Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Злая весть

Олеся  Николаева, Российская газета

07.02.2008

Предыдущее потрясение от пересмотра евангельских истин массовый читатель пережил при чтении нашумевшего романа Дэна Брауна "Код да Винчи".

Поэт и писатель Олеся Николаева решила расследовать причины нарастающей оправдательности столь нарицательных в мировой истории, культуре и нравственности фигур. Расследование завершилось написанием недавно вышедшей книги "Поцелуй Иуды".


Российская газета: Олеся Александровна, похоже, это становится своего рода тенденцией - пересмотр Евангельских сюжетов, причем не фактов, а сути, смысла. Откуда берутся такие сенсации и почему стали возможны такие "пересмотры"?

Олеся Николаева: Действительно, "Иуда" становится в последние времена этаким брендом. На его образ как положительного героя в наше время имеется спрос. Откуда взялись потребность и стремление героизировать образ, который на протяжении тысячелетий символизировал самую гнусную низость? Объяснений несколько, но самым исчерпывающим и интересным, мне кажется, то, какое дал "синдрому Иуды" К.Г. Юнг. Анализируя книгу Анатоля Франса "Сады Эпикура", Юнг утверждает, что герой, бессознательно вынашивавший идею предательства, спроецировал ее на Иуду: именно поэтому он так страстно чаял его оправдания. Героизация Иуды, по Юнгу, результат психологической проекции собственного предвкушаемого или уже совершенного предательства и бессознательная попытка это предательство объяснить и оправдать. А поскольку XX век может быть без преувеличения назван веком массового богоотступничества и предательства, то манифестация именно Иуды в качестве положительного героя становится уже и диагнозом, и приговором.

РГ: Запрос на реабилитацию Иуды несет в себе запрос на реабилитацию зла?

Николаева: Самой ужасной чертой нашего времени является то, что зло не только не опознается как таковое, но и претендует в человеческом сознании на равноценность своего существования с "добром". Это говорит о фундаментальной утрате "нормы". Однако и в современном человеке, как бы ни был он нравственно дезориентирован, сохранилось "чаянье добра". Именно отсюда проистекает его желание самооправдания, реабилитации "злого" в себе: ведь если человек психически полноценен, он никогда не захочет сказать о себе, что он - зол, подл, низок, корыстолюбив, завистлив, что он - трус и предатель. Нет, он либо начнет слезно каяться в этом, либо попытается придумать себе смягчающие обстоятельства, объяснительные схемы, а то и вовсе предпочтет перевернуть все вверх дном в своем сознании и представить содеянную им гнусность как благородство, а предательство как жертвенное служение. Вот для этого и необходим этот психологический механизм: объявить Люцифера первым бунтарем за свободу, Каина - борцом за равенство, а Иуду - жертвой во имя братства. Стремление реабилитировать и опоэтизировать Иуду Искариота недалеко ушло от большевистских потуг создать из Иуды революционного героя и вождя. В первые дни Октябрьского переворота большевики ударными темпами соорудили в Свияжске памятник Иуде. По свидетельствам князя Жевахова, местный совдеп долго обсуждал, кому поставить статую: Люцифер был признан не вполне разделяющим идеалы коммунизма, а Каин - чересчур легендарной личностью, остановили выбор на Иуде. Хотя сейчас это все выглядит пародийно, но сегодняшняя манифестация Иуды как нового героя равнозначна совдеповскому богоборческому ремесленничеству.

РГ: Что можно ответить по существу содержания и позиций поклонникам всевозможных альтернатив евангельской истории?

Николаева: Критерием отбора канонических текстов из всей массы апокрифической "духовной самодеятельности" всегда было их соответствие подлинному живому преданию, полученному от апостолов и заключающемуся в реальном переживании встречи с Христом. Именно поэтому интерпретация Евангелия может осуществляться лишь при условии веры в непреложность его свидетельства как свидетельства Святого Духа, как в окончательную и высшую реальность. Любое искажение этого свидетельства - будь то невежественное и самовольное толкование или горделивая "отсебятина" - имеет далеко идущие последствия и в конце концов приводит к появлению пародии на Христа и тем самым упразднению самого евангельского благовестия. В "Евангелии от Иуды" именно это и происходит. Всякое измышление, касающееся Нового Завета, подобно метафизическому перевороту: Христос перестает быть Богочеловеком, Иуда становится главным героем.

РГ: Что создает "зону доверия" такого рода текстам?

Николаева: Авторы новых "интерпретаций" Евангелия, так расплодившихся в последнее время, паразитируют на бессмертном тексте. Пускаясь во все тяжкие, они, безусловно, вписываются в некий коммерческий проект: расчет здесь на то, что рейтинг продаж будет заведомо обеспечен, простите, "раскрученным" пратекстом. Из канонических "Евангелий". А у массового зрителя по невежеству, неверию и наивности часто имеется при себе подозрение, усердно подогреваемое всякими ньюсмейкерами, что вот где-то - в пустыне ли Египетской, в подвалах ли Ватикана, на горе ли Синай - хранится некая тайная премудрость, которая, будь она извлечена на свет и предана гласности, произведет бум и разрушит в одночасье двухтысячелетнюю религию. Это сопровождается невежественным и возбужденным предвкушением того, что-де как только это обнаружится, уже и сами верующие и ничего не подозревающие церковники начнут озадаченно чесать в затылках, пожимать недоуменно плечами, выкатывать изумленные глаза: "Ну надо же, вот оно как, а мы и не догадывались!"

Анна Спицына

http://www.rg.ru/2008/02/05/nikolaeva.html



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме