23 февраля глазами священника

0
252
Время на чтение 10 минут
Накануне Дня защитников Отечества настоятель домового храма архангела Михаила Военной академия Генерального штаба ВС РФ, майор запаса священник Андрей Галухин рассказал о традициях чествования воинов на Руси, о взаимоотношениях армии и Церкви и о "самом военном" храме нашей страны.

Наш народ любит праздники

- Отец Андрей, как на Руси была ли на Руси традиция дня защитника Отечества до введения советской властью даты 23 февраля?

- На Руси было несколько дней, когда чествовали воинов. Так, День Георгиевского кавалера праздновался после того, как был учрежден этот орден. Стали праздновать День воинской славы и День кавалеров воинской славы. Это было у нас на День зимнего Георгия Победоносца. А еще была дата 7 мая, ее пытались реконструировать уже в наше российское время, но не прижилась она ни в государстве, ни в народе, ни в армии - за 90 лет уже привыкли праздновать 23 февраля. Эта дата уже вжилась и в офицерство, и в народ. Потому, что весь наш народ, особенно мужская часть населения, является защитниками Отечества. Дата прижилась, как и 8 марта, хотя вроде бы это антицерковный праздник. Наш народ любит праздники, а их все меньше и меньше.

- А как связана традиция чествования воинов на Руси с традициями Русской Православной Церкви? Насколько принципиальна для православных христиан история появления 23 февраля как Дня защитника Отечества?

- С церковной точки зрения 23 февраля никогда праздником-то и не являлось. В Русской Православной Церкви есть Дни воинской славы - это те памятные даты, которые связаны воедино с нашими великими воинскими победами и в то же время с празднованием каких-либо икон Божией матери или определенных святых. Например, день памяти Куликовской битвы связан с Рождеством Богородицы, освобождение Москвы от поляков - с Казанской иконой Божией Матери. Вот это дни нашей воинской славы, которые мы повсеместно празднуем. С Александром Невским связано Ледовое побоище, поэтому в этот памятную дату (18 апреля) тоже установлен День воинской славы. Вот такие праздники были на Руси до революции, посвященные нашим воинам. А потом советской власти надо было вводить свои праздники, отдаляться от тех, которые раньше были, это же идеология. Ведь объявили же, что Бога нет, вот и праздники новые придумали. И придумали 23 февраля, хотя никакого особого события там не произошло. Говорят, что вот, Красная Армия в первый раз дала отпор силам Антанты под Псковом. А на самом деле они проиграли сражение, бегством спаслись, а день этот был возведен в статус праздничного дня рождения Красной Армии. Так что праздник этот нецерковный. Но мы же не можем взять и объявить, что Церковь отказывается принимать участие в мероприятиях по поводу этого праздника. Ведь Церковь в земном понимании - это люди, поэтому мы - с народом, поэтому Патриарх возглавляет праздник, возлагая венок вместе со всем духовенством к могиле Неизвестного солдата. У праздника 9 мая, конечно, совсем другой статус, это действительно всенародный праздник, никто даже никаких споров не ведет, их нет. День Победы. Победы нашего народа над фашистами.

- Будете ли Вы поздравлять 23 февраля своих прихожан-военнослужащих?

- Во-первых, я только что вернулся с торжественных мероприятий в Академия Генерального штаба, мы праздновали сегодня, поскольку завтра у нас в стенах Академия проходит народный Собор, а 22 числа они уже все едут к Путину, в Кремль, будут принимать поздравления в Кремлевском дворце и, после этого у них выходной. Так что поздравления были сегодня, я принимал участие в торжественных мероприятиях, поздравил, пожелал им, во-первых, конечно же, здоровья, а во-вторых, хочется пожелать нашим воинам, чтобы государство на них внимание обратило, начиная с правительства и заканчивая всеми структурами власти, чтобы наши воины были обеспечены и материально достойным денежным содержанием, чтобы они были обеспечены жильем, чтобы у них были определенные необходимые льготы. Но это, конечно, зависит от нашего государства. И это очень необходимо, потому что пытаются повысить статус военнослужащего, в то же время само государство о военнослужащих не заботится. Генерал получает меньше - я говорю про Академию Генерального штаба - дворника в нашем жилом районе. Дворник зимой получает зарплату от 20 до 30 тысяч рублей. Лейтенант получает 12-15, полковник 25, генерал ближе к 30. Смешно сравнивать дворника и генерала, поэтому нужно, чтобы государство обратило на это внимание и выплачивало бы своим защитникам должное содержание. Они же защищают это государство. Когда государство о них будет заботиться, тогда и среди населения статус офицеров, военнослужащих тоже вырастет.

Нужно рожать как можно больше

- А как, кстати, на Ваш взгляд возродить уважение россиян к воинскому долгу, к армейской службе, к статусу военнослужащего?

- Поменьше по телевизору показывать негатива про армию, поменьше разговоров вести о дедовщине. Наслушавшаяся о дедовщине молодежь, растущая на негативе, накапливает его в себе, и рано или поздно может произойти всплеск этих негативных эмоций, что и случается. И так, что даже не заметишь, как сам будешь участвовать в этом. На самом деле дедовщина есть во всех других сферах нашей жизни. Почему мы забываем, что то же самое творится у нас в институтах или в детских лагерях отдыха, спортивных лагерях? Все то же самое. Старший всегда заставляет младшего что-нибудь делать. Но это же дедовщиной не назовешь. Раньше, при Жукове, было такое понятие как наставничество. Старший всегда брал себе одного-двух молодых солдат и воспитывал их последние полгода. Он для них был первым и основным командиром, командовал ими, учил их всему, передавал все, чему научился сам за два с половиной года. Естественно, иногда приходилось на них жестко давить, хотя раньше труда никто не боялся, все трудились, это сейчас изнеженные, им бы только деньги получать, не трудясь. Из-за этого возникает много проблем в нашей регулярной армии. Вот хотят ввести профессиональную армию. Человек способен свою жизнь отдать только ради идеи, ради долга, наемник за деньги отдавать свою жизнь будет неспособен. Он будет служить до тех пор, пока лично его жизни не угрожает опасность, а там ему и никакие деньги не нужны будут, тем более что денежный эквивалент за жизнь - мизерный.

Сейчас Церковь и государство обращают внимание на демографический вопрос. Вся проблема в том, что в 90-е годы детей никто не рожал, нет сейчас мужского населения, которое должно было быть призвано в армию. Они не были рождены, потому что были кризисы, дефолты, отсутствие денег, продуктов питания, все проблемы из-за этого. И для того, чтобы выжить - сейчас на всех уровнях об этом говорится, - нужно рожать как можно больше, чтобы был нормальный прирост населения. Тогда, может быть, мы и сохраним свои границы, свою силу, государство и армию.

- О чем не стоит говорить, Вы сказали. А о чем говорить стоит?

- Об опыте. А именно, о тех наших победах, о людях долга. Когда я учился, то постоянно говорили о пионерах-героях, комсомольцах-героях, постоянно демонстрировались примеры на телевидении, в журналах, сочинения об этом писали, в школах изучали на уроках истории, литературы. Всегда перед глазами был подвиг самопожертвования ради матери, сестер, братьев, во имя близких, патриотическое воспитание вообще было поставлено в стране во главу угла. И сейчас это нужно возрождать. Просто, например, из уст Познера слетают реплики типа: "Патриотизм - ширма для врагов народа". В глазах людей таким образом развенчивается понятие патриотизма, придают ему отрицательный смысл - они уже начинают воспринимать патриотов как болтунов, которые ничего не делают. А нужно наоборот возрождать и формировать патриотическое воспитание, возрождать пример жертвенной любви и жертвенной службы Отечеству. Это должно прививаться с раннего младенческого возраста и на примерах наших святых, полководца Александра Невского, генералиссимуса Александра Суворова, генерала-фельдмаршала Михаила Кутузова, всех наших великих деятелей истории, в том числе и истории войн.

Священник в армии. Традиции и современность

- На протяжении всей истории Российского государства у армии и Церкви был достаточно тесный контакт. Какова сейчас жизнь домовых церквей при военных учебных заведениях?

- Я знаю только храм архангела Михаила при Академия Генерального штаба. Есть еще в некоторых местах. Я был в Рязанском десантном институте, там у них через забор храм стоит, приходской храм. Калиточку открывают - и желающие курсанты идут свободно в храм. И приход есть свой, и в то же время курсанты и преподаватели не лишены возможности посещать храм. То есть с одной стороны, он при институте, а, с другой стороны, храм приходской. У меня-то храм закрытый, поэтому с улицы туда никто прийти не может, желающие могут прийти только через меня, пропуск нужно оформлять. Во многих, - я, правда, не могу назвать точно, во скольких военных учебных заведениях - у нас храмы есть. Но это вообще-то пока противозаконно - Закон о статусе военнослужащего и Закон о воинской службе запрещают иметь на территории воинских частей культовые сооружения. Поэтому то, что на территории воинских частей или военных учебных заведений открывают храмы, то это только благодаря личным качествам командиров, начальников. Был же случай, когда на территории воинской части открыли храм. Да мало того, освятили его архиерейским чином. Но пришел новый командир и сказал, что это помещение нужно ему для других целей и, пожалуйста, освободите, перенесите все это в другое какое-нибудь место. Был такой скандальчик, и командир так и не уступил, вынудил храм переехать. Поэтому поскольку у нас нет статуса воинского священника, то сейчас пока все строится на общественном энтузиазме. Как на энтузиазме священников, так и на личном энтузиазме и отношении к Церкви и вере командиров, начальников.

- Насколько мне известно, в свое время в наших вооруженных силах централизованным образом были организованы сборы для священнослужителей. Что из себя представляют эти сборы? Как обстоит с этим дело сейчас?

- Со всех епархий собирают духовенство, отвечающее за взаимодействие с вооруженными силами и правоохранительными органами. И были тоже показательные занятия, показали всю авиационную технику в Монино, также показали центр подготовки космонавтов, как там осуществляется подготовка, какая там техника стоит. И, кроме того, мы проводили конференции, обменивались опытом работы, изучали уже наработанные методические рекомендации, особенно планы проведения бесед с личным составом. Было принято решение об издании единого сборника всех рекомендаций, достижений, успехов, идет сбор материалов для этого сборника. Будет еще выпущен сборник для духовенства, маленький краткий справочник для военнослужащих с основными молитвами, праздниками, днями воинской славы, с катехизисом, пусть и неполным. Подготовка тоже идет, и думаю, что скоро это издание будет выпущено. Так что сборы и сейчас проводятся. Кстати, как раз недавно проходили Рождественские чтения, которые традиционно проводились по секциям. И, в частности, была военная секция, на которую со всех епархий съехались священнослужители, работающие с военнослужащими. Мы поговорили о своих проблемах, о своих успехах.

- И каковы основные проблемы?

- Основная проблема в том, что мы не в государственном статусе, - нет закона, который бы регламентировал бы нашу деятельность. Вся работ строится на энтузиазме, причем на обоюдном. Тем не менее, активность усиливается больше и больше. Выступали с докладами офицеры, выступал заместитель командующего ВВС по воспитательной работе. Он сказал, что не представляет сейчас себе ни одного своего подразделения без священника. Мы, говорит, перед полетами просим благословения, служим молебен. Уж если генерал не представляет себе армии без священника, то это дает положительный импульс к тому, что пора уже подумать действительно о статусе военного священника, - ведь были на Руси полковые священники.

- Сейчас очень часто стал упоминаться термин "капелланы".

- Капеллан - это не наша структура, это западная, протестантская и католическая. У нас они называются полковыми священниками, ну, а принцип строения тот же - на подразделение, которое свыше тысячи человек, ставится один священник. Этого достаточно. И это может касаться и всех других конфессий - мусульмане, и иудеи тоже могут приглашать для военных своих священнослужителей. В России практиковались по пятницам посещения муллы, по субботам - раввина. Иудеи, что интересно, служили в основном связистами. Описывается даже случай в журнале "Ведомости военного морского духовенства", что один из иудеев даже пошел на подвиг, восстанавливая прерванную связь, жертвуя собой. Это было во время Гражданской войны. А количественно в армии больше всего было православных. Так что у нас что Советский Союз, что Россия, в сокровенном, дореволюционном ее понимании, объединяется народом, все народы всегда объединялись вокруг народа русского. И очень жаль, что сейчас повсеместно пытаются принизить роль и значение русского народа как государствообразующего. Сейчас у нас графу национальности убрали, все мы теперь россияне, но без русского народа все остальные распадутся, потеряют свою культуру, просто деградируют. Многие это понимают, и мне знакомые говорят, причем и мусульмане, и иудеи, что мы все живем только благодаря русскому народу. Он цементирует всех нас, все это огромное пространство, количеством народностей, безусловно являясь государствообразующим. Вот об этом надо говорить. Просто как только об этом заходит речь, тут же следуют обвинения в национализме.

- Как долго просуществовал институт полковых священников?

- Все началось с того, что еще Петром Великим. Первым было введено морское духовенство. Тогда начали брать на корабли иеромонахов. Потом Петр Великий также ввел и сухопутных полковых священников. Самой основной задачей полкового священника было отпевание погибших. Потом, уже ближе к нашему времени, когда была русско-японская война, было призвано очень большое количество священников, много воспоминаний написано об их нелегком труде. Священник часто оказывался и медбратом в одном лице, вынося раненых с поля боя в специально отведенные места, там уже напутствуя перевязанных умирающих. Много священников во время русско-японской войны были награждены наградными наперсными крестами, по-моему, кто-то из священников был награжден даже Георгиевскими крестами. Конечно, были и потери. Все эти данные есть, они были озвучены в нашем журнале Синодального Отдела Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями "Газета победы". Сразу же после революции духовенство в войсках было распущено.

В Российской Федерации установлены следующие дни воинской славы России:

27 января - День снятия блокады города Ленинграда (1944 год);

2 февраля - День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943 год);

23 февраля - День защитника Отечества;

18 апреля - День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище, 1242 год);

9 мая - День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов (1945 год)

10 июля - День победы русской армии под командованием Петра Первого над шведами в Полтавском сражении (1709 год);

9 августа - День первой в российской истории морской победы русского флота под командованием Петра Первого над шведами у мыса Гангут (1714 год);

23 августа - День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве (1943 год);

8 сентября - День Бородинского сражения русской армии под командованием М.И.Кутузова с французской армией (1812 год);

11 сентября - День победы русской эскадры под командованием Ф.Ф.Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра (1790 год);

21 сентября - День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве (1380 год);

4 ноября - День народного единства.

7 ноября - День проведения военного парада на Красной площади в городе Москве в ознаменование двадцать четвертой годовщины Великой Октябрьской социалистической революции (1941 год)

1 декабря - День победы русской эскадры под командованием П.С.Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп (1853 год);

5 декабря - День начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой (1941год);

24 декабря - День взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием А.В.Суворова (1790 год);

http://www.taday.ru/text/95448.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Андрей Галухин
Теперь ты в армии!
Настоятель домового храма Военной академия Генерального штаба ВС РФ, майор запаса Андрей Галухин рассказывает о традициях чествования воинов на Руси, о взаимоотношениях армии и Церкви и о "самом военном" храме нашей страны
02.04.2008
Все статьи Священник Андрей Галухин
Последние комментарии
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
24.04.2024 21:35
Вакцинация небезопасна для детей
Новый комментарий от Ленчик
24.04.2024 21:07
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Русский Иван
24.04.2024 19:49
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Hyuga
24.04.2024 19:06