itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

"Евхаристия спасет мир". Взгляд в сердце Метохии

0
105
Время на чтение 6 минут
В монастыре во имя Вознесения Господня Высокие Дечаны, в сердце Метохии, монашеская жизнь не прерывается с XIV столетия. С момента агрессии НАТО и ввода международных сил на Косово и в Метохию монастырь оказался в полной изоляции, в окружении враждебно настроенного албанского мусульманского населения. Охраняется итальянским подразделением K-FOR.

Несмотря на всю сложность сегодняшней ситуации, монахи надеются остаться в обители, уповая на заступничество их святого покровителя и основателя Лавры сербского краля Стефана (†1427), не раз спасавшего свою обитель от захватчиков. Можно вспомнить, как после трагической Косовской битвы (15/28 июня 1389 года) турки, подобно диким волкам, разбежались по всей Сербии, чиня разбои и грабежи. Многие сербы укрывались в лесах и неприступных горных ущельях от бесчинств завоевателей. Многие местные жители приходили в Дечаны. Однажды в обители собралось особенно много людей. Наступила ночь, братия разошлась по кельям, воцарились тишина и покой.

Неожиданно у монастырских стен показались турки, они стали с криками стучать в ворота, а затем, сломав их, с дикими воплями ворвались в обитель. Они уже собирались наброситься на беззащитных людей, как вдруг земля затряслась под их ногами, небо озарилось молниями, и раздались грозные раскаты грома. Всем, кто видел это, казалось, что наступает конец света. И турки, и сербы были объяты страхом. Но все стихло столь же внезапно, как и началось. Храм озарился светом. Этот свет залил весь монастырь и его окрестности. Врата храма распахнулись, и в них появился святой краль Стефан, с длинной белой бородой и в золотых одеждах. В правой руке он держал крест, вокруг него стояло множество воинов с копьями.

Изумленные и потрясенные чудом сербы и турки от страха пали на землю. Святой краль осенил всех крестным знамением и, обращаясь к туркам, сказал: "Ступайте, грешники, прочь! И оставьте меня, мой народ и мой монастырь в покое!" После этих слов видение исчезло, церковные врата затворились, и сияние прекратилось. Из храма доносилось дивное пение: "Да воскреснет Бог, и расточатся врази его..."

Лавра святого Стефана Дечанского - один из четырех памятников Косова и Метохии, включенных в "Лист мирового наследия" ЮНЕСКО. "Это настоящий великий православный монастырь, о котором мы читаем в житиях святых, причем все происходит здесь и сейчас", - считает историк искусства, византолог, независимый эксперт ЮНЕСКО Алексей Михайлович Лидов:

Монастырь Дечаны - выдающийся памятник архитектуры, построенный мастерами из Котора, которых возглавлял францисканский монах Вит, и расписанный выдающимися греческими и сербскими художниками во второй четверти XIV века. Этот монастырь важен не только высочайшим качеством своих фресок, архитектуры и монументальной скульптуры, но и тем, что это самый полный уцелевший иконографический ансамбль. Сохранилось буквально все: подробнейшие циклы житий святых, в том числе и очень редкие. С точки зрения византийской иконографии более полного и более важного памятника, чем росписи монастыря Дечаны, не существует во всем мире.

Еще хотелось бы сказать, что в Дечанах образовалось совершенно уникальное сообщество монахов, которые пришли туда, когда стало совсем тяжело и безумно опасно. Я был в Дечанах в 1986 году, затем, в последний раз до военных событий, - в 1991-м. Тогда там был всего один игумен, он же единственный монах - отец Иустин, замечательный человек, веселый, добрый. Он один служил литургию. Мы были его единственными прихожанами. Эта сцена до сих пор стоит у меня перед глазами. Тогда время было благополучное. А в неблагополучные времена туда пришли монахи служить Богу и защищать свое и Божие наследие.

То, что они сделали за это время, потрясает: они создали замечательную иконописную мастерскую, где пытаются писать иконы в соответствии с древними византийскими образцами. Они восстановили средневековые песнопения. Они ведут очень активную публицистическую деятельность в защиту Косова. Монахи эти совершенно героические. Когда я смотрел на них, у меня было впечатление, что это ожившие христианские мученики, которые стоят за веру и в любой момент готовы расстаться со своей жизнью. Они реально защищают настоящий великий православный монастырь, как и те, о ком мы читаем в житиях святых. Причем все это происходит здесь и сейчас.

"Господь нас учит быть готовыми понести страдания за нашу веру", - говорит иеромонах Савва (Янич), протосинкел монастыря Высокие Дечаны, известный русскому читателю своей книгой "Вероотступничество" и многочисленными публикациями в интернет-изданиях. С ним мы встретились в Лавре святого Стефана 20 мая 2007 года.

- Дорогой отец Савва, мы беседуем с вами в одной из старейших обителей Сербской Православной Церкви. В Дечанах никогда не прекращалась монашеская жизнь. Как живется братии сегодня?

- В настоящий момент монашество продолжает существовать во всех сербских монастырях на Косове независимо от политической и военной ситуации. Мы останемся независимо от политического решения о статусе Косова, потому что жили здесь веками и останемся с нашим народом. Обитель существовала здесь и в течение пятисот лет правления Османской империи, и в Первую и Вторую мировые войны, и во время правления коммунистического режима... Церковь должна жить независимо от того, как складывается политическая ситуация вокруг, и утверждать идею христианских ценностей на земле. В таком случае и те люди, которые не придерживаются христианской веры, поймут, что это дом Божий, что мы служим Божией идее. Потому монастырь и смог просуществовать на протяжении стольких столетий, что жившие в нем монахи проповедовали идею Христа, как и краль Стефан Дечанский, чьи мощи почивают в обители.

Этот православный святой так почитался среди местного населения, что испокон веков у его мощей собирались со своими бедами и многие мусульмане. Однажды в 1934 году в монастырь пришел скорченный албанец и попросил помолиться за него перед ракой святого. По окончании молебна албанец, превозмогая боль, прополз под ракой с мощами, потом и еще раз. Проделав то же в третий раз, он распрямился, будто никогда не болел. Абсолютно здоровым ушел он из монастыря. Всякий раз перед тем, как проползти под ракой, албанец крестился, хотя был мусульманином, и взывал из глубины души: "Святой Стефан, помоги!"

Даже сегодня мусульмане приходят к нам в монастырь, участвуют в молитвах, обращенных к святому Стефану Дечанскому, потому что ощущают, что это Божий человек. Во время последней войны монастырь принял 150 албанцев-мусульман, чтобы предотвратить их изгнание с этой территории и помочь им в тяжелой для них ситуации. До сих пор существуют люди, которые относятся к нам с ненавистью. Уже после окончания боевых действий были совершены четыре нападения на монастырь. Не далее как месяц назад в сторону обители запустили ракету, которая попала в монастырскую стену, а могла ведь попасть и в собор! Господь нас учит готовиться понести страдания за веру. Церковь становится наиболее сильной, когда страдает.

Я думаю, что Церковь должна сохранять свою сущность, свою "соль" и не подвергать себя влиянию временных идеологий. Тогда люди будут воспринимать ее как источник "воды живой". Если Церковь будет связывать свои идеи с политикой или национализмом, люди перестанут воспринимать Церковь как источник истины. Это, естественно, не значит, что мы не должны быть патриотами, но нельзя допустить того, чтобы патриотизм превалировал над нашей верой.

В ранние века христиане не идентифицировали себя с этнической точки зрения и называли себя христианами даже с учетом того факта, что жили в разных частях Римской империи. В сегодняшние дни, когда происходит единение различных народов по различным принципам, христиане тем более должны быть христианами, чтобы и окружающие могли видеть в нас в первую очередь учеников Христа.

- А для вас что самое главное в христианстве?

- Христианство заключается в свидетельстве о Христе. В этом задача и для монаха, и для мирянина. Монахи не являются некоей духовной элитой, которая стоит выше мирян. Нас и вас различает только образ жизни. Монахи стараются реализовать свою личность в служении Богу путем монашеской жизни. У людей, состоящих в браке, существуют обязательства по отношению к семье, родителям, родственникам, детям.

Важна ответственность одной личности перед другой. Сегодня человек живет как индивидуум, для себя. И получается, что он живет в любви к себе, отдельно от других. Он пытается построить свои личные отношения с Богом. Это неправильно. Я могу спастись только через вас, а вы - через меня, постоянно обращаясь за помощью к Богу. Поэтому существует литургия, которая является объединяющим центром, сущностью Церкви.

Мы собираемся все вместе на литургии затем, чтобы показать, что, даже будучи личностями, мы едины в своем обращении ко Христу. Наше спасение основано на евхаристическом отношении ко всему миру!

Вот уже семь столетий святые мученики, цари и святители безмолвно взирают с древних фресок Лавры Высокие Дечаны на сменяющиеся государственные и политические режимы, войны и страдания сербского народа. Монастырь существовал на протяжении пятисот лет Османского правления, пережил Первую и Вторую мировые войны, выстоял в годы коммунизма в Югославии. Выстоял потому, что во все дни испытаний не прекращалась служиться у мощей святого основателя Дечан короля Стефана Божественная литургия. И ее благодатной силой православие на Косово и Метохии будет живо вовек.

Использованы материалы книги "Будь верен до смерти. Судьбы Православия в Османской империи XV-XX вв.". М., 2005

http://www.taday.ru/text/99501.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александра Никифорова
Все статьи Александра Никифорова
Последние комментарии