Память прп. Геннадия Костромского

5 февраля Русская Церковь празднует память прп. Геннадия Костромского

Новости Москвы 
0
262
Время на чтение 19 минут

Н. А. Зонтиков
Преподобный Геннадий Костромской
Статья из т. X "Православной Энциклопедии", Москва. 2005 г.

Прп. Геннадий Костромской
Прп. Геннадий Костромской
Геннадий (в миру Григорий; почил в 23.01.1565), прп. (пам. 19 авг., 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 3-я Неделя по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых), Костромской и Любимоградский. О прп. Геннадие повествуют его житие (1584-1586) и Повесть об обретении мощей (кон. 40-х гг. XVII в.), святой упоминается в Житии прп. Корнилия Комельского (1589).

Прп. Геннадий родился в Литовском великом княжестве. Повесть об обретении мощей называет его родиной г. Могилёв. Отцом преподобного был, согласно житию, "великий пан" Иван, матерью - Елена. В ранней молодости, желая принять монашество, Григорий оставил родительский дом и отправился странствовать по монастырям России; побывал в Москве, с другом и единомышленником Феодором ходил по Новгородской земле, наконец, пришел в Александров Свирский в честь Св. Троицы муж. монастырь. Однако прп. Александр Свирский не оставил Григория в обители из-за его молодости и направил в Корнилиев Комельский в честь Введения во храм Пресв. Богородицы муж. монастырь к прп. Корнилию Комельскому. Прп. Корнилий принял юношу. Прожив "во искусе довольно время", юноша прп. Корнилием был пострижен в монашество с именем Геннадий. Прп. Геннадий "вельми подвизашеся в молитвах и трудах, паче же во внутренних службах: в поварне, пекарне и во прочих службах труждашеся".

По сообщению Жития прп. Корнилия, в 1528 г. прп. Корнилий, взяв с собой "мало от братии", в т. ч. прп. Геннадий, ушел из Введенского монастыря на Сурское (Сурмское, Сурбское) оз. в "костромских пределах" - вблизи от впадения в р. Кострому р. Обноры (совр. дер. Слобода Любимского р-на Ярославской обл., см. Геннадиев в честь Преображения Господня муж. монастырь). Житие прп. Геннадий связывает этот уход с "нестроениями" среди братии, в Житии прп. Корнилия переселение объяснено желанием прп. Корнилия "наедине безмолвствовати". На новом месте прп. Корнилий и прп. Геннадий построили келью и стали жить, "лес сечаше и пашню сотворяя". К ним приходили др. иноки. Житие прп. Геннадия рассказывает, что вел. кн. Василий III Иоаннович, направлявшийся для молитвы о чадородии в Кириллов Белозерский монастырь зимой 1528/29 г., останавливался в Корнилиевом Комельском монастыре и высказал пожелание, чтобы прп. Корнилий вернулся на игуменство в эту обитель. Тогда прп. Геннадий получил благословение от учителя на пребывание в Сурской пустыне. Однако, по сведениям Жития прп. Корнилия, уход прп. Корнилия из пустыни совершился в 1530 г. В этом году, вскоре после рождения у вел. князя наследника - буд. царя Иоанна IV, прп. Корнилий пришел в Москву за разрешением "создати церковь в пустыни". Вел. князь пригласил его благословить вел. княгиню и наследника, разрешение на строительство храма не дал и "понуди" вернуться во Введенский монастырь.

Вскоре после ухода прп. Корнилия прп. Геннадий с братией построили в пустыни деревянный (летний) храм в честь Преображения Господня. По свидетельству жития, средства на строительство пожаловал великий князь. Возможно, вел. кн. Василий III предоставил монастырю налоговые льготы - известна тарханная и несудимая грамота царя Иоанна IV, данная прп. Геннадию в 1547/48 г. (РГАДА. Ф. 281. N 5014), в к-рой упоминается аналогичная, более ранняя, утраченная грамота. Вскоре был построен 2-й (зимний) храм - во имя прп. Сергия Радонежского. Возможно, что при устроении пустыни прп. Геннадий получал помощь из костромского Ипатиевского во имя Св. Троицы монастыря.

Будучи настоятелем обители, прп. Геннадий наравне с др. иноками работал в поварне, колол дрова и разносил их по кельям, копал колодцы и пруды, пек просфоры, писал иконы. Преподобный, подвизаясь, носил на теле железные вериги "и кресты железныя, тяжкие чепи". Согласно житию, прп. Геннадий всюду ходил пешком. Преподобный имел дар прозорливости. В нач. 40-х гг. XVI в., находясь по делам обители в Москве, он посетил дом боярина Р. Ю. Захарьина (родоначальника Романовых) и предсказал его дочери Анастасии, тогда еще девочке, что она будет царицей. Это предсказание сбылось в 1547 г., когда Анастасия Романовна стала супругой Иоанна IV, в 1549 г. "старець Генадий Сарарайскые пустыни" стал крестным отцом царевны Анны, дочери Иоанна Грозного (ПСРЛ. Т. 13. 1-я пол. С. 158; 2-я пол. С. 460).

Прп. Геннадий является автором "Наказания и поучения", адресованного помимо братии Преображенского монастыря также игум. Ипатиевского монастыря Вассиану (будучи неграмотным, святой продиктовал поучение перед кончиной, позднее оно было включено в его житие). Исследователи отмечают заботу прп. Геннадия о монастырских крестьянах: преподобный призывает монастырских слуг "насильством не обидети" крестьян, а "такоже и ложных словес" на них "игумену или старцем не износити".

Прп. Геннадий был погребен в Спасо-Преображенском соборе обители. Вскоре после кончины началось его почитание. В 1584-1586 гг. игум. Преображенского монастыря Алексий, ученик и преемник прп. Геннадия, написал житие преподобного, содержащее описание 19 прижизненных и посмертных чудес. Предположительно в 80-х гг. XVI в. была составлена служба преподобному. Летом 1644 г. в монастыре был разобран деревянный Преображенский собор и на его месте начата постройка каменной церкви. 19 авг. в ходе работ произошло обретение мощей прп. Геннадия, о чем была составлена Повесть с описанием 2 чудес. В том же году по благословению патриарха Иосифа состоялось прославление прп. Геннадия к общецерковному почитанию. В 1647 г., после освящения Преображенского собора, гроб с мощами преподобного внесли в храм и установили в Благовещенском приделе (скорее всего в XVIII в. мощи на том же месте были погребены под спуд). По-видимому, в сер. 40-х гг. XVII в. в Костромском кремле был возведен каменный храм во имя преподобного (сильно пострадавший во время пожара в 1773, храм впоследствии не был восстановлен). К кон. XVII в. основанный прп. Корнилием Комельским и прп. Геннадием монастырь назывался Спасо-Геннадиевым.

Житие прп. Геннадия вошло в Четьи-Минеи Германа (Тулупова) (1627-1632) и Иоанна Милютина (1646-1654), составленная на основе жития проложная память включена в печатный Пролог (начиная с издания 1661). В XVII-XVIII вв. Житие прп. Геннадия активно переписывалось (большинство сохранившихся списков датируется XVIII в.), к этому периоду относится неск. редакций и переработок текста. Прп. Геннадий вместе с прп. Корнилием Комельским упоминается в "Похвальном слове русским преподобным" соловецкого мон. Сергия (Шелонина) (40-е гг. XVII в.; см.: Панченко О. В. Из археографических разысканий в области соловецкой книжности. I. "Похвальное слово русским преподобным" - сочинение Сергия Шелонина (вопросы атрибуции, датировка, характеристика авторских редакций) // ТОДРЛ. Т. 53. С. 584). Имя прп. Геннадия включено в Месяцеслов Симона (Азарьина) (РГБ. МДА. N 201. Л. 310-310 об.; 50-е гг. XVII в.).

В 1777 г. правобережье р. Костромы, с XV в. входившее в состав Костромского у., вместе со Спасо-Геннадиевым монастырем отошло Ярославскому наместничеству, в 1796 г. вошло в состав Любимского у. Ярославской губ. В XVIII - нач. ХХ в. прп. Геннадий являлся одним из наиболее почитаемых святых в вост. уездах Ярославской и зап. уездах Костромской губ. В 1805 г. в Спасо-Геннадиевом монастыре во имя прп. Геннадия был освящен один из приделов теплого храма, примыкавшего к Спасо-Преображенскому собору с зап. стороны. В 1-й четв. XIX в. над местом погребения прп. Геннадия была установлена серебряная рака, изготовленная на средства жителей г. Любима. На раке лежала древняя икона преподобного в серебряном окладе, к-рый в 1851 г. был позолочен. В 30-х гг. XIX в. игум. монастыря Палладий попытался осмотреть мощи прп. Геннадия. Когда начали разбирать кладку на месте раки, случились треск и сотрясение собора, игумен и рабочие в страхе бежали. Во 2-й пол. XIX в. над местом погребения прп. Геннадия установили новую серебряную раку, изготовленную иждивением любимского купца (позднее крупнейшего костромского фабриканта) И. С. Михина. В монастыре хранились реликвии, по преданию принадлежавшие прп. Геннадию: ковш для сбора денег и топор (в 1934 они поступили в ЯМЗ - Монастыри и храмы земли Ярославской. Ярославль; Рыбинск, 2000. Т. 2. С. 188-189). В 1861 г. была опубликована служба с акафистом прп. Геннадию (автор акафиста - Г. Карцев), позднее службу редактировал Ярославский архиеп. Нил (Исакович; 1853-1874).

Спасо-Геннадиев монастырь был закрыт в 1919 г., собор действовал в качестве приходского храма до 1928 г. 28 сент. 1920 г. в соборе состоялось публичное вскрытие мощей прп. Геннадия, после чего они были увезены в Ярославский губ. музей (находились там до сер. 30-х гг. XX в., дальнейшая их судьба неизвестна). В советское время прп. Геннадий особенно почитался в Костромской епархии. В 1948 г. в Иоанно-Златоустовском кафедральном соборе в Костроме левый придел храма был переосвящен во имя прп. Геннадия. Когда в 1981 г. было установлено празднование Собора Костромских святых, то днем для него стал день памяти прп. Геннадия - 23 янв. Имя прп. Геннадия вошло в Собор Ростово-Ярославских святых, празднование к-рого было установлено в 1964 г., в 2002 г. было внесено в Собор Белорусских святых. В 1996 г. началось возрождение Спасо-Геннадиева монастыря. В 1998-1999 гг. вблизи руинированного Спасо-Преображенского собора, на месте, где, по преданию, прп. Геннадий вырыл колодец, была построена небольшая деревянная ц. во имя прп. Геннадия; 1 сент. 1999 г. Ярославский архиеп. Михей (Хархаров) служил в этом храме водосвятный молебен, первая литургия состоялась 23 июня 2000 г.

Ист.: Сказание игум. Алексея к пастырю дому боголепнаго Преображения и прп. Геннадия // Ключевский. Древнерусские жития. С. 463-464; Житие прп. Геннадия, Костромского и Любимоградского чудотворца // Ярославские ЕВ. 1873. N 23. Ч. неофиц. С. 183-190; N 24. С. 191-196; К житию прп. Геннадия, костромского и любимоградского чудотворца // Ярославские ЕВ. 1873. N 25. Ч. неофиц. С. 202-203; Служба и акафист прп. отцу нашему Геннадию, Костромскому и Любимоградскому чудотворцу: С присовокуплением сказания о житии его и чудесах. М., 1898; Житие прп. Геннадия Костромского // Тр. IV обл. ист.-археол. съезда в г. Костроме в июне 1909 г. Кострома, 1914. С. 18-42; Описание о российских святых. С. 196-197; Житие и акафист св. прп. Геннадию, Костромскому и Любимоградскому Чудотворцу: (Сост. на основе жития, написанного учеником прп. игум. Алексием, и др. архивных док-тов о Спасо-Преображенском Геннадиевом монастыре) / Спасо-Преображенский Геннадиев монастырь. Б. м., 2004; Житие Корнилия Комельского // Городок на Моск. дороге. Ист.-краевед. сб. Вологда, 1994. С. 180-184, 188-189.

Лит.: Филарет (Гумилевский). РСв. Январь. С. 103-109; СИСПРЦ. С. 62, 63; Любимский Спасо-Геннадиев муж. монастырь // Ярославские ЕВ. 1866. N 10-11. Ч. неофиц.; Ключевский. Древнерусские жития. С. 303, 336; Св. угодники Божии и подвижники Костромские, их жизнь, подвиги, кончина и чудеса. Кострома, 1879. С. 7-19; Барсуков. Источники агиографии. С. 114-115; Леонид (Кавелин). Святая Русь. С. 188-189; Голубинский. Канонизация святых. С. 128-129; Отчет VIII (ликвидац.) отдела НКЮ // РиЦ. 1920. N 9/12. С. 81 [дата вскрытия и кр. описание мощей Г. 28 сент. 1920]; Будовниц И. У. Монастыри на Руси и борьба с ними крестьян в ХIV-ХVI вв. М., 1966. С. 291-295; Буланина Т. В. Алексей (XVI в.) // СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 34-35 [Библиогр.]; она же. Геннадий (в миру Григорий) (ум. 23.I.1565 г.) // Там же. С. 146-148 [Библиогр.]; Борисов Н. С. От Ярославля до Вологды. М., 1995. С. 96-106; Добровольский Г. Ф. Спасо-Геннадиев муж. монастырь и прп. Геннадий Костромской и Любимоградский чудотворец. М., 2004.

Л. Л. Полушкина
Иконография

Иконописный подлинник XVIII в. на 22 янв. предписывает изображать прп. Геннадия таким образом: "Надсед, в схиме, брада Василия Кесарийскаго покороче, риза преподобническая" (Большаков. Подлинник иконописный. С. 67); аналогичный текст под 23 янв.- в рукописи 30-х гг. XIX в. (ИРЛИ. Перетц. 524. Л. 114 об.). В руководстве В. Д. Фартусова содержатся дополнительные сведения: "Типа литовскаго... не очень стар, со средней величины, продолговатою бородой, с проседью; лицом очень худ от поста; во власянице, короткой мантии и епитрахили"; приводятся неск. вариантов изречений, к-рые можно писать на свитке (Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 164-165).

Сохранившиеся иконы прп. Геннадия датируются не ранее 2-й пол. XVII в. Наиболее распространенный извод - изображение святого в рост, в монашеском одеянии, с непокрытой головой, благословляющей десницей и развернутым свитком в левой руке, на фоне Спасо-Геннадиева монастыря, вверху - образ Преображения Господня (в соответствии с посвящением главного храма). К этому типу иконографии относится икона посл. трети XVII в. из собрания С. П. Рябушинского (ГИМ): прп. Геннадий представлен вполоборота влево, на свитке текст: "Братие, любите друг друга и имейте чи...", образ Преображения - в облачном сегменте; панорама обители дана с зап. стороны: каменный пятиглавый Преображенский собор (1644-1647) окружают деревянные строения, колокольня, стены и башни, как это было до кон. XVII в. Вид монастыря - слева от фигуры прп. Геннадия, "по птичьему полету", с парящими в небе ангелами с иконой, - имеется также на прориси с образа кон. XVII в., находившегося в ЦАМ СПбДА (где святой, в отличие от указаний большинства подлинников, имел темные волосы - Покровский. С. 128-129); подобные варианты - на иконах 2-й пол. XVII в. (ГИМ), XVIII в. (ГМЗРК). В среднике редкого образа прп. Геннадия с 20 клеймами жития, нач. XVIII в. (частное собрание), предположительно происходящего из Спасо-Геннадиева монастыря, святой тоже изображен на фоне устроенной им обители, куда включены нек-рые житийные сюжеты.

В 1-й трети XVIII в. создан храмовый образ этого извода для придела во имя прп. Геннадия ц. Успения Богородицы с. Секша Любимского р-на Ярославской обл. (частное собрание): в левой руке святого развернутый вверх свиток с редкой надписью: "Господи Боже Царю веков истинный безначалный соприсносущный Свете услыши молитву рабов Твоих и призывающих имя Твое пресвятое призри на рабы Твоя". Слева от деревянной ограды изображены пруды, выкопанные при устройстве обители для осушения земли, о чем упомянуто в Житии прп. Геннадия: "...лес секуще, и землю орюще, еще же ископаста четыре пруды, иже до ныне суть видимы" (Преподобный Геннадий, Костромской и Любимоградский чудотворец. Ярославль, 1873. С. 5). В нач. XX в. 2 пруда еще сохранялись в монастырском саду (Романов Е. Р. Прп. Геннадий Костромской и Любимоградский, уроженец города Могилева. Вильна, 1909. С. 17). Живопись иконы выполнена костромскими мастерами, вероятно, работали 2 иконописца (образ Преображения отличается по манере письма). В XIX в. на икону сделан металлический чеканный оклад с надписью: "1856 г. Трудов Геннадия Александрова сына Дьячкова".

На прориси 1-й пол. XIX в. с припиской "От Архипова из Палеха" (ГРМ) композиция иная: фигура прп. Геннадия помещена в левой части (обратный оттиск оригинала?), панорама монастыря с более поздними каменными постройками открывается с юго-вост. стороны, святой изображен в возрасте средовека с небольшой бородой, правой рукой указывает на обитель, левая с четками прижата к груди. Др. икона такой иконографии 1893 г. (ЯИАМЗ) являлась вкладом частного лица, согласно надписи внизу в рамке ("Икона написана на иждивение крестьяньи деревни Настасьина Агафьи Васильевой Гарячевой 1893 года"). К писавшимся в Ростове по костромским заказам паломническим реликвиям принадлежит эмалевый образок 2-й пол. XIX в. (ЦМиАР), к-рый, несмотря на маленький размер, тоже включает вид монастыря. В коленопреклоненном молении в небе над монастырем прп. Геннадий изображен на литографии сер.- 2-й пол. XIX в. (частное собрание).

Другой иконографический вариант представлен единоличными иконами святого в рост, в монашеском облачении, как на небольшой иконе нач. XIX в. из собрания Успенских (ГЭ), где фигура развернута вполоборота влево, на правой руке четки, левая поднята в молении (фрагмент небольшого деисуса?). Здесь, как и в более поздних произведениях, у прп. Геннадия длинная, узкая на конце борода, на голове - островерхий схимнический куколь. На прямоличном изображении 1900 г. кисти иконописца В. П. Гурьянова (ГИМ) преподобный тоже в схиме, десницей благословляет, а в левой держит свиток, одеяния украшены "золотопробельным" письмом, на верхнем поле - поясной образ Спаса Еммануила. Возможно, в мастерской О. С. Чирикова исполнена икона кон. XIX - нач. XX в. (ГЭ) с немного иным типом изображения: руки святого разведены в стороны, свиток развернут, фон - пейзажный, с горками, рекой и условными элементами архитектуры, вверху - образ Спаса Нерукотворного.

Отдельную группу составляют изображения прп. Геннадия вместе с др. святыми. Так, напр., в молении вместе с прп. Макарием (Калязинским?) он представлен на прориси 2-й пол. XIX в. с иконы XVII в. (ГРМ; на обороте надпись: "Иван Яйцов С. С.") - наиболее ранний образец иконографии прп. Геннадия с куколем на голове. На иконе "Преподобные Сильвестр Обнорский и Геннадий Костромской, мученики Косма и Дамиан в молении Иисусу Христу", XVIII в., из нижнего храма Николо-Богоявленского (Морского) собора в С.-Петербурге прп. Геннадий тоже в схиме и куколе, с четками и свитком. В числе предстоящих Св. Троице Новозаветной, напротив ангела хранителя, фигура прп. Геннадия встречается в навершии Феодоровской иконы Божией Матери со сказанием в 12 клеймах, нач. XIX в., костромского мастера (из собрания П. Д. Корина (ГТГ)).

В 1886 г. выполнена икона "Избранные костромские святые" (филиал КГОИАМЗ в г. Нерехта), происходящая из ц. свт. Николая чудотворца с. Верховье Солигаличского р-на Костромской обл. На иконе представлены в 2 ряда основатели крупнейших монастырей Костромского края, среди них - прп. Геннадий в 1-м ряду крайний слева, со свитком в левой руке, у него острая раздвоенная борода средней величины и волосы на прямой пробор, кудрявые на плечах, с проседью. Икона Божией Матери "Знамение" с собором блгв. князей и княгинь всероссийских, изготовленная ок. 1913 г. в московской фирме Оловянишникова (ГЭ) для поднесения имп. семье к 300-летию Дома Романовых хранилась в Александровском дворце Царского Села. В верхнем и нижнем ряду на ней представлены в рост рус. блгв. князья, тезоименитые святые и "небесные предстатели" членов царской династии, в числе к-рых - прп. Геннадий со сложенными на груди крестообразно руками, 6-й справа вверху.

В составе Соборов русских святых погрудный образ прп. Геннадия введен в группу преподобных на прориси с иконы 1814 г. иконописца-старообрядца П. Тимофеева (хранилась в ЦАМ СПбДА), где прп. Геннадий облачен в мантию и куколь, как и расположенный рядом с ним прп. Иаков Костромской. Святой присутствует на иконе российских чудотворцев XIX в. (ГТГ) - в 5-м ряду 3-й справа, с непокрытой головой, между преподобными Нилом Столобенским и Петром Муромским. Примером подобной иконографии прп. Геннадия в монументальном искусстве является роспись галереи рус. святых в почаевской Успенской лавре, кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. (поновлена в 70-е гг. XX в.) работы иеродиаконов Паисия и Анатолия - преподобный в одной из композиций с подвижниками XVI в., почти в профиль, в схиме. Вместе с др. рус. святыми прп. Геннадия был написан в 70-х гг. XIX в. на стене лестницы, ведущей на хоры сев. части зап. крыла храма Христа Спасителя, в верхнем ряду, а также, напр., во 2-й пол. XIX в. на зап. стене ц. Воскресения Христова на Дебре в Костроме.

На иконе "Все святые, в земле Русской просиявшие", разработанной мон. Иулианией (Соколовой) в кон. 20-х - нач. 30-х гг. XX в. (ризница ТСЛ), на авторских повторениях кон. 50-х гг. XX в. (ТСЛ, Данилов муж. монастырь в Москве) и творческих списках кон. XX - нач. XXI в. др. иконописцев прп. Геннадий помещен в группе костромских святых в начале 1-го ряда, крайним слева, обернувшись к прп. Макарию Унженскому. На рисунке кон. 70-х - нач. 80-х гг. XX в. работы прот. Вячеслава Савиных (Минея (МП). Т. 5. Ч. 2: Янв. С. 301) святой обращен в молении к небесному сегменту, на свитке традиц. надпись: "Братие, любите друг друга". Пример совр. местной иконографии святого - образ "Собор Костромских святых" 90-х гг. XX в. (Костромской Богоявленско-Анастасиин жен. монастырь).

Лит.: Покровский Н. В. Церк.-археол. музей СПбДА, 1879-1909. СПб., 1909. С. 128-129, 131-144. N 50, 58-59; 1000-летие рус. худож. культуры. М., 1988. С. 167, 368. Кат. 208; Рус. эмаль XVII - нач. XX в.: Из собр. музея им. Андрея Рублева. М., 1994. С. 137, 230. Кат. 177; Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя / [Сост. заключ. части Б. Споров]. М., 1996п. С. 86; Косцова А. С., Побединская А. Г. Рус. иконы XVI - нач. XX в. с изображением монастырей и их основателей: Кат. выст. / ГЭ. СПб., 1996. С. 54-55, 130-131. Кат. 47, 48; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 200-205, 454-455, 611, 629. Т. 2. С. 80-81; Синай. Византия. Русь: Правосл. искусство с VI до нач. XX в. Кат. выст. / Монастырь cв. Екатерины на Синае, ГЭ. [СПб.], 2000. С. 444-445. Кат. R-237; Россия. Православие. Культура: Кат. выст. Нояб. 2000- февр. 2001. [М., 2000]. С. 128, 181. Кат. 384, 495; Изображения Божией Матери и святых Правосл. Церкви. М., 2001. С. 141; Костромская икона XIII-XIX вв.: Свод рус. иконописи / Авт.-сост. Н. И. Комашко, С. С. Каткова. М., 2004. С. 615, 621. Кат. 269, 283. Ил. 427, 442.

Н. А. Зонтиков
Спасо-Геннадиев монастырь
Статья из т. X "Православной Энциклопедии", Москва. 2005 г.

Геннадиев в честь Преображения Господня мужской монастырь (Ярославской и Ростовской епархии), находится в дер. Слободе Любимского р-на Ярославской обл. В сер. 20-х гг. XVI в. прп. Корнилий Комельский и прп. Геннадий Костромской, взяв с собой "мало от братии", покинули Корнилиев Комельский монастырь и пришли в "пустыню" на берегу Сурского (Сурмского, Сурбского) оз., близ впадения р. Обноры в р. Кострому. Иноки построили кельи, "лес сечаше и пашню сотворяя". В 1530 г. по настоянию вел. кн. московского Василия III Иоанновича прп. Корнилий вернулся в Комельский монастырь, благословив прп. Геннадия возглавить собравшуюся братию и построить храм (разрешение на его строительство прп. Корнилий получил, посетив Москву летом 1530). Вскоре, вероятно на средства вел. кн. Василия, был построен деревянный летний храм в честь Преображения Господня, затем зимняя ц. во имя прп. Сергия Радонежского. Прп. Геннадий сам рубил дрова, копал колодцы и пруды, пек просфоры, писал иконы. Погребенный в Преображенском соборе прп. Геннадий († 23 янв. 1565) к кон. XVI в. почитался как местночтимый святой, его мощи, покоившиеся под спудом, стали главной святыней обители. В 1584-1587 гг. ученик прп. Геннадия, настоятель Спасо-Геннадиева монастыря, игумен Алексий написал его житие. Первоначально Спасо-Геннадиев монастырь назывался Новая Корнилиева пуст., с 40-х гг. XVI в.- Геннадиева пуст., к нач. XVII в.- Спасский Геннадиев монастырь.

Спасо-Геннадиеву монастырю покровительствовали царь Иоанн IV Грозный и боярский род Романовых (в нач. 40-х гг. XVI в. прп. Геннадий предсказал боярину Роману Юрьевичу Захарьину, что его дочь Анастасия Романовна станет царицей). Грамотой царя Иоанна Грозного 1547/48 г. (подтверждала недатированную предыдущую грамоту) Спасо-Геннадиеву монастырю жаловались 4 деревни, починки и Сурское оз. с истоком и одновременно освобождались от налогов и повинностей живущие на монастырской земле. Монастырю также предоставлялось право суда над крестьянами. В 1550 г. царь Иоанн Грозный пожаловал Спасо-Геннадиеву монастырю деревни Павловка, Кортополово, Радильцево Лысцово, Настасьино, починки Охотино и Попиральцево, ез (сооружение для ловли рыбы) на р. Костроме и бортный лес у дер. Карганово "со всем с тем, что к тем деревням и к починкам исстари потягло". В 1554 г. боярин и дворецкий Данила Романович (брат царицы Анастасии) указной грамотой распорядился ежегодно выдавать Спасо-Геннадиеву монастырю из "царевых житниц" хлебную ругу - 60 четв. ржи и 60 четв. овса.

В Смутное время Спасо-Геннадиев монастырь и его вотчины были разорены. В "Росписи русского войска" Московского стола 1604 г. упомянуты "2 чел. конных" Спасо-Геннадиева монастыря. В 1614 г. царь Михаил Феодорович Романов освободил Спасо-Геннадиев монастырь на 2 года от всех казенных поборов, в 1615 г. избавил от оброка на мед, к-рый собирали в Каргановском бортном лесу, в 1623 г. дал монастырю несудимую грамоту, подтверждавшую его судебный иммунитет. В писцовой книге 1628 г. упоминается, что в Преображенском соборе "образы местные и деисусы, и двери царские, и сосуды, и свечи, и ризы, и колокола и всякое церковное строение государево и монастырское".

В 40-х гг. XVII в., при игум. Филарете, в Спасо-Геннадиевом монастыре началось каменное строительство. В 1644-1647 гг. вместо деревянного был построен каменный 5-главый 4-столпный Преображенский собор с приделом в честь Благовещения Пресв. Богородицы. Барабаны глав храма были насыщены декором (пояс килевидных кокошников у основания, валик, аркатурный пояс, "поребрик", "бегунок", городчатый и зубчиковый пояски). Отмечена большая близость архитектуры и декора Преображенского собора с храмом Вознесения "на Дебре" в Костроме (ок. 1654). В ходе строительных работ 19 авг. 1644 г. были обретены мощи прп. Геннадия, и в том же году по благословению патриарха Иосифа состоялось его всероссийское прославление. Возможно, в честь наследника престола - буд. царя Алексея Михайловича, в Спасо-Геннадиевом монастыре во 2-й пол. 30-х гг. XVII в. был построен деревянный теплый храм во имя св. Алексия, человека Божия. С 1644 г. в нем временно находился гроб с мощами прп. Геннадия, к-рый в нояб. 1647 г. перенесли в новый Преображенский собор и установили в Благовещенском приделе. Видимо в XVIII в., мощи были погребены под спуд. В 1715 г. близ Преображенского храма вместо деревянной была воздвигнута 2-ярусная колокольня типа восьмерик на четверике, увенчанная высоким деревянным шатром. В 1751 г. был освящен построенный на месте деревянного каменный Алексиевский храм - одноглавый 2-светный, с большой 5-гранной апсидой, папертью и крытым крыльцом.

К 60-м гг. XVIII в. Спасо-Геннадиев монастырь владел в Костромском у. селами Павловка, Обнорское, Буяково, Никольское, Сухоруково и Фоминское с 39 деревнями, в к-рых проживали 1376 крестьян. Монастырю принадлежали бортный Каргановский лес и 2 водяные мельницы на притоках р. Костромы - реках Обноре и Андоме (Андобе); вотчины Спасо-Геннадиева монастыря занимали значительную часть территории совр. Любимского р-на Ярославской и Костромского р-на Костромской областей. В 1764 г. все владения у Спасо-Геннадиева монастыря были изъяты, монастырь отнесен к 3-му классу. В 1777 г. Спасо-Геннадиев монастырь вместе с правобережьем р. Костромы вошел в состав Ярославского наместничества, в 1796 г.- Любимского у. Ярославской губ. В 1787 г. Спасо-Геннадиев монастырь отошел Ярославской епархии.

В кон. XVIII-XIX в. в Спасо-Геннадиевом монастыре возобновилось каменное строительство. В 1796 г. был возведен 2-этажный братский корпус, расширенный пристройкой 1810 г. В 1805 г. с запада к Преображенскому собору был пристроен теплый 5-главый храм с 2 приделами: правым - прп. Геннадия Костромского, левым - прп. Корнилия Комельского. В 1822 г. ярославским мастером Ф. Банщиковым были расписаны стены и своды собора. В 1843 г. с правой стороны к собору был пристроен каменный придел во имя прп. Сергия Радонежского. К 1810 г. была построена каменная ограда с 6 башнями и 2-арочными св. вратами. В 1831 г. по проекту ярославского архит. П. Я. Панькова была перестроена колокольня: вместо деревянного шатра надстроены 2 каменных яруса. 2 нижних яруса, возведенные в 1715 г., были украшены колоннами в стиле классицизма, 3-й ярус выделен крупными волютами, а 4-й - пилястрами. В результате этой реконструкции 40-метровая колокольня стала вертикальной доминантой ансамбля монастыря. В 1849-1850 гг. у св. врат была построена деревянная гостиница. В кон. XIX в. при Спасо-Геннадиевом монастыре была открыта школа грамоты. К нач. XX в. Спасо-Геннадиев монастырь владел более 65 дес. земли, подворьями в Ярославле и Любиме.

В XIX-ХХ вв. мощи прп. Геннадия покоились под спудом в Преображенском соборе. В 1-й четв. XIX в. над местом его погребения была установлена серебряная рака, изготовленная на средства жителей г. Любима. На раке лежала икона прп. Геннадия. Во 2-й пол. XIX в. на средства любимского купца И. С. Михина была изготовлена и установлена новая серебряная рака. На праздник Преображения Господня, в дни памяти Алексия, человека Божия (17 марта), и прп. Геннадия (23 янв., 19 авг.) в Спасо-Геннадиев монастырь приходили жители зап. уездов Костромской и вост. уездов Ярославской губ., у стен монастыря устраивались Преображенская и Алексиевская ярмарки. В 1905-1913 гг. на престольные праздники в Спасо-Геннадиевом монастыре регулярно совершал богослужения архиеп. Ярославский св. Тихон, буд. Патриарх Московский.

В 1919 г. Спасо-Геннадиев монастырь был закрыт, насельники зарегистрировались как приходская община при Преображенском соборе. 28 сент. 1920 г. мощи прп. Геннадия были публично вскрыты и увезены в Ярославский губ. музей, в к-ром пребывали до сер. 30-х гг. XX в. (к 2005 их местонахождение неизвестно). В 1928 г. Преображенский храм был закрыт, с нач. 30-х гг. в нем находилась конюшня колхоза "Власть Советов". В 30-х гг. были разобраны на кирпич ограда со св. вратами и 5 башен, в 1961 г.- 2-этажный братский корпус, в 1964 г.- пристроенная к Преображенскому собору теплая ц. во имя преподобных Геннадия Костромского и Корнилия Комельского, а в 1965 г.- придел прп. Сергия Радонежского. В Алексиевской ц. до сер. 60-х гг. располагался склад ядохимикатов.

6 окт. 1995 г. Спасо-Геннадиев монастырь был возобновлен, наместником назначен иером. (с 2000 игум.) Евфимий (Дебабов). Летом 1997 г. постройки Спасо-Геннадиева монастыря (за исключением бывш. гостиницы, занимаемой правлением колхоза) были переданы братии. Рядом с колодцем, ископанным, по преданию, прп. Геннадием, построен деревянный храм во имя прп. Геннадия Костромского, в к-ром 1 сент. 1999 г. архиеп. Ярославский Михей (Хархаров) совершил 1-й водосвятный молебен, 23 июня 2000 г. игум. Евфимий с братией - 1-ю Божественную литургию. Планируется восстановление Алексиевского храма. При Введенской ц. в дер. Павловке Любимского р-на организовано подворье Спасо-Геннадиева монастыря. В мае 2005 г. в Спасо-Геннадиевом монастыре проживали 3 монаха и 10 послушников.

Ист.: Холмогоровы В. И. и Г. И. Материалы для истории сел, церквей и владельцев Костромской губ. Вып. 5. Отд. 3: Для Костромской и Плесской десятин Костромского y. М., 1912. С. 15, 33; Житие прп. Геннадия Костромского // Труды IV-го обл. ист.-археол. съезда в г. Костроме в июне 1909 г. Кострома, 1914. С. 13-42; Революция и Церковь. 1920. N 9-12. С. 81; Житие Корнилия Комельского // Городок на Моск. дороге: Ист.-краеведч. сб. Вологда, 1994. С. 188-189; Антонов А. В. Костромские монастыри в док-тах XVI - нач. XVII в. // РД. 2001. Вып. 7. С. 187-208.

Лит.: Ист.-статистический обзор Ростово-Ярославской епархии. Ярославль, 1861. С. 79-80; Любимский Спасо-Геннадиев муж. монастырь // Ярославские ЕВ. 1866. Ч. неофиц. N 10-11; Критский П. А. Наш край: Ярославская губ.- опыт родиноведения. Ярославль, 1907. С. 304; Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии. Ярославль, 1908. С. 12; Борисов H. С. От Ярославля до Вологды. М., 1995. С. 96-106; Монастыри и храмы земли Ярославской: Кр. иллюстр. энцикл. Ярославль, 2000. Т. 2. С. 146-148; Добровольский Г. Спасо-Геннадиев муж. монастырь и прп. Геннадий, Костромской и Любимоградский чудотворец. М., 2004.

http://www.sedmitza.ru/index.html?sid=77&did=50052&p_comment=belief&call_action=print1(sedmiza)
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии