Мощи преподобномученика Анастасия Персиянина в сокровищнице Ахенского собора

0
122
Время на чтение 5 минут
Реликварий прп. Анастасия Персиянина
Реликварий прп. Анастасия Персиянина
Путешествуя в 1520 году по Нидерландам и Германии, немецкий живописец, основоположник искусства немецкого Возрождения Альбрехт Дюрер присутствовал в Ахене на коронации Карла V и оставил в своем дневнике восторженную запись о тех "уникальных и изысканных по красоте" реликвариях и предметах церковной утвари, какие довелось ему видеть в ризнице Ахенского собора. В Средние века Ахен был центром империи Каролингов и Священной Римской империи германской нации, местом коронации германских королей и резиденцией императора Карла Великого († 814), при котором город достиг особого расцвета. Не только в Средневековье, но и в более позднее время Ахен имел высокий статус среди других городов Германии. Он был паломническим центром Западной Европы и служил традиционным местом остановки паломников из Северной и Восточной Европы на пути в испанский город Сантъяго-де-Компостела, где хранятся мощи святого апостола Иакова.

Особое значение Ахена как политического и религиозного центра империи подтверждается многочисленными дарами от германских королей и римских императоров кафедральному собору города. Бесценные приношения хранятся в специально построенном здании сокровищницы, превращенной ныне в музей[1]. Один из таких даров - реликварий с мощами (глава) преподобномученика Анастасия Персиянина († 628, память 22 и 24 января). Согласно информации, предоставленной заведующим музеем-сокровищницей Ахенского собора доктором Георгом Минкенбергом, реликварий изготовлен в Антиохии между 969 и 1025 годами, а в сокровищнице хранится с 1204 года. Ссылаясь на данные исследований немецких историков и искусствоведов, музейные сотрудники сокровищницы придерживаются мнения, что в 1000-1002 году реликварий вместе с другими драгоценными сосудами был преподнесен немецкими и византийскими посланниками в качестве свадебного подарка коронованному в 983 году в Ахене Оттону III и его византийской невесте. Другая версия гласит, что, возможно, реликварий в 1204 году поступил в ризницу Ахенского собора в качестве трофея.

Искусно выполненный из серебра с чернью и позолотой, он имеет следующие размеры: высота - 39 см, ширина - 19 см, глубина - 20 см. Реликварий сделан в форме одноглавой купольной греческой церкви квадратной формы с апсидой. По мнению специалистов, изначально это была кадильница, которую наполняли горящими углями и благовониями. Кадильницы подобной формы можно видеть в ризнице собора святого Марка в Венеции. На серебряном корпусе реликвария надпись по-гречески, из которой можно узнать имена его возможных заказчиков и исполнителя. Вот ее перевод: "Господи, помоги рабу Твоему Евстасию, проконсулу, патрицию, полководцу Антиохии, и рабу Твоему Ликию". На стенках реликвария греческим шрифтом выведены три стиха из 86-го и 131-го псалмов: "Славное возвещается о тебе, граде Божий!" (Пс. 86: 3); "Стань, Господи, на [место] покоя Твоего, Ты и ковчег могущества Твоего" (Пс. 131: 8); "Ибо избрал Господь Сион; возжелал [его] в жилище Себе" (Пс. 131: 13).

Анастасий Персиянин широко почитался в Византии. В византийских и греческих календарях его память указывается 22 января, 24 января упоминается как день перенесения его мощей. Житие этого святого было написано сразу после его смерти в 628 году и основано на рассказе монаха, свидетеля его подвигов и мученической кончины[2]. В Х веке житие святого было переработано Симеоном Метафрастом. В первой половине ХII века на Руси был сделан перевод краткого жития Анастасия Персиянина: о его почитании на Руси свидетельствуют месяцесловы древнейших Евангелий.

Афанасия Персиянина в миру звали Магундатом. Он был родом перс, из селения Раснуни в земле Разих, принадлежал к сословию магов и содержал школу, где обучал желающих чародейским хитростям. Во время войны между персами и ромеями шаханшаху Хосрову II в завоеванном им Иерусалиме удалось захватить Крест Господень, который в 614 году был отправлен в Персию и находился там до 628 года, а потом был возвращен в Святой Град византийским императором Ираклием. Именно появлением Святого Креста в Персии автор жития Анастасия Персиянина объясняет зарождение в персидском жреце-огнепоклоннике интереса к христианству. Оставив школу на попечение сына, Магундат в числе войска персидского военачальника Шахина участвовал в походах в Малую Азию. В это время войска императора Ираклия появились в самой Персии, и Шахину пришлось отступить. Побуждаемый жаждой истинной веры, Магундат дезертировал из войска и поселился в Иераполе у одного перса-христианина, золотых и серебряных дел мастера. Магундат посещал христианские богослужения и уговаривал своего хозяина способствовать его крещению, но тот, опасаясь персов, отказался. Тогда Магундат отправился в Иерусалим, где обратился с просьбой о крещении к Илии, пресвитеру храма Вознесения Господня. Тот крестил его и нарек именем Анастасий. Через некоторое время Анастасий Персиянин объявил Илии о своем желании стать монахом и вскоре принял постриг (ок. 620) в монастыре святого Анастасия, основанном неким Юстином неподалеку от Иерусалима. Там Анастасий Персиянин изучал греческую грамоту и Псалтирь, позже стал читать Священное Писание и жития, особенно вдохновляясь подвигами мучеников. Он был иноком добродетельным, смиренномудрым, трудолюбивым и поэтому охотно исполнял все послушания и монастырские работы. Руки его всегда были заняты работой, а уста - прославлением Бога. Через семь лет Анастасий Персиянин покинул обитель и отправился странствовать. Придя в Кесарию Палестинскую и увидев у храма святой Евфимии персидских магов, готовящихся совершить жертвоприношения, Анастасий Персиянин выступил против них с обличениями и на вопрос, кто он такой, открылся, что он перс и сам бывший маг. Маги позвали солдат, и те задержали Анастасия Персиянина как соглядатая, а выяснив, что он к тому же бывший царский всадник, отправили в тюрьму, доложив об этом марзбану (наместнику). Тот подверг его допросу, а затем потребовал отречься от Христа, но Анастасий Персиянин решительно отказался. Несколько раз представал он перед марзбаном и обличал его в нечестии, оставаясь непоколебимым даже после пыток. После праздника Крестовоздвижения, который в виде особой милости святому было разрешено провести в христианском храме, Анастасия доставили на суд самого Хосрова. Тот послал к Анастасию одного из судей с предложением отречься от Христа и вернуться к вере предков, за что обещал большие богатства. После того как Анастасий Персиянин отказался выполнить это, его вновь подвергли мучениям, но он остался тверд и несгибаем, вознося хвалы Господу. Тогда Анастасия Персиянина вместе с 70 другими христианами отвели к реке и одного за другим удавили веревкой. Тела казненных были брошены у реки на съедение собакам, а голову Анастасия Персиянина отправили Хосрову. Собрав деньги, местные христиане выкупили тело мученика, которое чудесным образом не было тронуто собаками, и похоронили его в расположенном неподалеку монастыре мученика Сергия.

Через десять лет после кончины Анастасия Персиянина его мощи перенесли в Кесарию Палестинскую, а затем - в Константинополь, где в конце VIII века был построен храм во имя святого. Сохранились сведения, что позднее глава святого хранилась в Риме. Одна часть мощей находилась в церкви Святого Креста, а другая - в одном из загородных монастырей. С 1204 года и по настоящее время глава преподобного Анастасия Персиянина хранится в немецком Ахене.

Во второй половине 2007 года реликварий с мощами этого святого несколько месяцев находился в Ватиканском музее. Для специалистов в Ватикане и Ахене остаются не до конца выясненными некоторые вопросы. Неясно, ни для какой церкви сначала была предназначена антиохийская кадильница, ни когда и при каких обстоятельствах ее превратили в реликварий с мощами (главой) преподобного Анастасия Персиянина. Впрочем, в историях и других христианских святынь сокровищницы Ахенского собора есть свои пока еще не разгаданные тайны.



[1] Ахенская капелла и ее сокровищница в 1978 году были включены ЮНЕСКО в число памятников международного культурного достояния.

[2] См.: Православная энциклопедия. М., 2001. Т. 2. С. 249.

(Мюнхен), специально для "Православия.Ру"

http://www.pravoslavie.ru/put/080204122019
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Анатолий Холодюк
Все статьи Анатолий Холодюк
Последние комментарии
Теряем здравый смысл...
Новый комментарий от Человек
18.04.2024 19:31
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от Андрей Х.
18.04.2024 19:23
Заметки из бывшей Северной Фиваиды
Новый комментарий от РОНОЛ
18.04.2024 19:14
Американские христиане выбирают из двух зол
Новый комментарий от учитель
18.04.2024 18:49
«Церковь ожидает от мигрантов уважения к традициям России»
Новый комментарий от Кожухевич
18.04.2024 16:58
Гомосексуалисты во власти приведут человечество к ядерной катастрофе
Новый комментарий от Русский танкист
18.04.2024 16:45
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от боеприпас
18.04.2024 16:34