушание. Думаю, это неизбежно, хотя лично я не вижу проблемы в том, что люди так думают. Другое дело, если бы это соответствовало правде. Повторяю, в определённой мере всё это неизбежно, потому что мы - всегда на передовой. Даже Папа Бенедикт XVI во время аудиенции 21 февраля поддержал нас в этой миссии, проходящей вне формальных границ Церкви. Он привёл нам исторические примеры того, как иезуиты, занятые осуществлением этой внешней стороны мисси, проложили новые пути.

N.: Общество Иисуса стоит перед проблемой нехватки духовенства, особенно в Европе и Северной Америке. Как вы намерены решать этот вопрос?

О. Адольфо Николас: Проблема нехватки кадров действительно существует - это цифры и данные. Однако прежде всего необходимо понять её в целом. Не только духовенство и не только иезуиты испытывают эти трудности: во всём мире произошли радикальные изменения, например, социологические: сейчас в таких странах, как Италия, Испания много бездетных семей, редко встречаются семьи с одним или двумя детьми. Нас в семье было четверо, и в семьях многих иезуитов было четверо, пятеро, двенадцать, тринадцать братьев. Сейчас же - один ребёнок: очень трудно смириться с тем, что твой единственный сын станет монахом, священником, иезуитом! Это - социологическое изменение, которое, естественно, влияет на выбор призвания.

Есть, как известно, экклесиологические изменения. После II Ватиканского собора появилось много церковных форм деятельности мирян, являющихся действительно полезными для церкви. Теперь мирянин может посвятить себя служению Церкви полностью, на всю жизнь. Тогда, чтобы считаться хорошим христианином, не нужно быть священником или монахом. И это, разумеется, влияет на рассуждения молодых людей при выборе жизненного пути. Нельзя не сказать о демографических изменениях: больше всего детей рождается на Юге или в бедных странах, поэтому мы имеем больше возможностей на Тиморе, чем в Испании. Тимор беден, и семьи там пока ещё многодетные и надеются получить образование, а мотивация порой сомнительна, поэтому мы всегда, ещё до II Ватиканского собора, настаивали на мотивации и производим достаточно жесткий отбор кадров. Это мои убеждения. Самое главное - это истинная мотивация. Вопрос не в том, чтобы размножаться и выжить, а в том, чтобы жить: как прожить в соответствии с нашим призванием. Думаю, что предпочтительнее "меньше, но лучше", чем множество, которое превращается в скопление, "массу", как говорил св. Игнатий.

N.: Какие направления были указаны конгрегацией в сотрудничестве с другими организациями, используя Ваше выражение, в особенности с мирянами?

О. Адольфо Николас: Этот вопрос требует последующего детального рассмотрения. Неразработанность этой проблемы отразилась и в документах. В настоящее время мы придерживаемся позиции следовать направлению, выбранному предыдущими конгрегациями. Этим мы хотим решительно подчеркнуть незыблемость основ нашей деятельности.

Osservatore Romano. Перевод: Богослов.Ru

http://bogoslov.stack.net/text/291276.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
«Церковь ожидает от мигрантов уважения к традициям России»
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:49
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:38
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
18.04.2024 22:12
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28
Теряем здравый смысл...
Новый комментарий от Человек
18.04.2024 19:31