Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Молодежная секция Рождественских чтений: чем больше слушаешь, тем меньше нравится

Даниил  Сидоров, Татьянин день

05.02.2008

Рождественские чтения проходят в Москве уже шестнадцатый год. Кажется, позади целая эпоха, кажется, этот образовательный форум давно стал реалией церковной и общественной жизни... Но в том-то и дело, что уж слишком сильно кажется: посмотришь внимательнее - и увидишь, насколько все неоднозначно. Одним из многочисленных примеров многочисленных проблем стала секция "Опыт и возможности просветительской работы с молодежью", работавшая, по традиции, в Татианинском храме при МГУ.

О многом, что было характерно для прошедшей накануне конференции "Православные молодежные организации и проекты", ТД уже писал (http://taday.ru/text/91955.html). День спустя собрался почти тот же состав выступающих - слушателей, правда, было в три раза больше - и наметившиеся противоречия обострились.

Обещанной дискуссии между собравшимися не то что не последовало - не было ни единой попытки подобное начать. Не в том дело, что никто не вскакивал с места и не выкрикивал обвинений в лицо ораторам (это-то как раз хорошо, подобных опытов с лихвой хватит на много лет) - почти не было даже вопросов к выступавшим. Получается, со всем услышанным все были согласны? Очевидно, нет, но общей инертности атмосферы ничто не поменяло.

Неслучайно в заключительном обращении прот. Максима Козлова к собравшимся прозвучало: "Чем больше лет мы заседаем, тем больше мне кажется, что надо что-то менять". Да, и еще много раз да: большинство речей превратились в описание проделанной за последний год работы. (Последнее, в свою очередь, дало повод председательствовавшему на секции епископу Якутскому и Ленскому Зосиме не без иронии вспомнить известное высказывание Никиты Сергеевича насчет целей и задач.) Если авторами докладов были люди незаурядные, известные и добившиеся удач в работе с молодежью (скажем, игумен Сергий (Рыбко) или администратор Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви протоиерей Андрей Соммер), то и выступления были интересны, а если обстояло иначе... Не хочется никого обидеть, но ряд докладов превратились просто в саморекламу, и кроме рассказа о многочисленных свершениях мы ничего не услышали.

Показателен и еще один момент: наибольший интерес у обитателей Сети вызвало выступление насельника Свято-Троицкого Ионинского монастыря игумена Иоасафа (Перетятько). Это был, по сути, еще один рассказ о том, как в одном из многочисленных уголков бывшего Союза Церковь работает с молодежью, но говорил отец игумен очень необычно, отступая иногда от темы, выдавая непривычные сентенции, которые потом предприимчивая журналистская братия преспокойно выдрала из общего контекста. И пошло гулять по Интернету сообщение о том, что на Рождественских чтениях некий игумен призвал говорить с приходящей в храм девушкой о ее фигуре, а не о духовной жизни, поскольку первое важнее (а на самом деле это было одно из отступлений, призванных показать, что на встречах с молодежью речь заходит о самых разных вещах)...

Так дошли ли все-таки участники секции до самих проблем воцерковления молодежи, которые-то и должны были их волновать? Было бы неправдой сказать, что нет: одно выступление, затрагивавшее не выполненную докладчиком работу, а то, что его действительно волновало, присутствовавшие услышали.

Как и днем раньше, главный редактор журнала "Наследник" священник Максим Первозванский принципиально не стал "говорить о веселых вещах и рапортовать о достигнутых успехах". Он вновь поднял проблемный вопрос - то, что в желании стать интересными окружающим миссионеры часто пытаются пересмотреть не только устаревшие моменты, но и само церковное учение. Приводит ли это к приходу людей в Церковь? Нет, молодежь лишь убеждается, что есть "крутые попы", но они все равно какие-то странные, не такие, как большинство их собратьев. Попытки говорить с людьми на их языке, несмотря на всю необходимость, часто дают обратный эффект: люди Церкви входят в очевидное противоречие с тем образом, который был и всегда будет в обществе. "Не надо обсуждать то, что интересно людям вне Церкви; надо обсуждать то, что интересно нам", - отметил отец Максим, подчеркнув: "У нас очень мало времени для миссии... Очень важно, чтобы мы всегда помнили, что в миссионерстве всегда должны говорить о главном, не пытаясь это главное приспособить под какие-то те или иные миссионерские задачи".

Было ли что-то заметное, не считая этой речи? Конечно было. Был упомянутый рассказ отца Сергия (Рыбко). (Особенно впечатлили такие слова: "Митрополит Антоний Сурожский говорил, что если ему в аду поставят кафедру, то он и там будет проповедовать. И я там буду проповедовать".) Был произведший доброе человеческое впечатление владыка Зосима, не пытавшийся перетянуть инициативу на себя, а с неподдельным интересом слушавший все, что говорилось выступавшими. Было и много людей, которые хоть и не вмешивались в ход выступлений, но им все же было интересно, а это уже стоит немалого.

Что скажем в заключение? Конечно, Рождественские чтения нельзя назвать полностью отжившим мероприятием. Нет, мы должны собираться и говорить о том, что для нас важно! Но с тем, что это нужно делать как-то иначе, поспорить сложно. Понять бы только как...

http://www.taday.ru/text/92150.html



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме