Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Высота и унижение русского слова

Семен  Шуртаков, Русское Воскресение

28.01.2008


Беседа журналиста Виктора Кожемяко со старейшим писателем России …

О месте писателя в обществе

- Только что завершился год, названный официально Годом русского языка. Однако от таких мероприятий, точнее - от названий, мало что меняется. В большом ли почете у нас нынче слово? И какое место, на ваш взгляд, занимает писатель в современном обществе?

- Какое место? Не самое ли жалкое, если соразмерять высоту и значимость звания писателя с теми ничтожными возможностями, которые наше современное общество предоставляет ему для того, чтобы он мог реализовать свой природный дар, ту самую свою значимость?

В недавние советские времена начинающий талант мог проявить себя по-разному. На систематически проводимых областных, региональных и всесоюзных семинарах молодых писателей, на страницах молодежных газет и журналов. В издательствах были молодежные редакции, не говоря уж об огромной "Молодой гвардии", полностью ориентированной на поддержку молодых дарований.

Состоялись первые публикации, вышли первые книги. Критика заметила новоиспеченный талант. Да-да, согласен, не всегда замечала тех, кого бы следовало, но так случалось во все времена. А все-таки интерес к молодым талантам особенный был в советское время.

- Итак, первая книга вышла. И что дальше?

- А дальше все шло почти "в автоматическом режиме". Опубликовал твою повесть или роман 800-тысячным тиражом журнал "Молодая гвардия", вскоре же "повторила" двухмиллионная "Роман-газета" - вот ты и занял в обществе свое определенное место. Нет, это вовсе не значит, что миллионы читателей бросили свои дела и кинулись читать твое сочинение: кого-то прочтут миллионы, а кого-то - только тысячи. Но это уже, как говорится, второй вопрос. Первое и главное - что ты увиден и услышан.

- Сегодня по-другому?

- А кто тебя нынче увидит и услышит, коли ты в литературе не спекулянт? Конечно, если ты пишешь "об ужасах тоталитарного режима" или смакуешь порнографию, это еще куда ни шло - у тебя есть шанс занять свое место на уличных лотках. Если же в твоем сочинении нет ни проклятий советскому строю, ни секса и никто не ругается матом, вряд ли общество в нынешнем понимании вообще узнает о существовании твоем.

Впрочем, о существовании того или другого писателя нынче узнают не столько по книгам, сколько по частоте появления его в ТВ-ящике. Со своими сочинениями? Нет, конечно, особенно если ты прозаик - кому это интересно? Появляться надо с шутками, анекдотами, хохмами. Хорошо, если раз в неделю, если же еще чаще, два раза - тебя уже считают классиком. Завсегдатаи "ящика" друг о друге прямо так и говорят: "Михаил Михалыч-то! Ну, так это же наш живой классик..." Ну, а если "классик", значит, он, считай, уже занял то место в современном обществе, которое и соответствует высокому званию писателя. Только какой ценой, какими реальными заслугами перед отечественной литературой!

Заслоном встать против чужеязычного урагана

- Да, есть о чем задуматься. Время хохмачей... Резкий упадок общей культуры и языка... Порча вкуса и катастрофическое снижение требовательности к писательскому труду... Вот мы коснулись минувшего Года русского языка. Давайте вернемся к этому, договорим недосказанное.

- Что дал Год русского языка, русского слова? Да фактически ничего. Пошумели, провели "круглые" или иной конфигурации "столы", симпозиумы. Но что изменилось-то? В школьных программах по-прежнему сокращаются учебные часы русского языка и литературы. В старших классах остается где 4, где 3 часа в неделю. Вот тебе и великая русская литература!

Пройди по вечерней Москве - на крышах и карнизах многих зданий нагло сияют всеми цветами радуги огромные чужеязычные рекламные щиты. Погашен был хоть один щит? Их стало больше! Русский язык по-прежнему затаптывается, исконно русские слова с усердием, достойным лучшего применения, без всякой необходимости заменяются чужестранными. Кому-то хочется объяснить это как некое новомодное поветрие: повеет, мол, и пройдет. Но ведь это не мода на узконосую обувь или не убирающиеся под кофту лифчики, а иное отношение к окружающему тебя миру. Новомодникам "наемный убийца" начинает казаться уже и слишком грубым, тревожным, а вот "киллер" таких мрачных эмоций не вызывает...

Нет, не ветерок веет, а чужеязычный ураган бушует. Захлестывает с головой, особенно молодых. Что слышат по радио и с телеэкрана? "Мы позиционируем свой бренд в секторе хай-мидл-класса". Вот как! Речь идет, кажется, о каком-то особо дорогом кофе.

- Но дело-то, конечно, не в кофе, а в том, до какой вседозволенной наглости надо дойти, чтобы с утра до вечера звучал этот бред в стране великого русского языка!..

- Досказать, наверное, следует и о некоей особенности нашей национальной культуры, поскольку особенность эта имеет прямое отношение к слову не как части речи, а к чему-то большему - к Слову с заглавной буквы.

Если мы хотя бы бегло оглянемся на европейскую культуру второго тысячелетия, то увидим, что о том или другом народе мы судим прежде всего по его духовному вкладу в общечеловеческую культуру. Если заговорим, к примеру, о Средних веках, об эпохе Возрождения, то каждый из нас, наверное, сразу же вспомнит Италию, великих итальянских художников Рафаэля и Микеланджело. Пойдет речь о философии - обязательно назовем великих немцев - Гегеля и Канта. Если же кому-то захочется порассуждать о литературе, то, будь он немец или француз, англичанин или итальянец, ему никак нельзя будет умолчать, "не вспомнить" о великой русской литературе. Один из замечательных европейских писателей лауреат Нобелевской премии Кнут Гамсун так о ней, о нашей литературе, и сказал: "Я не знаю в мире ничего более достойного и великого, чем русская литература". Так что, если посчитать, что итальянцы как нация "высказались" миру прежде всего своими живописцами и скульпторами, немцы - философами, то мы, русские, высказали себя в первую очередь через литературу, через слово. Уточним, хотя и так понятно: не через слово вообще, а через слово письменное.

- Да, как и назывались-то первые произведения нашей литературы: "Слово о Законе и Благодати", "Слово о полку Игореве"...

- В год празднования тысячелетия нашего Отечества, в 1862 году, впервые были почествованы создатели славянской азбуки Кирилл и Мефодий. Отмечался День письменности и в последующие несколько лет. Однако же отмечался, к сожалению, очень скромно, а после 1885 года и вовсе сошел на нет.

И лишь в наше советское время, в 1986 году, моим давним другом мурманским писателем Виталием Масловым Праздник был возрожден. С тех пор День славянской письменности и культуры стал отмечаться и в других городах - Новгороде, Киеве, Минске, Смоленске... А в 1992 году в Москве в этот праздничный День был установлен памятник Кириллу и Мефодию работы знаменитого скульптора Вячеслава Клыкова.

- Этот праздник отмечается и в вашем родном Сергаче?

- Отмечается ежегодно, можно уже сказать - традиционно. В этом году он будет праздноваться на моей "малой родине" в одиннадцатый раз. По установившейся традиции, в течение учебного года старшеклассники школ Сергачского района пишут конкурсные сочинения на самые разные темы. Например: "Откуда есть пошла Русская земля?", "Кто спас Россию в Смутное время?", "Пушкин в Сергаче". Более пятидесяти работ было представлено в 2005-м и 2006 годах, в 2007-м - семьдесят одна работа. А в День Кирилла и Мефодия, 24 мая, на главной площади города объявляются итоги конкурса и награждаются победители.

А вот если бы - не раз и не два на наших Сергачских праздниках говорил я сам себе - если бы в каждом городе и в каждой деревне, в каждой школе и каждом классе чествовали День равноапостольных Солунских братьев и славили данное ими нам письменное Слово, картина, наверное, могла бы быть другой - защита родного русского слова была бы более надежной. Тогда бы и не было необходимости "назначать" какой-то особый год - тогда бы каждый год был бы Годом великого Русского слова.

- Для этого, согласитесь, надо не только 24 мая повсеместно праздновать, а всю культурную политику в стране коренным образом менять. Политику, которая как была, так и остается "швыдковской".

- Согласен полностью.

- А в заключение примите, дорогой Семен Иванович, поздравление с вашим юбилеем, сердечные пожелания здоровья и творческого долголетия.

- Спасибо. Я буду стараться.

http://www.voskres.ru/interview/schurtakov.htm



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме