itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Другое искусство

Новости Москвы 
0
250
Время на чтение 6 минут
Есть в Москве экспозиция, которая известна в узком кругу коллекционеров и ценителей, но вполне достойна залов Третьяковской галереи. Нонконформисты, неформалы, мастера андеграунда времен советского прошлого устраивали свои выставки в частных апартаментах и дружили с собирателем Леонидом Талочкиным. Он любовно вывешивал на стенах своей коммуналки картины подпольных художников. А когда картинам стало тесно, решил устроить постоянную экспозицию. Так восемь лет назад появилась выставка "Другое искусство" в РГГУ.

Русское искусство XX века рождалось и росло на политических и социальных изломах той эпохи. Именно это время принесло в мировую историю искусства такое явление, как русский авангард. Малевич, Татлин, Филонов, Кандинский, Попова, Экстер, Шагал... У каждого из них было свое направление, свой путь развития. Теоретики утверждают, что эти художники - во многом порождение традиции европейского импрессионизма и уникальных социальных явлений, происходивших в то время в России. Всех этих мастеров мы знаем, пусть и понимаем не всегда, но знаем. А вот кто же вырос на их картинах?
Русский авангард закончился в 1932 году, когда И. Сталин сформировал принципы социалистического реализма (народность, партийность, конкретность). Этому направлению теперь будет отводиться главенствующая роль в развитии советского искусства. Было бы странно говорить, что искусство разделилось, поскольку это всегда единый процесс, где существуют свои течения, волны и направления. Но для характеристики той эпохи это слово подходит как нельзя лучше.

Другое искусство - это как раз произведения неофициальных художников, которые противостояли существующим политическим реалиям и шли своим собственным путем, невзирая на указания. Леонид Талочкин стал одним из коллекционеров такого искусства. Он дружил со многими мастерами, и, что интересно, они дарили ему свои работы. Из этого и сложилась экспозиция, которую можно сегодня увидеть в главном корпусе РГГУ на улице Чаянова.

Эта выставка не похожа на остальные прежде всего тем, что это не выставочный зал в привычном понимании. Мы привыкли в музеях наблюдать много народу и разреженный прохладный воздух. А здесь паркет сочетается с колоннами и советской утварью университетов прошлого. И народу почти нет, за исключением нескольких проходящих студентов и смотрителей зала. Само пространство таит в себе какую-то теплоту.

Теперь об искусстве. Работы художников, представленные в музее, относятся к неофициальному искусству. Все мастера творили в период укрепления советской власти. Их произведения не принимались правительством, потому что не воспевали героизм советских трудящихся, противоречили официальной идеологии. Они жили и общались небольшими закрытыми от посторонних глаз группами. Их существование игнорировалось как властью, так и обществом. Вспомним хотя бы выставку 1962 года "Новая реальность" в Манеже. Тогда Н. С. Хрущев, осматривая залы галереи, выяснял классовую принадлежность каждого художника, а в итоге сказал, что "советскому народу все это не нужно". И по сей день имена этих людей многим ни о чем не говорят.

Экспозиция охватывает период 50-80-х годов прошлого столетия. Однако встречаются и работы 90-х и даже 2000-х годов. Интересно, что у некоторых художников представлено несколько работ разных лет. Например, у Льва Снегирева "Колючки" датированы 1969 годом, а рядом "Забытый угол" 1999-го. Нельзя сказать, что работы сильно отличаются друг от друга, разве что настроением. Но для понимания динамики или ее отсутствия такая развеска представляет интерес.

Музей гордится, что именно здесь есть некоторые работы Жарких, Неизвестного, Рухина, Рогинского, Харитонова, Краснопевцева, Штейнберга, Бордачева. Некоторые из этих художников участвовали в разгромленной властью в 1974 году выставке в Беляево, которую назвали "Бульдозерной". Но, к сожалению, работ этих известных мастеров в РГГУ теперь нет. Точнее, они есть, но спрятаны в запасники. Как рассказали смотрители галереи, раньше выставка занимала третий, четвертый и пятый этажи, а теперь то, что было на четвертом, ушло в "подполье" из-за того, что университету потребовалось дополнительное помещение. Смотрители с грустью говорят об этой утрате, потому что там, по их мнению, как раз и были все сливки советского неформального искусства: "Там такие картины были, настоящие, не то, что здесь,- указывает на абстрактную композицию смотритель Алексей, пожилой мужчина лет шестидесяти,- маслом написанные, а сейчас нет".

Но тем не менее и сегодня посетителям доступны конструкции Сергея Бордачева "Патефон" и "Старинный романс". Напоминающие Татлина, собранные из железных деталей, тканей, дерева, дензнаков, висят на стене. Некоторые из присутствующих на стенах не скрывают прямого подражания мастерам авангарда. Борух так и назвал одну из своих работ - "Памяти Татлина".

"Рождество" Юрия Жарких, выполненное в одной цветовой гамме, - головоломка, но не геометрическая или логическая, а эмоциональная. А художник по фамилии Толстый предлагает поломать голову над своей яркой Россией - "Прощай, немытая Россия". Создается впечатление, что эти оранжево-розовые линии и провокационная надпись - жест прощания со страной, будто художник завтра уезжает в Америку, а сегодня гуляет, смеется и говорит всем "До свиданья!".

Игорь Снегур в 1959 году назвал свою работу "Ню", но здесь вы не найдете пошлой обнаженности, так привычной сегодня. Это всего лишь несколько линий. И главное тут, пожалуй, опять настроение и стремительность, с которой художник эти несколько линий проводил.

Не обошлось здесь и без советской иронии. Рогинский в 1964-м линейно изображает плиту с конфорками "Мосгаз", а чуть позже лежащие на кровати джинсы, которые почему-то называются "Дураки едят пироги". А мы что? Мы двигаемся дальше в области дизайна и технологий. Бич Борис Николаевич стилизует автомобили, разбирает их на части и выкладывает разноцветной мозаикой "Пежо" и "Даймлер". Это было в 1971-м. А в 89-м Чуйков с помощью перфоратора, первых ЭВМ делает силуэты обнаженных женщин - "Программируемые рисунки". Алексей обратил мое внимание на деревянную линейку Бруни, которая называется "Таков закон". Деления на ней показывают срок отбывания наказаний в советской тюрьме. От 1 до 15 лет, дальше - высшая мера.

Под потолком висит металлическая конструкция. Смотритель дергает ее, она начинает звучать, как детский металлофон. "Это Виноградов. Он сам принес ее Талочкину, 1985 год. А вот это видишь? "Любовь и кровь" Звездочетова (масса обнаженных тел, а на небе бабочки). Художник ее скопировал у какого-то иностранца, целиком, а потом просто пририсовал этих бабочек",- рассказал Алексей. В 1996 году художники начинают шутить по-другому. В оборот идут доллары. Каменев нарисовал "300 баксов", где на каждой купюре чье-то лицо. На первой изображен привычный Франклин, а на другой - какой-то бородатый человек в очках. Алексей подсказал, что это и есть коллекционер Талочкин. Не обошлось в среде мастеров и без супрематистских экспериментов. Здесь и Петр Овсепян, и Чернышев, удваивающий квадраты и линии. И еще несколько подобных работ. Есть вещи, которые вызывают искреннее удивление. Андрей Гросицкий пишет ржавые детали, трубы, краны, это можно было бы как-то соединить с гнилым советским строительством, но произведения датированы 2001 годом. Если разобраться, то каждая работа имеет свою историю, точнее, свой сюжет попадания в руки Талочкину. Поэтому создается ощущение предельно личной экспозиции.

Руководствуясь формальной логикой, можно предположить, что эти мастера продолжают традиции русского авангарда. Но можно продолжать, а можно подражать. Продолжать суть развивать, открывать новые грани. Но кажется, что здесь идет речь о подражании и игре. Будто попадаешь в подпольный цех, где все пьют, веселятся, ругают власть и творят свое искусство. Здесь так же, как и на многих современных выставках, игра с формами. Появляются коллажи, непонятные конструкции, живописным материалом является не цвет, а краска, дерево или металл. Инструментом может быть что угодно: кисть - компьютер. Некоторые работы совсем не похожи на живопись или графику. Скорее напоминают современный дизайн, отсылающий к Малевичу.

Алексей, указывая на абстракцию Овсепяна, сказал: "Ну разве это картина? Это же любой сделать может. И никто не повесит такое себе на стену, не захочет украсить помещение такой вещью. Вот во время царствования Хрущева их всех и разогнали". Однако и у него оказались любимые произведения здесь. Это "Структурный пейзаж" Абрамова, напоминающий сказочный лес. По словам Алексея, выражает оптимизм. И "Око" Дорохова - оптическая абстракция, которую "сложно повторить". А вот другая смотрительница сказала, что ей больше по душе что-то ясное и понятное. Особенно ей нравится картина "Миллионерша", которая теперь убрана в запасник: "На ней изображена женщина вся в мехах и золоте, довольная и богатая, а за ней гроб и в нем девушка. Мне кажется, что девушка умерла от наркотиков. А может быть, это вторая сторона медали под названием богатство. Мне кажется так". При этом обоим смотрителям нравится музей и то, что сделал Талочкин. Интересно наблюдать за тем, как и на кого влияет искусство, кто и с какой стороны его воспринимает, как объясняет тот или иной сюжет. И даже если хоть одна картина заставит задуматься или испытать чувства, значит, выставка прошла не зря...

http://www.taday.ru/text/92372.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Наталья Гурова
Все статьи Наталья Гурова
Новости Москвы
Ликвидация пятой колонны будет проходить в ходе Большой войны?
О теракте в Красногорске и положении в стране
28.03.2024
Хатынь двадцать первого века
России нужен уголовный кодекс военного времени
28.03.2024
«Уйти от этих вопросов не получится»
Об ошибках в миграционной политике
28.03.2024
«Мы должны осознать важность каждого человека, который призван Богом к жизни»
В Москве прошла IV научно-практическая конференция «Ценность каждого»
27.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2024 00:26
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от учитель
29.03.2024 00:00
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04