itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Женское счастье "во глубине сибирских руд"

0
262
Время на чтение 7 минут
Многие наверняка смотрели замечательный фильм Владимира Мотыля "Звезда пленительного счастья". Это яркая иллюстрация того романтического восторга и восхищения декабристами, которое царило в русском обществе, по крайней мере в большей его части, сразу после подавления восстания. За осужденными в сибирскую ссылку последовали их жены и невесты, и это естественным образом возвело их в ранг национальных героинь. На этом, собственно, фильм и заканчивается. Но так уж ли романтично все было и как вообще сложилась жизнь этих женщин?

Введение

После подавления восстания на Сенатской площади 14 декабря 1825 года, уже в январе началось следствие по делу декабристов. Проводила его специальная Следственная комиссия, всего осужденных было сто с лишним человек. После смягчения приговора только пятеро из них - Рылеев, Каховский, Бестужев-Рюмин, Пестель и Муравьев-Апостол были казнены - повешены, а остальных отправили "в каторжные работы" - некоторых на всю жизнь, а некоторых с дальнейшим правом жить на поселении, правда под надзором. За декабристами последовали двенадцать женщин, их жены и невесты. Самые известные из них - М. Волконская, кстати, правнучка М. В. Ломоносова, Е. Трубецкая, Полина Гебль-Анненкова.

Как известно, ссыльные декабристы лишались всех прав состояния - чинов и дворянства и становились "ссыльнокаторжными". Их жены, желавшие за ними последовать, становились в глазах государства "женами ссыльнокаторжных". Дети, рожденные в ссылке, становились государственными крестьянами и приписывались к сибирским заводам.

Сквозь призму дневников

Откуда мы вообще знаем о реальной жизни декабристок, как их почти сразу же стали называть, в Сибири? Из их воспоминаний, писем родных, воспоминаний их детей, родившихся в Сибири, их друзей и просто близких к ним людей, даже чиновников, осуществлявших над ними надзор. Наиболее полные воспоминания оставили нам Мария Волконская и Полина Гебль-Анненкова. В них очень ярко, хотя и совершенно по-разному, отразилась окружавшая их действительность - рудники, тюрьмы, солдаты, нищета, местные крестьяне и казаки, природа, переезды и многое другое. Как в капле воды, в них отразились и характеры обеих женщин. М. Волконская - более романтична и в то же время как будто более холодна, менее приспособлена к жизни и более мрачно воспринимает действительность и свое положение. Полина Анненкова, напротив, жизнелюбива, реалистично смотрит на жизнь и во всем старается увидеть хорошую сторону. Возможно, это связано с тем, что, не будучи ни аристократкой, ни даже дворянкой, она с юности сама зарабатывала свой хлеб. В то же время дневники Волконской более широко охватывают действительность, она больше внимания уделяет женам других декабристов, тогда как Анненкова более сосредоточена на себе и своем муже.

Надзор

По приезде в Нерчинск на границе с Китаем и Читу, которая тогда была всего лишь деревней, женщины селились в домах купцов и мещан. Навещать ссыльных разрешалось через два дня на третий. Встреча длилась два часа в присутствии дежурного офицера, причем говорить разрешалось только по-русски. Были и другие ограничения: строжайше запрещалось передавать любые письменные принадлежности: бумагу, чернила и т. д., а также вино. Жены декабристов должны были записывать свои расходы и давать в них отчет коменданту острога, в котором содержались узники. Письма родным отдавались ему незапечатанными и попадали к адресатам не иначе как через ІІІ отделение, что затрудняло переписку.

С годами условия содержания декабристов становились все более мягкими. Через три года тех, кто содержался в Нерчинском остроге, перевели в Читу. Потом с заключенных сняли кандалы, из них потом были сделаны кольца и браслеты, которые носили все жены декабристов. Потом разрешили встречаться каждый день, потом разрешили поселиться вместе с мужьями, потом даже тем ссыльным, которые не были на поселении, разрешили жить со своими семьями вне тюрьмы в собственных домах. Жившие на поселении имели даже большую свободу. В 1856 году всем оставшимся в живых декабристам была дана амнистия.

Быт

Быт был самый простой. Разрешалось иметь мужчину и женщину для услуг. Позже к некоторым из жен ссыльных смогли приехать их дворовые слуги. Так как питание в остроге было явно не лучшим, то все жены декабристов практически ежедневно носили им готовые обеды. В своих воспоминаниях Полина Анненкова с юмором рассказывает, как сначала в Чите у нее не было плиты, и она умудрялась готовить еду на трех жаровнях. Это восхищало ее подруг, для которых, выросших в роскоши или просто в богатстве и комфорте, домашнее хозяйство в любом виде было сопряжено с трудностями. С овощами они еще как-то справлялись, но если было нужно приготовить сырое мясо или выпотрошить курицу, женщины при всех стараниях не могли справиться с отвращением. У Анненковой, Давыдовой, Фонвизиной и других были огороды, на которых они выращивали множество видов овощей, позже даже появился домашний скот. Ввиду ограничений обстановка в домах была самой скромной - минимум мебели, правда у Волконской было пианино. Так как в той глуши, куда сослали декабристов, достать было ничего нельзя, родственники присылали из России одежду, белье, чернила, бумагу, сахар, вино, кофе, шоколад, мыло и т. д. Несмотря на бедность, бытовую неустроенность, тяжелый непривычный климат, оторванность от привычной среды и образа жизни, необходимости самим заботиться о пропитании, женщины старались всегда выглядеть достойными своего происхождения и воспитания. Этим они разительно отличались от массы местного населения, что позволяло им занимать особенное положение в довольно замкнутом мирке приострожных деревень или на поселении.

Разумеется, в ссылке особенно остро ощущалась нехватка книг и недостаток интеллектуального общения, это служило для жен декабристов дополнительным стимулом, чтобы держаться вместе, преодолевая разность характеров, иногда довольно заметную. Несмотря на то что с течением времени почти все они разъехались на поселение, прочные дружеские связи между ними сохранились.

Жизнь в Чите или в Петровске, куда позже перевели декабристов, была далеко не безопасной. Из острогов регулярно совершались побеги преступников, да и местные жители - казаки, крестьяне, буряты, вряд ли были поголовно образцами нравственности. У той же Анненковой можно прочесть, как однажды ее чуть не убил из-за денег местный крестьянин, которому она до этого помогла устроить свадьбу.

Дети

В Сибирь за своими мужьями последовало только двенадцать женщин, а осужденных на каторгу декабристов было более сотни человек. Неудивительно, что они начали искать союзов с женщинами окружавшей их среды - мещан, купцов, казаков. Далеко не всегда это были законные союзы - у многих декабристов остались в России жены. Тем не менее подобные отношения были в порядке вещей и длились по многу лет. Дети декабристов от браков или просто связей получали фамилии родственников со стороны матери или людей, в чьих семьях они воспитывались. Дети одного из осужденных получили фамилию Бароновы по титулу их отца до ссылки. Несмотря на то что согласно приговору все дети декабристов, рожденные в Сибири, становились государственными крепостными крестьянами и приписывались к сибирским заводам, происхождение все же сыграло свою роль в их дальнейшей судьбе и облегчило им продвижение по социальной лестнице. Практически все они знали о том, кто были их отцы. Многие из них стали преуспевающими купцами, заводчиками, сделали карьеры на гражданском или военном поприще. Сын одного из ссыльных декабристов в 1916 г. был уже генерал-аншефом.

Героини или предательницы?

Споры о поступке жен декабристов не утихают до сих пор. Одни cчитают их национальными героинями, образцами русского женского характера, едва ли не мученицами, бросившими все ради любви к своим мужьями и стремления разделить их участь. Другие - чуть ли не первыми революционерками, бросивших во имя идеалов декабризма детей и родных. Сторонники и той и другой точки зрения защищают ее с яростью, достойной, наверное, лучшего применения. Скорее всего, ни та, ни другая точка зрения не может быть абсолютно верной.

Прежде всего из 12 женщин, последовавших за декабристами в Сибирь, русскими по крови и по культурной ориентации были только пятеро. Далеко не все из них поехали в Сибирь, движимые горячей любовью к своим спутникам жизни, тем более что браки в среде русской аристократии заключались, как правило, родителями, и сердечная склонность сына или дочери если и принималась в расчет, то в качестве едва ли не последнего аргумента. Достоверно известно, что у М. Волконской до ссылки были крайне плохие отношения с мужем, и в Сибирь она, как и большая часть ее подруг, поехала из чувства долга.

Но столь же неправомерно было бы выставлять жен декабристов соратницами своих мужей в политическом смысле. О политических воззрениях своих мужей и о существовании тайных обществ они узнали, уже живя с ними в ссылке. В аристократическом обществе дамам не принято было интересоваться политикой, ну а дворяне со своими женами, конечно, эти темы не обсуждали. Что касается детей, которых было запрещено брать с собой в Сибирь, то не нужно забывать, что жены декабристов ехали в полную неизвестность и абсолютную бытовую неустроенность, в то время как их дети оставались на руках многочисленных любящих родственников и толпы слуг.

Наверное, здесь не может существовать какого-то единого взгляда на проблему. В нравственном отношении этот вопрос каждый для себя решает сам. Но одно можно сказать совершенно точно: поступок этих женщин останется в истории России.

Эта проблема актуальна до сих пор, об этом свидетельствуют постоянно появляющиеся научные работы, статьи и монографии о судьбах детей и жен декабристов. Но рассуждают об этом не только ученые, но и просто люди. В интернет-пространстве можно обнаружить спокойные размышления и оживленные дискуссии в блогах, форумах, на научных сайтах и так далее. Часть участников таких дискуссий, в большинстве своем женщины, искренне восхищаются женами декабристок, считая, что они дали России редкий по красоте и высоте пример супружеской любви и верности. Противники такой точки зрения, опять-таки в большинстве своем женщины, наоборот, считают что ни о какой жертвенности говорить не приходится, так как условия жизни жен декабристов в Сибири были достаточно либеральными. Кроме того, некоторые из них считают, что жены декабристов последовали за своими мужьями из-за солидарности с их политическими убеждениями, и считают непростительным то, что они оставили детей ради мужей.

Могут ли быть жены декабристов идеалом и примером для подражания для современных женщин? Можно поставить проблему шире - является ли для современных женщин идеалом та жертвенная любовь или то чувство долга, которое, без сомнения, явили миру эти женины? Но, с другой стороны, требовало ли это чувство таких жертв - разрыв с семьей, родными, детьми, привычной средой и образом жизни, ведь для тех женщин, которые не последовали за своими мужьями, не последним аргументом были именно отрыв от своего круга и лишение привычного комфорта. На этот вопрос нет и, наверное, никогда не будет однозначного ответа. В подобных обстоятельствах каждая женщина сама решит этот вопрос, но, конечно, никому не пожелаешь оказаться в тисках страшного выбора между мужем и детьми.

http://www.taday.ru/text/89893.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Мария Тасалова
Все статьи Мария Тасалова
Последние комментарии