Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Служение Отечеству как признак профессионализма государственного чиновника

Михаил  Моисеев, Патриархия.Ru

14.03.2008


Комментарий редакции …

Декан социологического факультета МГУ, член-корреспондент РАЕН, действительный член Российской академии социальных наук Владимир Добреньков привел в пример для светских чиновников Русскую Православную Церковь.

Комментируя недавнее решение Президента России разработать критерии оценки эффективности деятельности государственных чиновников, В. Добреньков отметил, что подчинение всей своей деятельности высшей идее - в случае Русской Православной Церкви это идея служения Богу - единственное условие, при котором возможно преодолеть такие негативные явления в чиновничьей среде, как коррупция и злоупотребления.

"Как показывает история, лишь нравственное осмысление деятельности является инструментом, позволяющим достигать реальный результат на поле брани, в учебной аудитории, в министерском кабинете", - подчеркнул В. Добреньков. Он также высказал уверенность в том, что "если сфокусироваться лишь на формальных критериях оценки деятельности государственных служащих, цель введения стандарта может быть не достигнута. Например, можно предположить, что в означенный документ будут закладываться антикоррупционные механизмы. И если их определять лишь как систему контролирующего характера, неизбежны сложности: дело в том, что любая система мер, в данном случае мер антикоррупционных, вызывает создание со временем системы антимер, позволяющих коррупционным стратам мимикрировать под новые - более жесткие - обстоятельства, и этот процесс бесконечен".

Идея служения - Отечеству и Богу - на протяжении веков являлась средоточием официальной государственной идеологии в российском государстве. Именно благодаря отношению к деятельности на государственном поприще как к исполнению религиозного долга многие государственные мужи и полководцы вписали свои имена в историю России. И именно в силу отсутствия такого отношения в новейшей истории нашего государства стали возможными те многочисленные политические и криминальные скандалы, свидетелями которых были мы в течение последних пятнадцати-двадцати лет.

"Взятка всегда больше зарплаты", - гласит печальная народная мудрость. То есть без нематериальной, над-материальной мотивации человеку, облеченному властью, трудно бороться с соблазном злоупотреблений. Ту же самую мысль эксперт-социолог выражает другими словами: "...Продвижению в решении вопроса коррупции послужит введение в систему критериев качества работы чиновников морального фактора, наделяющего истинным пафосом миссию государственного служения и выдвигающего в качестве ключевого контролирующего инструмента совесть человека".

"Имея различные природы, Церковь и государство используют различные средства для достижения своих целей, - говорится в "Основах социальной концепции Русской Православной Церкви". - Государство опирается в основном на материальную силу, включая силу принуждения, а также на соответствующие светские системы идей. Церковь же располагает религиозно-нравственными средствами для духовного руководства пасомыми". Вот эти религиозно-нравственные средства и рекомендует поставить во главу угла известный социолог.

Однако возникают закономерные вопросы: сумеет ли государство, практически утерявшее былые традиции в деле воспитания элиты, должным образом "вписать" схему функционирования российского чиновничества в какую-либо религиозно-нравственную систему координат? Каким образом будет культивироваться "пафос государственного служения" - притом, что в светской школьной педагогике (не секрет, что основы воспитания закладываются именно в школе, наряду с семьей) до сих пор идет нешуточная борьба против введения в общеобразовательные курсы предмета, который как раз и прививает детям и подросткам религиозно-нравственные ценности - "Духовно-нравственной культуры"? А единственным мерилом успеха в наше время считается не чистая совесть перед Богом и людьми, а материальный достаток и обладание властью?

Если при декларировании необходимости наличия морально-нравственной категории в оценках деятельности чиновничества государственная власть попытается вывести формулу какой-то усредненной нравственности - в отрыве от религиозных традиций нашего общества - ее ждет перспектива возвращения к опыту советского времени, когда "моральный кодекс строителя коммунизма", скопированный по форме с евангельских заповедей, по сути являлся тонкой подделкой, воздействовавшей на сознание адептов разрушительно.

Да и сама идея служения Отечеству - высокая и благородная - без религиозного осмысления утеряет всю свою основательность и будет обречена на неизбежное опошление и девальвацию. В конце концов, постсоветские годы с их развенчиванием всех мыслимых идеалов сделали свое дело: нынешний молодой человек (а именно молодому поколению предстоит завтра продемонстрировать свое соответствие или несоответствие высоким требованиям, которые предъявляет к государственному служащему наше время) привык руководствоваться в своей жизни почти исключительно материальными или, шире, материалистическими доводами. Не стоит обманываться: общий уровень религиозного самосознания в нашем обществе пока оставляет желать лучшего. И такие понятия как патриотизм, жертвенное служение высоким идеалам, самоотречение ради блага Отечества - все они пока еще не стали нравственными категориями, на которые ориентировалось бы все наше общество целиком.

Но примеры служения идеалам все-таки есть. Справедливости ради отметим, что не только Церковь может явить сейчас примеры жертвенного служения. Таких примеров много среди военных, врачей, учителей, социальных работников - среди тех людей, чей труд не так заметен, но не менее важен, чем труд государственных служащих. И все же патриотические традиции нуждаются в приумножении и, возможно, в пропаганде на государственном уровне. Хотелось бы верить, что Президент В.В. Путин, говоря о новых критериях оценки эффективности деятельности государственных чиновников, это понимает и имеет в виду именно эту сторону проблемы.

У Церкви такое понимание точно есть; в "Основах социальной концепции" она обращается к своим чадам: "Патриотизм православного христианина должен быть действенным. Он проявляется в защите отечества от неприятеля, труде на благо отчизны, заботе об устроении народной жизни, в том числе путем участия в делах государственного управления. Христианин призван сохранять и развивать национальную культуру, народное самосознание". Какими путями будет развиваться народное самосознание и станут ли евангельские заповеди ориентирами для отечественных чиновников - вопрос будущего. Но это - принципиальный вопрос, который определит лицо нашего государства.

Хотелось бы, чтобы это лицо несло на себе отблеск высших идеалов - идеалов любви, добра, святости.

http://www.patriarchia.ru/db/text/377264.html



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме