itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Почему Бог так монахов любит?

Новости Москвы 
0
261
Время на чтение 4 минуты
Тонкая, точная в наблюдениях, светлая по духу и ироническая по стилю, книга Олеси Николаевой "Ничего страшного" вызывает подлинную читательскую радость. Это чувство возникает при знакомстве с современной литературой не так часто. Особенно в случае с современной православной литературой. Вообще, словосочетание "православный роман" взыскательного читателя скорее насторожит, т.к. зачастую религиозная привязка воспринимается как оправдание, индульгенция несовершенному тексту, его спасительное "зато", как говорят психологи. Замечательные проза и поэзия Олеси Николаевой в этом оправдании явно не нуждаются.

Николаева - поэт, прозаик и публицист, лауреат многих престижных премий, преподает в Литературном институте имени Горького.

И в православном мире она тоже "своя": была на послушании в Пюхтицком монастыре, позже - чтецом и певчей в подмосковном храме, преподавала древнегреческий язык иконописцам Псково-Печерского монастыря, много помогала московскому Новодевичьему монастырю, даже была водителем его игумении Серафимы. Сейчас Олеся Николаева (в быту - Ольга Вигилянская) - матушка, супруга очень известного в Москве священника о. Владимира Вигилянского. Может, поэтому Православие в произведениях Николаевой - это не искусственно притянутый формат, а естественное дыхание, воздух, которым дышит автор. "Мне кажется, что "православно" все, свидетельствующее нам о человеке, поставленном перед лицом истины, даже если он от нее отворачивается; о человеке, носящем в себе образ Божий, даже если этот образ исковеркан в нем", - говорит писательница.

О монашестве она также знает не понаслышке. И все же монашеская тема, выбранная автором, из всех церковных тем, вероятно, наиболее трудная, художественно опасная. Она требует необыкновенного творческого и духовного равновесия: с одной стороны - как не впасть в трафаретность, стереотипность образов, чтобы не изобразить их засушенными и картонными, а с другой - как изобразить священников, монахов живыми людьми и в какой мере можно позволить по отношению к ним авторскую иронию или шутку?

Олесе Николаевой удалось справиться с этой задачей блестяще. Герои ее книги вышли очень разными и очень живыми людьми: священники, архиереи и простые монахи, верующие и заблуждающиеся миряне. Описаны они прекрасным, легким, совсем не пафосным языком, без слащавости и излишней многозначительности. Однако веселый и простой, иногда даже лубочный, этот стиль не мешает увидеть высоту и часто драматизм духовных исканий. Может, такая наивно-ироническая авторская манера делает как раз более явным, более рельефным что-то очень важное, о чем обычно говорится серьезным богословским тоном. Это можно сравнить с вышивкой золотом и драгоценными камнями по немного нелепой и трогательной рогожке.

События романа и примыкающей к нему повести связаны с провинциальным Свято-Троицким монастырем (название, конечно, условное). В центре повествования - отношения рассказчицы и ее духовного отца, игумена Ерма, талантливого иконописца, эстета и эрудита, личности масштабной и незаурядной, однако увлекающейся и мятежной. С большим жаром он бросается то в старообрядчество, то в византизм, то в идею объединения Православной и Католической Церквей. Замечательна реакция его духовной дочери, с замиранием сердца наблюдающей за метаниями любимого духовника: ни слова критики или своеволия, только забота и доверие при трезвом понимании его проблем.

Другие образы тоже не менее колоритны и объемны. Иеромонах Филипп, отвоевывающий монастырь у сектантов, - и несгибаемый борец, и послушный ученик старца.

Вроде бы жестокий наместник игумен Нафанаил "отбивает поклончики" за тех, кому эти поклоны сам дал как епитимью. А потом, смещенный и переведенный на работу в курятник, не ожесточается, а смиряется дозела.

Смиреннейший монах французского происхождения Гавриил-Габриэль, в самой глухой глубинке поднимающий женский монастырь, словом и делом проповедующий христианскую любовь, по крайней своей наивности попадающий в разнообразные комические ситуации.

Молодой иеродиакон Дионисий, ученик о. Ерма, - любимый, как признавалась Олеся Николаева, герой автора. Это ему в романе старый схимник говорит замечательные слова о монашестве: "Почему Господь монахов так любит?.. За одно лишь твердое произволение Ему служить. Он позвал - ты пошел, не раздумывая. За то, что хотя бы раз в жизни имел решимость бесповоротно отказаться от мира ради Него. А там дальше - всякое с монахом может произойти: крутит его, вертит, трясет, мнет, гнет, ломает... А без этой решимости мы, монахи, кто? Так только - хорошие ребята, холостяки..."

Вполне реалистично и ярко в романе показаны драматические события, связанные с превратившейся в секту общиной священника Петра Лаврищева.

Сюжет книги (особенно в повести "Ничего страшного") зачастую развивается по законам приключенческого жанра, потому что юмор, ирония здесь не только литературный прием, но и основа необычных причинно-следственных связей, многих вполне серьезных поступков героев.

Олеся Николаева говорит об этом так: "Подлинный юмор на самом деле всегда очень серьезен. Порой он балансирует над страшной бездной, являя разницу между человеческой претензией и подлинностью, личиной и лицом: гордый, льстивый, тщеславный, чванливый, жадный человек еще и смешон. Ты говоришь: я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды, а не знаешь, как ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг (Откр. 3, 17). Порой тот смех, который вызывают у нас потуги на значительность и несокрушимость, бывает более отрезвляющим и целебным, чем грозное обличение и морализирующее назидание".

Общая веселость повествования нисколько не означает легковесности или упрощенности авторской мысли. Широкая эрудиция, личный духовный опыт и глубокое осмысление жизни Церкви как раз и позволяют писательнице абсолютную свободу в выборе художественных средств.

Главные и не главные персонажи Олеси Николаевой при всей ироничности стиля не высмеяны за свои ошибки, не распределены по однозначным разрядам "плохих" и "хороших", они очень разноликие, замечательно интересные своей многомерностью. А главное, написаны с большой любовью и сочувствием. За действующими лицами легко угадываются прототипы, но все же в основном образы собирательные, как настаивает автор в своих выступлениях.

Культура духа - это прежде всего абсолютно верная тональность в главных, стержневых идеях художника, да и всякого смертного. Она не дает взять фальшивый псевдовысокий тон и уклониться в кликушество, в прелесть - и в жизни, и в творчестве. Она же не позволяет снизить тон до сухой, злобной пародии, которая из провокаторского мировоззрения перетекает в литературу. Удерживать такой точный звук сердца можно только любовью. Любовью к Богу и людям, любовью Бога к человеку.

Замечательная книга Олеси Николаевой по большому счету именно об этом - о любви. Герои в ней духовно растут или падают, тверды или ошибаются, заблуждаются или крепнут - в стремлении к Богу, Который есть Любовь. Потому и в читательских душах эта пронзительная, трогательная, исполненная сердечности и глубоких размышлений книга пробуждает душевный трепет, вызывает радость, надежду, желание продвигаться к храму и не слишком многое себе прощать.

http://otrok-ua.ru/sections/art/show/pochemu_bog_tak_monakhov_ljubit.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Анна Воспянская
Все статьи Анна Воспянская
Новости Москвы
Ликвидация пятой колонны будет проходить в ходе Большой войны?
О теракте в Красногорске и положении в стране
28.03.2024
Хатынь двадцать первого века
России нужен уголовный кодекс военного времени
28.03.2024
«Уйти от этих вопросов не получится»
Об ошибках в миграционной политике
28.03.2024
«Мы должны осознать важность каждого человека, который призван Богом к жизни»
В Москве прошла IV научно-практическая конференция «Ценность каждого»
27.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 07:07
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Александр Волков
29.03.2024 06:47
О красных и белых
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2024 00:26
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09