Трудно быть батюшкой

К вопросу о церковной самокритике

0
122
Время на чтение 3 минуты
На ежегодном собрании Московской епархии председатель епархиального совета архиепископ Истринский Арсений выступил с критикой тех священников, которые небрежно относятся к своим обязанностям. Это далеко не первый случай, когда авторитетные в церковной среде люди осуждают "нерадивых" клириков.

По словам архиепископа Арсения, некоторые молодые священники пренебрегают уставом, сокращают для собственного удобства службу. Нередко они закрывают глаза и на непотребное поведение тех богатых людей, которые превращают свои крещения и венчания в шоу со смехом, фотовспышками и кутежом в стенах храма.

- Священник при этом не пытается призвать присутствующих к молитве, - заметил владыка. - Нужно выявить лиц, пренебрегающих уставом, и ходатайствовать перед Святейшим Патриархом об освобождении их от непосильных обязанностей священнослужения.

Почти одновременно на ту же тему высказался и епископ Саратовский ЛОНГИН. Говоря об итогах прошлого года, он назвал одной из основных проблем епархиальной жизни нехватку духовенства:

- Строительные и реставрационные работы сегодня опережают процесс подготовки священников. Нам не хватает тех, кто был бы способен организовать приходскую жизнь, заботясь одновременно и о духовной, и о хозяйственной составляющей. Когда у клирика нет подобающего сану внутреннего содержания, то нет и полноценной проповеди, нет слова назидания, идущего не просто от ума, но и от опыта.

Подобная ситуация начала обнаруживаться еще в перестройку, когда возрождение храмов и рост интереса к религии пошли в СССР большими темпами. За несколько лет число приходов в некоторых епархиях выросло в десять раз, всюду начали открывать монастыри. Но церковным строительством занялись в первую очередь новообращенные неофиты без должного духовного опыта и образования. Отсюда и вырос основной комплекс проблем современной Церкви.

Древние монастыри, чьи традиции, порядки и опыт монашеской жизни формировались веками, в 90-е годы воссоздавались в течение года-двух. Почти сразу в них возникала братия, порой из числа людей, не прошедших даже положенной будущим монахам подготовки.

Потом эти монашеские общины некоторых обителей были на грани ухода в раскол, переставали признавать церковную иерархию.

Аналогичным образом формировалось и приходское духовенство. Случалось, что крестившийся в десятом классе школьник через два года после выпуска получал сан, учась на заочном отделении духовной семинарии. Неудивительно, что Патриарху уже не раз приходилось выступать против так называемого "младостарчества" - превращения начинающих, неопытных священников в харизматических лидеров, чье руководство губило судьбы людей и превращало церковные приходы чуть ли не в сектантские образования.

При этом, осознавая всю глубину проблемы, Церковь не всегда может оперативно переменить ситуацию. Новое духовенство сегодня необходимо хотя бы потому, что там, где нет православного храма, моментально возникают деструктивные секты. Как раз по этому сценарию развивались события со знаменитой сектой "пензенских сидельцев". Человек, не имевший к духовенству никакого отношения, облачился в рясу, назвал себя "схимонахом Максимом" и увел за собой немало людей. Остановить же его оказалось некому...

В современной Греции исповедовать людей имеют право только священники с большим стажем и получившие на то особое благословение. В современной России, после гонений и планомерного уничтожения религии, такое, разумеется, не возможно - опытных священников катастрофически не хватает.

А потому Церкви приходится двигаться между Сциллой и Харибдой, с одной стороны, выдвигая к будущим клирикам жесткие требования, а с другой - всеми силами пытаясь увеличить их число.

Семинарии не могут похвастаться высоким конкурсом, однако лишь немногие из них рискуют сегодня снижать требования к абитуриентам. Не только в центральных, но и в провинциальных духовных школах от студентов требуют не только знаний, но и высокого морального поведения. Да и то, далеко не все семинаристы принимают сан после учебы.

Некоторые архиереи говорят при этом прямо: если речь идет о выборе между плохим священником и никаким, то уж лучше тогда никакой.

Однако не стоит списывать все беды Церкви исключительно на "плохих батюшек". Сегодня, когда один священник может быть настоятелем сразу пяти разоренных и бедных сельских церквей, многие священники несут свое служение буквально из последних сил. И порой они просто не успевают уделить время и внимание всем, кто в этом нуждается.

Такая неоднозначность ситуации требует от церковных иерархов быть крайне осторожными и не устраивать жестких "кадровых чисток". А в результате возникает замкнутый круг, из которого сегодня, казалось бы, не видно выхода.

И потому остается надеяться, что подобная ситуация - это, скорее всего, болезнь роста, которую все-таки удастся преодолеть со временем.

Эту статью обозревателя "Фомы" Алексея СОКОЛОВА согласился прокомментировать для нас руководитель пресс-службы Московской Патриархии, священник Владимир ВИГИЛЯНСКИЙ: "Священник - не значит безгрешный"

http://www.foma.ru/articles/1448/
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Алексей Соколов
Святая простота
В день памяти Тверских святых
14.07.2014
Потомки китайских казаков
Что мы не знаем о вере и традициях Поднебесной
12.10.2013
Потомки китайских казаков
Что мы не знаем о вере и традициях Поднебесной
28.09.2013
Просто преподобные
или Еще одно забытое место
21.09.2011
Все статьи Алексей Соколов
Последние комментарии