itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Самобытно или по-западному - 2

"АиФ" продолжает начатую в прошлом номере тему поиска верного пути страны

Византийский урок для России 
0
293
Время на чтение 6 минут
Часть 1

ТЕМОЙ предыдущей дискуссии в рамках интеллектуального клуба "Аргументов и фактов" "Какой быть России?" стала проблема выбора пути, по которому нашей стране идти в будущее.

Сегодня наш гость - автор нашумевшего документального фильма "Гибель империи. Византийский урок" архимандрит Тихон (Шевкунов). А его сторонники и оппоненты попытаются на страницах "АиФ" найти ответ на вопрос, какой же быть России - интегрированной в западное сообщество или отстаивать свою самобытность.

- ВАШ фильм, если сформулировать коротко, о том, какой путь следует избрать современной России: становиться ли верной последовательницей Запада или быть самобытной. Эта же тема стала главной для дискуссионного клуба "АиФ" "Какой быть России?". Так какой же, на ваш взгляд?

- Для России, которая, несомненно, является совершенно самобытной страной, отличной и от Востока и от Запада, другого пути, нежели свой и, если хотите, особый путь, просто нет. Почему мы не удивляемся, что у Индии, у великого Китая, у западных стран особый путь? Но любое упоминание об исторической неповторимости России почему-то вызывает у части нашей интеллигенции гневное неприятие, граничащее с озлоблением. Фильм призывает задуматься по поводу нашего действительно самобытного исторического пути и хотя бы как минимум выслушать мнение о том, что Россия является (и это без всякого превозношения, без унижения других стран и народов) совершенно особой страной. Кстати, это же мнение о России сплошь и рядом высказывают наши западные и критики, и доброжелатели.

"Марксизм - яркий пример приятия смертельного опыта извне"

- ТЕМ не менее у западных стран - многовековая история. Было в ней как отрицательное, так и положительное. Так, может быть, всё же не стоит отмахиваться от чужого опыта?

- Не может быть никаких сомнений, что Россия должна учиться не только на своём опыте, но и у наших соседей и на Востоке и на Западе. Сейчас фильм нередко называют антизападным, но в нём есть ключевая фраза: "Конечно же, нелепо говорить о том, что Запад виновен во всех несчастьях и бедах Византии. Запад лишь преследовал свои интересы, что вполне естественно. Исторические поражения Византии происходили тогда, когда сами византийцы изменяли основным принципам, на которых держалась их империя". Чужой опыт может быть для нас поистине бесценен, но только в том случае, если мы не будем обезьянничать, слепо копировать чужое, а станем применять этот опыт творчески, талантливо переосмысливая его для России. Яркий пример приятия смертельного, пагубного опыта извне - марксизм и все страшные последствия в ХХ веке этого навязанного нам эксперимента. А почему такими трагедиями для страны закончились реформы 90-х годов? Но что же, не нужно было внедрять западный опыт? Конечно же, нужно! Но избирательно и мудро, приспосабливая всё лучшее к реалиям страны. Как сделали это, например, в Китае. А главное, такие великие люди, как Александр II или П. А. Столыпин, проводили пусть самые смелые, но полезные реформы с великой любовью к России. А реформы конца восьмидесятых - девяностых так постыдно провалились в первую очередь потому, что проведены они были неталантливо, не творчески, а пошло и бездарно и зачастую с настоящей ненавистью к "этой стране". И сегодня у многих в России предубеждение перед западным опытом. Но возникло это предубеждение именно потому, что опыт этот дискредитировали неумные, неталантливые люди.

"Мы должны идти в будущее, честно вглядываясь в прошлое"

- ВСЁ чаще слышим мы призывы вернуться к своим исконным корням. Но наше историческое наследие неидеально. Язычество, предрассудки, раскол Церкви и гонение на старообрядчество... Вас критикуют, что вы идеализируете Византию. Нужна ли современной России эта оглядка на прошлое?

- Глубоко убеждён, мы должны идти в будущее, чутко вглядываясь в прошлое. И это принципиально. Ну о какой идеализации Византии может идти речь?! В фильме честно говорится о том, что Византия не смогла справиться со своими олигархами, в ней была коррупция, она не смогла решить национальную проблему, она отдала свои главные экономические ресурсы иностранным предпринимателям. Византийская элита предала самое главное, что было у страны и народа, -православие. А что касается России, то Церковь учит нас правильному отношению к Отечеству. Это любовь, преданность, но никак не идеализация, которая слепа и приводит только к новым ошибкам.

- Суммируя всё вышесказанное, давайте попробуем сказать: так что истинно русское? Что, если можно так сказать, "наше всё"?

- Мой духовник, архимандрит Иоанн (Крестьянкин), который прожил долгую и прекрасную жизнь, - он скончался в возрасте 95 лет, пройдя через лагеря, ссылки, подвижничество, через долгие годы служения Церкви и людям, - как-то раз сказал: "Россия, будь такой, какой ты нужна Христу".

Беседовала Юлия ТУТИНА

ОТКЛИКИ ИЗ ИНТЕРНЕТА

"У нас есть немного времени и опыт развала СССР"
Евгений:

- Всё повторяется. Только в этом случае у нас есть немного времени и опыт развала СССР. Будем идиотами - продолжим развал. Окажемся умнее - и старинные земли начнём собирать.

Михаил:

- Придерживаюсь коммунистических политических взглядов, никогда православие всерьёз не воспринимал, но этот фильм потряс меня до глубины души прямыми историческими параллелями и многое помог понять в истории нашей страны и мира. Могу точно сказать, что именно после него моё отношение к православию изменилось.

Обывательница:

- Печально, что Церковь опять вмешивается в политическую жизнь страны, в образование, а не занимается своим делом - утешением страждущих. В России церковь, к сожалению, всегда была прислужницей власти и господствующего класса. Поэтому так легко наш народ после революции с ней расстался. Не была она духовной опорой для народа русского, в отличие от Польши, например, где, несмотря на компропаганду, отношение к Богу и Церкви у народа было другое. Вера Шифнер:

- Волею судьбы живу сейчас в Германии. Если бы вы знали, каким жадным взглядом смотрят их фото- и кинокамеры на просторы и богатство России, а сколько неприкрытого презрения в их документальных фильмах к русским людям. Смотреть и читать - тошно! Дай им волю - они здесь разодрали бы Россию на кусочки.

Кузьмин Анатолий:

- Фильм задевает, заставляет задуматься. Ведь всё новое - это хорошо забытое старое. Хорошо бы поставить этот фильм в прайм-тайм. Только кто же его поставит - это же не "Комеди Клаб" или "Аншлаг". Основная масса людей, и особенно молодёжь, уже ни о чём не думает. Я преподаю историю Отечества: из ста человек, пришедших учиться в наш университет, 90 моего предмета не знают вовсе. А это наше будущее.

Станислав ГОВОРУХИН, режиссёр:
"Мы сами боролись, сами и выживем"


- НАШИ "плюралисты" подняли гвалт, потому что боятся: а вдруг россияне выскажутся в том смысле, что на какого хрена нам все эти либералы с их западными методами управления государством, приводящими к материальному обнищанию и духовному оскудению России, когда на протяжении многих веков она сама находила пути бороться, выживать и вырастать в великое государство! В ХХ веке русские люди считались примером читающей, образованной и одухотворённой нации. Нынешний Запад, хотя и цивилизован по меркам "общества потребления", но не слишком образован и не слишком одухотворён. Поэтому-то нам ни в коем случае не следует слепо идти по его стопам.


Игорь ЧИЧУРОВ, профессор, завкафедрой древних языков МГУ, византолог:
"Ответ найдём в прошлом"


- ИСТОРИЧЕСКИЕ судьбы России и Византии, да и современность наша тесно связаны.

Конечно, никакие исторические аналогии не могут совпадать стопроцентно. Но чрезвычайно важно всё-таки осмыслить тенденции, которые обозначились, с одной стороны, в истории Византии и с другой - в нашем обществе.

Такое сравнение оправданно и в доказательстве не нуждается! Подобные параллели проводились, например, в книге одного из классиков византиноведения ХХ века венского профессора Герберта Хунгера. В упрёк авторам фильма можно поставить то, что, говоря о событиях многовековой давности, они используют современную лексику - слова "олигарх", "либералы", "интеллигенция" и прочие. Но грех это невеликий по той простой причине, что каждое время своему прошлому задаёт собственные наболевшие вопросы. И пытается в этом прошлом найти ответ на то, что тревожит в настоящем.

Гораздо важнее в данном случае не используемые обороты, а то, на какие вопросы мы ищем ответ в прошлом. Это же очень важно - в нужное время задать и обществу, и государству правильные, нужные, злободневные вопросы.

Сергей ВЛАСОВ,
член Союза писателей России, автор книги "Деяния Константина Великого":
"Ищем свой путь"


- ПРИШЛО время подумать, как снова стать великим народом, восхищавшим весь прочий мир полётом мысли.

Темой гибели Византии я всерьёз занят много лет. Я оставил все прочие дела, потому что вдруг понял: судьба погибшей пять с половиной веков назад Византии - это вовсе не историческая тема. Это тема поисков нового русского пути. Звучит банально, но наши истоки идут от Византии.

Именно поэтому "мёртвая" византийская тема стала для России актуальна, особенно после крушения советской империи, которая казалась многим из нас незыблемой и вечной -такой, как ромеям некогда виделась их родина.

Юлия Тутина, Вячеслав Костиков

http://aif.ru/article/index/article_id/16022
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Митрополит Симферопольский и Крымский Тихон (Шевкунов)
Все статьи Митрополит Симферопольский и Крымский Тихон (Шевкунов)
Византийский урок для России
Доктрина «Москва – третий Рим»
Заявка на цивилизационно-идентичную идеологию российского государственного строительства
07.10.2023
Translatio frygium и чин officium stratoris на
Западе, в Византии и Древней Руси
25.07.2023
Символизм Годеновского креста
Третье суждение о соборности
18.07.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.03.2024 14:21
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 14:19
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 13:43
Хатынь двадцать первого века
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 13:17
Пора покинуть планету розовых пони
Новый комментарий от протодиакон Владимир
28.03.2024 13:06