Дети-инвалиды и общество

Доклад был прочитан на XVI Международных Образовательных Рождественских Чтениях 2008 года, в торой конференции "Дети-инвалиды в семье, обществе, церкви"

0
287
Время на чтение 7 минут
Наступивший год назван "годом семьи", и посвящен укреплению семьи и повышению рождаемости. Из газет и телевидения мы слышим о многочисленных программах по улучшению благосостояния молодой семьи, о призывах к здоровому образу жизни, о благотворительных акциях - в помощь людям, страдающим ВИЧ, обездоленным детям из детских домов и детям-инвалидам, нуждающимся не только в материальной, но и морально-нравственной поддержке со стороны окружающих их людей.

"Многие люди не терпят испытаний, но жалуются. У некоторых это распространяется даже на родителей. И чем родители виноваты? Люди дают потомству то, что могут дать как люди. Дают плоть. А душу дает Бог. Итак, предположим, Бог с человеком творят человека. А чем виноваты родители, когда ребенок родился калекой?". Все чаще мы узнаем о рождении в семьях детишек с отклонениями в физическом или умственном развитии. Люди своим рациональным умом не всегда могут понять, как в абсолютно нормальной семье, рождаются дети-инвалиды, или семья вообще не может иметь детей. Множество вопросов возникают у родителей, когда они слышат страшное заключение врача: "Ваш ребенок - инвалид", перед семьей стоит трудноразрешимая задача: как поступить с ним? А что если в семье есть уже ребенок, не помешает ли больной ребенок развитию здорового чада? Как возможно и можно ли развивать ребенка творчески, если он инвалид? Если ребенок отстает в развитии от своих сверстников на 3-5 лет и более, (хотя до конца своей жизни они все-таки остаются детьми) может ли он воспитываться, обучаться и творчески развиваться? Опыт показывает - может. Господь в таких детях раскрывает таланты, таким образом и такими способами, что по человеческой логике это не поддается объяснению.

Сейчас государство уделяет внимание проблемам взаимодействия общества и детей-инвалидов и интеграции детей с отклонениями в развитии в современном мире. Существует программа "включения - подключения" детей с особенными потребностями в обычную систему образования. Основной задачей является не оставить кого-либо вне центрального потока с точек зрения образовательной, физической или общественной. Принципиальные тенденции программы включения вмещают в себя терпимость, человеческое взаимопонимание, равенство - восприятие другого, не такого как ты.

"Пусть каждый ставит себя на место другого. К сожалению, дух, который царит среди нас сегодня, требует силой захватывать положение, а не входить в положение другого, чтобы оказать сочувствие. Когда кто-то встает на место другого, все дела исправляются". (Старец Паисий Святогорец).

"О программе подключения в рамках обычного образования" (от 01.06.2003 г.) написано: "...подавляющее большинство детей с особенными потребностями могут присоединиться к системе образования в обычном классе при помощи программы подключения и извлечь большую пользу, как с учебной, так и с общественно-эмоциональной точек зрения".

Некоторые коррекционные школы получают статус общеобразовательных школ, т.к. в их системе образования используется программа "включения-подключения" детей к общеобразовательному процессу. В таких школах существуют смешанные-комбинированные классы, в которых обучаются обычные дети и дети с определенными потребностями, обладающими легкой и средней степенью умственного отставания, когда интеллектуальное развитие ниже среднего. Между детьми в классе есть поведенческие, познавательно-психологические и общественные отличия, разнообразие усиливает класс и дает каждому из учеников больше возможностей в учебе. Комбинированный подход видит различия в детях как ценность и признает, что есть преимущество во взаимном обучении каждого. Работающие вместе в этом коллективе должны всегда действовать совместно, считаясь друг с другом, где каждый участник видит себя ответственным за успех всего коллектива.

Такой комбинированный подход стал практиковаться в некоторых детских садах, где используется программа "включения". Дети с синдромом Дауна проводят большую часть дня со своими сверстниками и посещают индивидуальные занятия. Опыт показывает, что подобное сотрудничество дает положительные результаты. Это реальное начало интеграции детей в общество.

Государство все более уделяет внимание культурному и морально-нравственному воспитанию и формированию подрастающего поколения. В этой сфере бесценным является богатый культурно-исторический и духовно-нравственный опыт Русской Православной Церкви. Очень важно, что в последние годы укрепляется взаимодействие государства и Церкви в различных сферах общественной деятельности. Во многих школах, детских садах, детских домах, интернатах проходят духовно-нравственные беседы по разным темам и вопросам, преподаются основы Православной культуры, охватывающие все стороны человеческой жизни. Не будем забывать, что развитие личности зависит от знания и понимания своей истории и культуры, наличия духовно-нравственных норм, которые закладываются в человеке в раннем возрасте (от рождения до пяти лет).

Опыт положительного взаимодействия общества и детей-инвалидов мы можем увидеть в специализированном доме ребенка N 25, который окормляется нашим храмом (Живоначальной Троицы в Чертанове), где каждый крещеный младенец имеет крестную маму. Здесь уместно будет сказать о том, что в данном доме ребенка 30% от общего числа воспитанников - дети инвалиды. Когда у ребенка есть крестная мама, которая регулярно его навещает, малыш преображается прямо на глазах, он становится более уверенным, жизнерадостным, раскрываются все его способности. В доме ребенка в двух группах по специальной программе проводятся занятия по основам Православной культуры, которые дают возможность познакомить детей с христианскими ценностями и воспитывать их в Православной традиции.

В Доме ребенка существует практика посещения его семейными детьми-инвалидами, а также адаптация детей с особыми потребностями в условиях коррекционного учреждения. Интеграция рассматривается как программа совместного воспитания и образования детей с разными уровнями психического, когнитивного, моторного и эмоционального развития.

В окормляемый нами детский сад N 2374 "Родничок" с этнокультурным русским компонентом мы стали привозить детишек из этого дома ребенка на весь день: они вместе играют, вместе обедают, вместе занимаются. Каждая группа (их 8 в детском саду) поочередно принимает гостей, заранее готовясь к долгожданной праздничной встрече. За 3 года появилась традиция - на Благовещение дети вместе лепят жаворонков из теста. Сколько восторга и радости видно в глазах детишек! Главное - проявлять любовь и милосердие. Дети-инвалиды более наделены способностью сопереживать чужую боль и радость, они восприимчивы как к добру, так и к злу, поэтому важно с какой личностью они соприкасаются в своей жизни. Кому больше всего нужно это общение? Детям-инвалидам или сохранным детям? Я думаю, что в первую очередь вторым. Почему? Потому что "Маленькие дети подобны Ангелам. Когда же они начинают входить в возраст и принимают элемент плотского удовольствия, - то становятся маленькими зверями". (Старец Паисий Святогорец). А для того, чтобы их сердца окончательно не закаменели, их надо приучать любить Божий мир таким, какой он есть. Не они должны быть центром вселенной, а тот человек, который нуждается в их помощи. И еще, один хороший добрый совет: "Маленьких детей родители должны часто причащать, чтобы они освящались, поскольку, к несчастью, они растут в плохой, духовно нездоровой среде". (Старец Паисий Святогорец).

В порядке эксперимента, руководители детского сада и родители девочки-инвалида (с синдромом Дауна), ранее посещавшей Дом ребенка, договорились о ее приходе в Православную группу этого детского сада, результат превзошел все ожидания: общение со обычными детьми помогает ей лучше адаптироваться в обществе.

Необходимо отметить, что дети-инвалиды из семьи развиваются более успешно, чем те которые оставлены своими родителями в родильных домах. Такие детки из дома ребенка переходят в детские дома и интернаты, а затем во взрослые психоневрологические интернаты, где проживают до конца своих дней с чувством обреченности и отверженности своими родителями, родственниками и обществом.

Перед обществом, т.е. перед каждым человеком стоит задача, вспоминая слова из евангелия "возлюби ближнего своего как самого себя" научиться состраданию не на словах, а на деле, проявляя дела милосердия.

Хотелось бы поделиться опытом общения нашего храма Живоначальной Троицы в Чертанове с Психоневрологическим интернатом N 30, в котором действует приписной домовый храм во имя святого мученика Трифона. В этом храме каждую субботу совершается Богослужение и приходят помолиться и причаститься Святых Христовых Таинств более 60-ти человек проживающих в интернате, некоторые (имеющие рабочую группу и свободный выход из интерната) посещают другие храмы.

Из прихожан храма Живоначальной Троицы создана группа добровольцев, помогающих в организации Богослужения в храме св. мч. Трифона и в проведении Таинств: Крещения и Причастия непосредственно в палатах (по 10-15 человек поочередно в каждом корпусе). Надо отметить, что ПНИ N30 самый большой по территории (4 корпуса по 4 этажа) и числу проживающих в нем людей (более 1200 человек).

В летний период организовывались прогулки и беседы с инвалидами-колясочниками; так постепенно происходили знакомство и катехизация проживающих людей в интернате и медперсонала.

С сентября месяца с разрешения руководства проводятся занятия по "Основам православной культуры" с группой инвалидов-колясочников с диагнозом умственной отсталости в развитии. Занятия с этой молодежной группой проходят в социальной комнате интерната (по пятницам 2 часа), по специально разработанной программе, учитывающей особенности развития каждого учащегося. В ходе уроков обучающиеся, познавая историю и традиции Православной культуры, выполняют большое количество практических работ в виде оригами, аппликаций, рисунков, работ с пластилином и природным материалом. Они учатся взаимодействовать с окружающим миром людей и природы в соответствии с нормами христианской нравственности.

Такое тесное общение помогает нам понять, чем и как живут эти люди, и способствует их духовному и творческому раскрытию, они по-новому с христианской точки зрения переосмысливают свой жизненный путь и свое назначение в этом мире. Обида и злость сменяются в их душах Божественной любовью, в глазах появляется радость и надежда, что в этом мире они живут не напрасно, они нужны и могут приносить пользу.


Важно, чтобы общество, т.е. мы с вами, не оттолкнули их своим невниманием и непониманием, еще не известно кому важнее общение с инвалидами и сиротами - им или нам с вами. Где мы можем сострадать и соучаствовать в жизни человека - там, где нас всегда ждут - в детских домах и интернатах. Постараемся в житейской суете не забыть и протянуть руку помощи ближнему. А родителям, имеющих детей-инвалидов, в утешение хочу напомнить слова старца Паисия Святогорца: "Родителям, имеющим недоразвитых детей, не следует расстраиваться из-за этого, потому что они - спасены. Даже радоваться нужно, ибо без особого труда идут в рай. Чего же другого родители хотят ребенку, когда им обеспечен рай? Если вот так, духовно, они рассмотрят это дело, то и сами извлекут пользу и будут иметь духовную награду".

Священник Константин Сопельников. Настоятель храма Живоначальной Троицы в Чертанове, Член социальной Комиссии при Епархиальном совете г. Москвы,

http://www.pravmir.ru/article_2773.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Константин Сопельников
Все статьи Священник Константин Сопельников
Последние комментарии
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 22:55
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:28
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:22
Православие на счетчике
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:36
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35