Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Горнист небесной рати

Протодиакон  Сергий  Шалберов, Православный Санкт-Петербург

21.01.2008

Батюшки, батюшки, батюшки... Город Святого Петра, слава Богу, не обделён ими - замечательными, мудрыми, духоносными, да и просто честными и добросовестными. И в Питере их немало, и во всей России... А диаконы?..

- Диаконы? Ну, у нас в городе - ещё куда ни шло... В Москве тоже... А вообще-то по России диакон - это что-то из области фантастики. Диакон - это роскошь: если в каком-то храме есть диакон, значит, дела там идут очень хорошо. Недавно побывал в Тверской епархии, служил со старейшим тамошним батюшкой, - так он даже плакал от радости! И целый день от меня не отходил: "Ты пойми, - говорит, - для меня это такое счастье! Я же 25 лет диакона на литургии не слышал!"

И улыбается при таком приятном воспоминании протодиакон Свято-Троицкого Измайловского собора отец Сергий Шалберов.

- Для меня диаконство - самое лучшее служение. Пускай батюшки не обижаются, но мне кажется, что диаконом быть лучше! Такая благодать, такая красота!.. Вся служба меняется, когда хороший диакон! Вы подумайте только: мы призываем народ к молитве, - а молитва - это же кровь, это дыхание нашей души. Молитва - это дорога в небеса, и диакон, как армейский трубач, сзывает людей в поход по этой дороге. Вот что такое диакон - впереди идущий, вперёдсмотрящий!

Я человек не очень сильный, для меня священническое служение слишком тяжело; не понести мне такую ответственность. Во мне ни учительности нет, ни добродетелей особых. А вот диаконство - это прямо для меня! Петь я люблю (и люди говорят, что у меня вроде получается), чувствую красоту и благодать церковной музыки, знаю, как можно пением поднять человеческую душу к молитве... Это моё - и слава Богу за такой дар!

И чтения Евангельские... Да, толковать по-богословски Писание - это не для меня. Но знаете ли вы, что диакон может так прочесть Писание, что и толкования не потребуется, - одним голосом выразить всю глубину богословия? Я, конечно, не хочу сказать, что всегда поднимаюсь до таких высот, но... всё-таки... Иногда Бог даёт благодать и силу, и тогда читаешь - словно ангелу вторишь. Так и служишь: читаешь каждый день Писание и жизнь свою по нему выверяешь; может ли быть что-то лучше этого?

Да, диакон - трубач. Но ведь трубач в одиночку сражения не выигрывает: за ним войско должно идти. А из кого состоит церковное войско? Да из вас, дорогие мои, из прихожан. Есть такая поговорка: "Каков поп, таков и приход"... Верно сказано, конечно, но поговорка эта имеет и обратную силу: "Каковы прихожане, так и священнику служится". Я хоть и не иерей, но прекрасно это чувствую: иной раз поёшь молитву - и словно тяжкий воз за собой тащишь... Почему? Потому что, кроме тебя, никто в храме не молится, все о своём думают. Ох, как тяжело тогда... И наоборот. Бывает, что начинаешь петь - и всем существом чувствуешь соборную молитву. Это удивительное чувство: словно некая волна возносит тебя в небеса. Нет, друзья, - ради таких минут стоит идти в диаконы!

- Но вообще-то церковная молодёжь смотрит на диаконство как на некую переходную форму к священническому сану, как на не слишком приятную обязанность...

- Ну что ж, есть такое... Оно и понятно, и я не осуждаю никого. Если человек стремится ко священству, то ему и хочется скорее достигнуть желаемого. Но вот мой совет: не спешите, не спешите убегать из диаконов! Ваше от вас не уйдёт, а опыт, который даёт наше служение, велик и неоценим! Походите в диаконах хотя бы года три - и вы сами увидите, насколько легче вам будет входить в обязанности хозяина прихода. А может быть, вы поймёте, что Бог-то вас вовсе не в иереи готовит, может, Он вам диаконский талант дал...

- Вот вы говорите "диаконский талант"... Это что - умение петь? Хороший голос?

- Нет, не только голос... Знаете, как о нашем брате со старых времён говорят? Что диакону нужно? - "Голос да волос, ухо да брюхо!" Ну, голос и ухо - это понятно: для пения. А волос? - это для представительности: многим нравится, когда у диакона этакая львиная грива. И брюхо - это тоже для солидности, опять же, помогает Евангелие держать - свой личный аналойчик...

Да шучу я, шучу... Всё пустяки - даже голос и ухо. Первое, что нам нужно, - это любовь к молитве и умение молиться. Вот - всё! Без этого - никуда! А если есть это - остальное приложится: даст Бог и голос, и умение петь. К сожалению, я знаю много церковной молодёжи, для которой молитва вроде бы и в тягость. Строить храмы, трудиться - это пожалуйста, а молиться они не умеют. Как такое объяснить? Не знаю. Многое от изначального настроя души зависит, от Божьего дара, но ведь мы и сами должны бороться за свою молитву, в поте лица своего стяжать её. Слёзную молитву стяжать - не словесную просто. Хочу, кстати, вспомнить своего наставника, протодиакона Алексия Довбуша. Работал я в своё время сторожем в Князь-Владимирском соборе, а он там служил протодиаконом. Как-то я его спрашиваю: "Отец Алексий, вы же чуть ли не каждый день участвуете в Литургии... Как же вы успеваете вычитывать всё правило?" Он отвечает: "Сие невозможно. В монастырях можно всё правило читать, а в миру - как? Нам надо иначе поступать. Ты так делай: подумай о своей греховности, о том, как ты перед Господом виноват, упади на колени перед Престолом и со слезами скажи: "Боже, милостив буди ко мне, грешному!" Но только чтобы от самого сердца, со слезами". И так он это сказал, с таким чувством, что я сразу и понял, как молиться нужно. Молитвенность - это необходимое качество для диакона, необходимое! Вот ещё вспомню: про свою родную деревню Шапки... Деревня, деревенский храм - сами понимаете, профессиональный хор взять неоткуда; поют люди, кто как может. И батюшка наш, отец Вадим, благословил изучать регентское искусство местную учительницу - замечательную, благочестивую женщину. Она в слёзы: "У меня же ни голоса, ни слуха!" А что поделать? Есть такое слово - "надо". Она перекрестилась и со слезами начала петь - по послушанию. И через месяц Господь ей голос открыл. Вот что значит сердечная молитва. Истово человек поёт - и голос открылся. Вот так-то и нам нужно - не только петь, но и жить.

- Вот вы, отец Сергий, как диакон, постоянно читаете Евангелие - наверное, наизусть уже его знаете... Чувствуете ли вы влияние этого чтения на свою душу? И есть ли у вас любимое Евангельское чтение?

- Ну что значит "любимое чтение"? Это же не беллетристика... Я иначе скажу: читаешь на службе какой-либо отрывок из Евангелия - и кажется порой, что никакого отношения он к твоей жизни не имеет. Ну просто из другой области что-то, не твои проблемы, не твои вопросы... Но нет! Обязательно в тот же день - именно в тот же день - Господь тебе тем или иным образом покажет, что прочитанное относится и к тебе лично, именно к тебе!

Вообще говоря, Евангелие должно быть в центре нашей жизни. Ведь чтение Писания - это беседа с Самим Богом, почему же мы ею пренебрегаем? Все вопросы имеют своё разрешение на Евангельских страницах: только спроси, и Господь тебе ответит. Хотя, конечно, нужно уметь понимать прочитанное... Я сейчас повсюду наблюдаю расцвет какого-то новоязычества: люди - наши, церковные, православные люди - старательно ищут себе кумира. Найдут и поклоняются ему как Богу. У всех на уме какие-то старцы, какие-то провидцы, какие-то учителя... Недавно вернулся я с Афона - ко мне тут же со всех сторон с вопросами: "Отец Сергий, что афонские старцы говорят по такому-то поводу? А что по такому-то? А что они думают об этом? А что о том?" - "Дорогие, читайте Евангелие: там все вопросы объясняются. А старцы - они молятся за нас, в этом их миссия! Слава Богу, что есть ещё такие дерзновенные молитвенники, - может, отмолят и нас от геенны огненной!.." Приснопамятный отец Василий Ермаков умер недавно. Я его весьма уважал: он был духовно опытным священником, обладающим очень редким даром рассудительности. Но был ли он старцем?.. Бог весть. Когда погребали отца Василия, я приезжал Евангелие читать... Прочитал несколько глав - и тут подходит ко мне молодой человек, весь в слезах: "Как теперь жить?! Отец, скажите, как теперь жить без батюшки?!" - "Как жить? Открой Евангелие, читай и живи! Молись, участвуй в таинствах - и Господь тебя не оставит!" Но, конечно, нам легче свалить ответственность за свои поступки на некоего старца... Читать, молиться - нам не до того... А неужели вы думаете, что сумеете спастись без общения с Богом?

Вот я про Афон-то вспомнил, а ведь на Святой Горе явственно чувствуется сила соборной молитвы. Я всё думал: в чём секрет Афонской благодати? Неужели только в огромном количестве святынь? Нет, не в том дело. Вот взгляните на любой из приходов - хоть бы и на наш: из ста человек молятся - не делают вид, а истинно молятся - только трое. Говорю об этом нашим батюшкам, а они мне: "Ты оптимист! Не трое, а один!". А вот на Афоне-то - там всё наоборот: там из ста человек 98 молятся! Вот где образец-то христианской жизни! - Царство Божие возможно и на земле, и оно показано там. И какая же благодать! Я вернулся, говорю о. Геннадию Бартову, нашему настоятелю: "Всё! Хочу постричься и на Афоне жить". - "Нет! - отвечает. - Забудь и думать об этом: нам собор восстанавливать надо!"

- Отец Сергий, дайте несколько советов молодым диаконам.

- Я как-то раз поднимал вопрос: "Есть, мол, такая книжка - "Спутник псаломщика"; есть книга "Спутник священнослужителя"... А где же "Спутник диакона"? Старые диаконы уходят, молодым учиться не у кого. И, слава Богу, к моему голосу прислушались, издали тоненькую книжечку "Спутник диакона". Я думаю, что нужно второе издание, нужно собрать все примеры диаконских распевов, возгласов... Ведь в каждой епархии по-разному поют. Мне довелось сослужить в Троице-Сергиевой Лавре - и так это благолепно получается, когда один диакон московским напевом, а другой - нашим, петербургским, а третий - валаамским напевом возгласы даёт...

И вот мой совет молодым: прежде всего, надо петь, а не орать. Не форсировать звук. Молитва должна быть в сердце, и, следовательно, звук должен исходить из сердца. Очень многие молодые - особенно когда они в большом соборе служат - начинают орать. Но если человек кричит, Господь его не услышит - вот в чём дело-то!.. Надо не кричать, надо молиться!

На Троицу приезжал к нам отец Николай Ленков из Олбани (США), старейший диакон Зарубежной Церкви. Старичок. Да у него, может быть, и прежде не было мощного голоса. Но для нас он - лучший пример служения: он вышел, начал молиться своим старческим, дребезжащим голосочком... И каждое слово ясно слышно, каждое слово от сердца идёт - и каждое слово до нашего сердца доходит! Вот как нужно! Диаконское искусство, церковное пение - это же слава нашей Церкви, наша красота, наше, если хотите, оружие. Князь Владимир почему Православие избрал? По разным причинам, но первое, что его привлекло, - благолепие службы, дивное пение; и выходит, что благодаря нам, диаконам, Русь и крестилась... Это я шучу, конечно, но, знаете, в каждой шутке... Во всяком случае ответственность на нас огромная, и награда нам велика, и счастье наше - необъятное. Помните об этом все, кто решил Богу послужить!

Вопросы задавал Алексей БАКУЛИН

Дорогого о.Сергия поздравляем с 50-летним юбилеем. Многая и благая лета!

http://pravpiter.ru/pspb/n193/ta001.htm



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме