Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Грех. Проклятие. Прощение

Ольга  Богданова, Татьянин день

10.03.2008

"Преступление заповеди умертвило человека, однако он продолжает пренебрегать заповедью. Совет лукавого подверг человека осуждению, однако он продолжает исполнять волю лукавого, Мир погибает, но человек не вразумляется.... Если потеряно у него вьючное животное, ищет его. Не ищет только души своей. Что касается преходящего, - то он сведущ и опытен, а что касается обетований, - то он совершенный невежда...Трудным ему кажется приобрести спасение, а смерть находит он без труда".

Так писал Ефрем Сирин. Несмотря на то, что он жил в 4 в. от Р.Х., эти слова актуальны и сегодня. Наверное, дело в том, что с того времени, как Адам и Ева съели запретный плод и были изгнаны из Рая, человек нисколько не изменился по своей сути. Умножаются знания, появляются новые технологии, меняется мода на одежду, а человек все так же мечется между земным и небесным, плотским и духовным, вечными муками и вечным блаженствам. И, по замечанию Прп. Ефрема, больше склоняется все-таки ко греху, чем ко спасению.

Так же давным-давно выбрали рабство греху вместо свободы и первые люди, Адам и Ева. И просто, и трудно понять, почему. Трудно, наверное, из-за того, что мы видим последствия отпадения человека от Бога. В голове не укладывается: как можно было ради удовлетворения своего мимолетного желания, каприза, может, любопытства, поддаться на уговоры змия и лишиться всего. Как можно было довериться какому-то змию, если Сам Господь, что плоды с этого дерева есть нельзя? И это при том, что на Адаме и Еве лежала ответственность за все еще не рожденное человечество... Стоп.

Каждому человеку в своей жизни, как и Адаму, предоставляется возможность сделать выбор между злом и добром, змием и Богом. И каждый из нас, можно сказать, ежедневно решает эту задачу. И всем нам, особенно тем, кто ходит в храм, читает Священное Писание и другие полезные книги, очень хорошо известно, как поступать не следует. И получается парадокс: заведомо зная, что то-то и то-то ему повредит, приведет к таким-то последствиям, человек упорно грешит. Бывает, что тщательно борется со своими слабостями и не всегда может сразу их одолеть. А случается, что совершает грех намеренно. И вот поди ответь, почему. "Много способов к погибели человека", - писал Ефрем Сирин. И начало им положил самый непобедимый из семи смертных грехов - грех гордыни: "Но всего горестнее то, что человек ведением своим хочет стать выше Творца, покушается исследовать Творца, как тварь, и Ему назначить пределы. Адам хотел стать выше Творца, вкусив древесного плода, и потомки Адамовы домогаются этого своими исследованиями. Каково начало, таков и конец".

Как отмечал Св. Иоанн Златоуст, змий начал борьбу против человека с чрева. И как тогда прародители поставили телесное выше духовного, так поступают многие люди и сегодня. Недаром, наверное, именно поэтому изгнание Адама и Евы из Рая вспоминается прямо перед началом Великого Поста - времени борьбы с плотскими желаниями, когда все внимание уделяется духовной составляющей человека.

Разумеется, Господь предвидел, что люди могут поддаться на уговоры змия. (О природе этого пресмыкающегося нет единого мнения. В "Толковании на Книгу Бытия" Свт. Филарета (Дроздова) есть рассуждение о том, что же это за змий. Он не "простое животное", но и не "призрак животного". Это "истинное, но не простое животное", которым "действует существо высшего рода, ибо действует разумением"). И причиной изгнания прародителей из Рая было то, что она не покаялись, не попросили у Бога прощения, а стали оправдываться и сваливать вину на другого: Ева указала на змия, а Адам - на Еву и Самого Бога: "жена, которую Ты мне дал, она дала мне плод с этого дерева". Свт. Филарет отмечает некоторые подробности. Например, "Богу приписывается хождение в саду" (райском). "Св. повествование не дает точного понятия об образе явления Божия, - пишет толкователь. - Можно утверждать только то, что явившийся был Сын Божий, коему свойственно являть Бога, никем, наипаче же грешникам, не видимого". Значит, прародители видели и говорили с Тем, Кому было суждено спустя несколько тысячелетий избавить их все человечество от смерти и открыть путь ко Спасению.

Еще одна подробность: Бог задает вопросы и "взывает" к людям, но не обращается к соблазнившему их змию. По мнению Свт. Филарета, "сие потому, что Бог не провидит в нем покаяния". Значит, у людей была возможность покаяться и попросить прощения, но они не сделали этого. Так же, как не всегда делают это сегодня.

Последствия грехопадения и не раскаяния известны: прародители были изгнаны из Рая, а земля проклята ради Адама. Проклят и змий. К тому же Господь обещает положить вражду между семенем жены и змия. По словам Свт. Филарета, в эти словах предсказано будущее рождение Иисуса Христа от "девственнейшей части человечества", Христа, который победит змия, за которым стоит диавол.

Также Господь говорит Адаму, что земля произрастит ему терн и волчец. "Нет нужды полагать, что проклятие произвело на земле новые роды тварей", - таково мнение Свт. Филарета. Значит, грехопадение изменило Мир и внешним, видимым образом.

Святитель выделят три причины изгнания из Рая:

1. Рай должен был служить для людей местом испытания перед тем, как им должны были открыться знания. Раньше времени вкусив запретный плод, люди как бы "перепрыгнули" этот период испытаний, и Рай как место испытания перестал быть нужным.

2. Адам и Ева были изгнаны, чтобы не иметь возможности съесть плод древа Жизни. Но это скорее не наказание, а благо, чтобы наказание человека было временным, а не бесконечным. Грех отделил человека от Бога, но смертность отделяла его от диавола.

3. Назначение человека - "возделывать землю, из которой он взят". С одной стороны, это значит, что он своими делами должен вернуть проклятой из-за него Земле благословение. С другой, "земля" означает "тело человека". "Он должен непрестанно, так сказать, пересозидать свое тело, чтоб истребить в нем останки запрещенного плода, и чтобы оно, наконец, паки взято было от земли и соделалось небесным".

Погнавшись за свободой и знанием, человек оказался в рабстве у греха. И теперь тоскует по своей свободной воле, которая была согласна в волей Господа.

Обратившись к истории и литературе, что жизнь человека была постоянно направлена на поиск счастья. А счастье в его земном представлении - лишь отблеск того блаженства, которое Адам и Ева имели в Раю и потеряли. Но в их потомках по-прежнему живет тоска по этому блаженству, тоска по потерянному Раю. "И вот Адамов плач в течение тысячелетий и тысячелетий возносится к небу; плачет сиротный Адам в лице каждого своего сына, каждой дочери своей, плачет и зовет Бога своего вернуть его в первобытную радость, вернуть ему дружбу Свою и вернуть ему любовь Свою", - говорил митрополит Антоний (Сурожский) в одной из свои проповедей на Прощеное воскресение.

Но главное заключается в том, что не Бог отвернулся от человека, а человек отвернулся от Бога: "А Бог никогда ни любви Своей, ни дружбы Своей не отымал от нас, только мы далеко от Него ушли, потеряли чуткость сердца, не слышим уже Божественного гласа, не чуем уже близости Господней".

А чтобы приблизиться к Господу и полюбить его, нужно приблизиться к людям и научиться любить их. Не абстрактного человека, а конкретную личность. Видеть в нем доброе и плохое, помогать в беде и прощать. Потому что кто такой человек, чтобы судить, простить другого или нет, если Сам Иисус Христос молился за своих мучителей?

Вот что писал митрополит Антоний: "Примем друг друга лаской, любовью, все друг другу простим!.. Потому что не простить - это остаться во тьме, когда мы стремимся к свету, не простить - это остаться рабом греха, когда мы ищем свободы, не простить - это сохранить вольной волей в себе семя смерти и жало смерти, когда мы ищем, желаем воскресения, молим о нем, стремимся к нему... Простим же друг другу...все, что мы сделали, совершили безумно, в помрачении ума, в безумии сердца, в нетрезвом колебании воли, в бунте плоти - все простим друг другу и начнем этот путь.

Этот путь нелегок, на этом пути мы будем неверны своему желанию сердечному, своему собственному устремлению, не будем верны ни Богу, ни самому лучшему, что в нас есть; но вспомним слова Серафима Саровского, что важно начало и конец пути. Начало - это наше теперешнее покаяние, это наша открытость друг ко другу, это наша готовность быть друг другу своими, а не чужими, друг друга тяготы носить, любить друг друга ценой страдания, боли, креста; конец - это радость встречи Пасхи Господней, встречи Воскресения, вступления в Царство Божие, в вечность, в торжество и победу".

Конечно, простить по-настоящему - значит совершить серьезную духовную работу. Не просто повторить известные всем слова, но осознать, что ты не имеешь права держать на человека обиду, и, как тяжкую ношу, сбросить ее со своей души (а без этого ведь и в рам приходить нельзя, как говорил Христос). Так же трудно бывает и попросить прощения, предварительно поняв и прочувствовав, как больно наши слова и поступки могут ранить других людей. Если бы мы это себе представляли в полной мере, то никогда бы не решились причинить людям таких мучений. Но как бы стыдно и неловко не было просить прощения (особенно если дело касается не обиды вообще, а конкретного поступка), после этого на сердце становится удивительно легко. И исчезает ненужная преграда между людьми.

"И вот вступим в Пост, как идут из густой тьмы в рассеивающийся сумрак, и из сумрака в свет, с радостью и светом в сердце, отрясая прах с ног, сбрасывая все путы, держащие нас в плену: в плену у жадности, в плену у зависти, страха, ненависти, ревности, в плену взаимного непонимания, сосредоточенности на себе - потому что мы живем в плену у самих себя, тогда как мы призваны Богом быть свободными... Но давайте поддерживать друг друга на этом пути взаимным прощением, любовью, и помнить, что на трудном пути, в момент кризиса очень часто нам протягивает руку человек, от которого мы не ожидали ничего доброго, которого мы считали чужим или даже врагом: бывает, он вдруг увидит нашу нужду и отзовется на нее. Давайте, поэтому, раскроем свои сердца и глаза, и будем готовы увидеть и отозваться".

http://www.taday.ru/text/97681.html




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме