Очерки по теории иконописания. Часть 3 (антропология образа)

0
326
Время на чтение 4 минуты
Часть 1
Часть 2

Смысл динамической задачи преподобия преп.Григорий Палама видит, прежде всего, в способности творить: "Можно было бы, - пишет он, - со многими другими сказать, что и троическое строение нашего познания показывает, что мы больше, чем ангелы, созданы по образу Божию. И не только потому, что оно троическое, но и потому, что оно превосходит всякий вид знания. В самом деле, из всех созданий мы только имеем, кроме ума и рассудка, еще и чувства. То, что естественно соединено с рассудком, открывает разнообразное множество искусств, наук, знаний: земледелие, строительство домов, ТВОРЧЕСТВО ВЕЩЕЙ ИЗ НИЧЕГО,- разумеется, не из совершенного небытия, ибо это уже дело Божие, - но во всем остальном дано людям... Ничто подобное никогда не свойственно ангелам". 1 Образ Божий в человеке несет возможность исполнения динамической задачи сотворчества человека Богу: только через нас космос, как продолжение нашего тела, может воспринять благодать. Следовательно, через образ Божий человеку дано господство над миром не как "управляющему" или поставленному свыше "надсмотрщику", но как царю и вождю, призванному привести все творение к его последней цели (логосу). 2 О том же пишет преп.Иоанн Дамаскин: "Подобие проявляется также и в том, что человек одарен свободною волею и владеет способностью управлять. Ибо Бог говорит: "сотворим человека по образу нашему и по подобию" и тотчас присоединяет: "и да обладает рыбами морскими и птицами небесными" (Быт.1,26)". 3

"Как Бог имеет власть над вселенной, так и человек господствует над земными тварями и царствует над страстями", - пишет преп.Симеон Новый Богослов 4 и добавляет: "Кто не властвует над пятью чувствами, тот не бывает по образу и подобию Божию". 5

Власть надо всем тварным дается человеку именно благодаря образу Божию, раскрывающемуся в СВОБОДЕ: человек освобожден от необходимости и не подчинен владычеству природы, но может свободно самоопределяться по своему усмотрению (св.Григорий Нисский). Таким образом, тварь, по вине человека покорившаяся беспорядку и смерти, от него же, человека, ставшего по благодати сыном Божиим, ждет своего избавления.

В.Н.Лосский: "Мир следует за человеком, потому что он есть как бы природа человека; его можно было бы назвать "антропосферой". И эта антропокосмическая связь осуществляется тогда, когда осуществляется связь человека с его первообразом - Богом; ибо человеческая личность не может, не подвергнувшись распаду, претендовать на обладание своей природой, то есть своим качеством микрокосма в мире, но она обретает свою полноту, когда отдает эту свою природу, когда принимает в себя вселенную и приносит ее в дар Богу". 6

Другими словами, человек существует как личность, обладающая тварной природой, - это первичная связь между Богом и человеком, устанавливающая самый модус человеческого бытия. Бог одарил человека способностью быть личностью, то есть реализовывать свою жизнь согласно модусу Божественного бытия - быть существом свободным и ответственным. Как образ Божий, человек - личность, которая не должна определяться самой природой, но сама может определять природу, уподобляя ее своему Божественному первообразу. Уподобление Богу возможно только для человека обновленного, в котором очищен и восстановлен образ Божий. Эта возможность осуществляется в определенных человеческих свойствах и, прежде всего, - в свободе. Стяжание богоподобия невозможно без свободы, так как осуществляется оно в живом и полном общении между Богом и человеком. 7

Преп. Ефрем Сирианин в антропологии прежде всего подчеркивает свободу человека; в свободе он видит основание ответственности, основание подвига, "ибо подвиг есть победа над необходимостью, победа над природой, освобождение от "власти звезд" и стихий. И самый вопрос - есть ли свобода? - доказывает ее существование, ибо вопросы и исследования рождаются от свободы... Природа, лишенная свободы, не может спрашивать. Вопросы суть дело свободы. Только свободная природа может спрашивать". 8 Действительно, свобода есть печать нашей причастности Божеству, совершеннейшее создание Бога, шедевр Творца. Но, по мысли В.Н.Лосского, чтобы быть тем, кем должен быть любящий Бога, нужно допустить возможность обратного: возможность бунта. Только сопротивление свободы придает смысл согласию. Любовь, которой хочет Бог, это не физическое намагничивание, но живая взаимная напряженность противоположностей. Бог действительно вызывает к жизни "другого": личное существо, способное отказаться от того, кто его создал. Вершина Божественного всемогущества таит в себе как бы бессилие Бога, некий божественный риск. Личность есть высочайшее творение Божие именно потому, что Бог вкладывает в нее способность любви - следовательно, и отказа... Парадокс этот не устраним в своем величии - в способности стать богом, - человек способен к падению; но без этой способности пасть нет и величия. Бог становится бессильным перед человеческой свободой, Он не может ее насиловать, потому что она исходит от его могущества. Божественная воля будет всегда покоряться блужданиям, уклонениям, даже бунтам воли человеческой, чтобы привести ее к согласию. Таков Божественный промысл, и классический образ педагога покажется весьма слабым каждому, кто почувствовал в Боге просящего подаяния любви нищего, ждущего у дверей души и никогда не дерзающего их взломать. 9

Бога никто никогда не видел, но именно благодаря дару свободы мы способны ощутить Его безграничную любовь к нам. Благодаря Боговоплощению мы можем изображать принятый им "рабий зрак", хотя на иконе неизобразимо ни непостижимое Божество, ни совершенное человечество Его, но Его любовь к нам: не педагогическое научение, но покорная любовь к нам - открывающаяся в Его личности. Человек был сотворен по одной воле Божией, но ею одной он не может быть обожен. Одна воля в творении, две - в обожении. Одна воля для создания образа, но две - для того, чтобы образ стал подобием. Икона, как образ мира, в Боге преображенного, являет волю иконописца, устремленную к встрече с Божественной волей как зовом, как приглашением к преподобию: икона зовет предстоящего к деятельному обращению своей воли, в ответной личностной любви к Богу.




[1] Игумен Иоанн Экономцев. Православие, Византия, Россия. М.: Христианская литература, 1992, с. 179.

[2] Яннарас Х. Вера Церкви. М.: Центр по изучению религий, 1992, с. 96.

[3] Преп. Иоанн Дамаскин. Три защитительные слова против порицающих святые иконы или изображения. Свято-Троицкая Сергиева Лавра., 1993, с. 102.

[4] Преп. Симеон Новый Богослов. Творения. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993, Т.3., с.203

[5] Преп. Симеон Новый Богослов. Творения. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993, Т.2, с.68

[6] Лосский Вл. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. Киев: Путь к истине,1991, с.241.

[7] Успенский Л.А. Богословие иконы Православной Церкви. Изд-во Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. 1989, с.124.

[8] Флоровский Г.В. Восточные Отцы 4-го века. М.: Паломник, 1992, с. 230-232.

[9] Лосский Вл. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. Киев.: Путь к истине.,1991, с. 242-245.

http://www.russned.ru/stats/2084
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Мирослав Бакулин
Все статьи Мирослав Бакулин
Последние комментарии
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 22:55
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:38
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28