"Чти отца твоего и матерь твою..." О святых родителях прп. Сергия Марии и Кирилле

0
969
Время на чтение 4 минуты
Можно как угодно изолировать себя от общества, но останется связь с парой людей - родителями. Мы можем быть с ними в не очень хороших отношениях, не видеться годами, а бывает и так, что вообще никогда не встречаться. И тем не менее никуда не деться от того, что ты - это их продолжение, та самая "единая плоть" двоих, о которой говорится в Библии.

По словам св. Иоанна Кронштадтского, родители - это "виновники бытия человека". Господь вдыхает в человека бессмертную душу, а родители дают ему тело. Получается, что они являются сотрудниками Всевышнего. "Давая бытие своим детям, они как бы продолжают действие творения Божия и, следовательно, носят на себе печать власти и силы Божией, которая дает и поддерживает жизнь всего живущего. Вот почему значение власти родительской ограждается Самим Богом, когда между десятью заповедями только одна о почитании родителей заключает в себе явное обетование награды: "Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет", прибавлено: "и долголетен будеши на земли", - писал игумен Вонифатий (Виноградский).

Как-то само собой получалось, что взрослые дети "ходили" за своими состарившимися родителями. Это было нормально и естественно: когда-нибудь за этими детьми будут ухаживать их дети и так далее. Складывается впечатление, что в сегодняшнюю картину "идеального современного мира" старые люди, в том числе родители, как бы не очень "вписываются". Не говоря о том, что ухаживать за больным и пожилым человеком тяжело и требует немало времени, возникает еще один момент: эгоизм, избавиться от которого как можно скорее призывали все христианские святые. Привыкаешь, что мама заботится о тебе с самого детства. Это настолько естественно, что не всегда задумываешься о том, что ей самой нужна забота.

На добро мы стремимся отвечать добром (по идее на зло тоже). А на заботу родителей? Конечно, как справедливо отметил св. Амворосий Медиоланский, "если мы подумаем, что сделали для нас наши родители, то будем поражены неизмеримостью нашего долга перед ними". Речь идет о том, что они даровали жизнь. Если даже без этого собрать воедино все бессонные ночи, беготню за продуктами и лекарствами, попытки вникнуть во все детские проблемы и пр., долг получится огромным. Его невозможно до конца выплатить, награду за почитание родителей - благо и долголетие - обещает Сам Господь.

И все-таки человеку нужен пример, потому что теория должна подтверждаться практикой.

Один из ярчайших примеров - забота прп. Сергия Радонежского о своих родителях Марии и Кирилле, которых сегодня вспоминает Церковь. Св. Сергий воспринимается как великий учитель монашествующих. Но в отношении родителей он служит образцом и для мирян.

Вспомнив том, что нам известно о семье преподобного, можем увидеть, как родители влияют на детей, а дети - на родителей и как в конечном счете все оказываются связаны между собой.

Кирилл и Мария были благочестивыми людьми. Еще до рождения Сергия и до переезда из Ростова в знаменитый Радонеж они были известны как истинные христиане: молились, помогали странникам, организовывали домашнюю жизнь в соответствии с заповедями. Может, в награду за это Господь и дал им сына Варфоломея - будущего великого подвижника.

За несколько месяцев до рождения ребенка Мария узнала, что это избранник Божий, когда бывший во чреве младенец закричал на литургии. Мария и Кирилл осознали, что такой сын - это не просто дар, но и большая ответственность. Чтобы дать сыну достойное воспитание, они (особенно будущая мама) стали готовить себя к этому.

Родители подают детям пример. И если ребенку было суждено стать подвижником благочестия и воздержания, родители должны преуспеть в этом не меньше него. Мария стала держать себя еще в большей строгости, много молилась и постилась, прекрасно понимая, что через нее все это доходит и до ребенка (известно утверждение, что воспитание человека начинается еще до его рождения).

Когда Варфоломей родился, можно предположить, что Мария, как кормящая мама, перестала соблюдать пост. Но ребенок отказывался брать грудь по средам и пятницам и в остальные дни, если она ела мясо. Тогда Мария, чтобы ребенок не оставался голодным, перестала употреблять мясную пищу. Это была жертва на благо ребенка. Но если человек очищается постом, то получается, что не в меньшей степени это было и великим благом для молодой женщины. Возможно, пост был ей необходим, но держать его ради сына было легче, и Господь предвидел это.

Спустя некоторое время после переезда в Радонеж Варфоломей испросил у родителей благословения уйти в монастырь. В жизни подвижников бывали случаи, когда они удалялись от мирской суеты своевольно (например, живший на рубеже XIX-XX вв. греческий святой Калинник Исихаст). Но это исключительные случаи. "Ни замуж, ни в монастырь без родительского благословения уходить нельзя", - писал о. Иоанн (Крестьянкин).

Родители не препятствовали желанию сына (и разве можно было это делать, зная, что сын еще до рождения был особо отмечен Господом!), но попросили его позаботиться о них до их смерти (Кирилл и Мария уже состарились, а два брата Сергия - Стефан и Петр - были женаты и должны были заботиться о своих семьях). Сергий не противился, не стремился отдать стариков на попечение одного из братьев, а кротко согласился. "Не связанный семейными заботами, он всего себя посвятил упокоению родителей, а по своему кроткому, любящему характеру был как нель­зя более способен к этому", - говорится в "Житии" свв. Марии и Кирилла. Надо думать, не каждая дочь сможет так позаботиться о родителях, как этот любящий и благодарный сын!

С одной стороны, Сергий исполнял одну из заповедей. С другой, как отмечает автор "Жития",- забота о родителях в миру давала ему возможность подумать и еще раз взвесить все за и против монашеской жизни. Ведь после пострига он уже не имел права вернуться в мир.

Желание иночества передалось родителям Сергия, и незадолго до своей смерти они приняли схиму в Хотьковском Покровском монастыре (там жили и старцы, и старицы). Там же они и упокоились.

Известно, как сильна родительская молитва. "Дети! дорожите благословением родителей тысячекратно более, нежели прочим наследством, ибо через оное по вере можете получить благословение Отца", - учил святитель Филарет (Дроздов). Кто знает, не молитвами ли свв. Марии и Кирилла удалось Сергию стать великим подвижником и учителем для всего будущего русского монашества?

http://www.taday.ru/text/91561.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ольга Богданова
Все статьи Ольга Богданова
Последние комментарии