Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Еще раз о возможной автокефалии Украинской Православной Церкви

Богдан  Безпалько, Православие.Ru

Автокефалия на Украине / 18.01.2008

В последние дни 2007 года православное сообщество Украины с нетерпением ждало результатов Собора Украинской Православной Церкви (Московский Патриархат), проведение которого было назначено на конец декабря. Его перенос на 2008 год под предлогом приурочивания к 1020-летию Крещения Руси, осуждение ряда православных организаций и их лидеров Архиерейским Собором и объявление об изменениях в Уставе УПЦ МП вызвали неоднозначную реакцию у православных граждан Украины.

В Украине уже много лет существует определенная группа людей, от политиков до обычных прихожан, стремящихся к отделению Украинской Православной Церкви от Московского Патриархата.

В определенной мере осуществить это им удалось: нынешняя УПЦ МП фактически является в достаточной степени независимой Церковью со своими финансовыми и организационными структурами, но канонически соединенная с Московским Патриархатом. Изменилось и ее название: вместо экзархата Русской Православной Церкви она превратилась в Украинскую Православную Церковь Московского Патриархата.

Но, несомненно, наибольшим успехом сторонников "единой поместной национальной Церкви" был уход в раскол бывшего экзарха Украины митрополита Филарета, ныне анафематствованного мирянина Михаила Денисенко.

В течение ряда лет УПЦ МП приходилось выдерживать натиск со стороны государства, принуждавшего ее к вливанию в так называемый "Киевский патриархат", а также униатов и националистов, захватывавших храмы.

Отношения с "Украинской православной церковью Киевского патриархата" строились исключительно на основании канонов, согласно которым "Киевский патриархат" однозначно является схизматической группой с элементами филетизма. Присоединение к Украинской Православной Церкви Московского Патриархата совершалось через таинство покаяния, а в ряде случаев даже через таинство крещения. Надо отметить, что некоторые епископы вернулись в лоно канонической Церкви, в том числе и один из ведущих деятелей раскола владыка Антоний (Масендич; † 2001).

За прошедшие годы внутри самой Украинской Православной Церкви Московского Патриархата многое изменилось. Было рукоположено несколько поколений священников, для которых Церковь мыслилась не иначе, как национальная; само название Церкви уже наталкивало их на это. Не оставляли стороной Церковь и политические баталии - в Церковь приходили те же люди, что и на избирательные участки.

Все это привело к формированию внутри Церкви двух партий - "националистической" и "общерусской". Первая выступает за получение статуса автокефалии, вторая - за сохранение единства с Московским Патриархатом.

То, что мы сейчас наблюдаем, говорит о том, что "националистическая" партия перешла в наступление.

Подготовка изменений в Устав УПЦ МП, дробление епархий и вызванное этим увеличение числа епископов, многие из которых родом с Западной Украины, перемещения архиереев с кафедры на кафедру, проведение провокационных опросов на одном из сайтов УПЦ МП о том, каким образом должна быть получена автокефалия, - все это вызывает у верующих тревогу и опасения, что грядущий Церковный Собор готовится с целью объявления автокефалии.

Некоторое недоумение у верующих вызвал и факт встречи предстоятеля УПЦ МП митрополита Владимира (Сабодана) с представителями "Украинской православной церкви Киевского патриархата" - ректором духовной академии "УПЦ КП" "архиепископом" Димитрием (Рудюком) и пресс-секретарем "Киевской патриархии" "архимандритом" Евстратием (Зорей).

Во время встречи в дар митрополиту Владимиру были переданы богословские труды на украинском языке, а также официальное обращение "Священного Синода и епископата УПЦ КП к архиереям, духовенству и всем верным УПЦ (в составе Московского патриархата)". В нем, в частности, говорится о том, что УПЦ МП и "УПЦ КП" разделяет не раскол, а "юрисдикционное разделение", и что "обе стороны принадлежат к одной Церкви", что основным противником Украинской Церкви является Российское государство и что у независимого украинского государства должна быть своя автокефальная Церковь.

То, что эта встреча состоялась, что дары были приняты, а обращение раскольников опубликовано на официальном сайте УПЦ МП, очень тревожный признак. Тем более, что в информационном сообщении о встрече не был, как всегда прежде, очерчен раскольнический характер "Киевского патриархата", и тем самым создается впечатление, будто "УПЦ КП" и в самом деле лишь одна из ветвей украинского Православия.

Все эти признаки говорят о следующем.

1. В Украинской Православной Церкви Московского Патриархата существует мощное лобби идеи автокефалии, состоящее из ряда архиереев, клириков и мирян.

2. Украинское государство усилило натиск на Украинскую Православную Церковь с целью ее полного отделения от Московского Патриархата.

3. Вполне возможно, что на грядущем Церковном Соборе будет объявлено об изменении статуса УПЦ МП.

4. Возможно, что в случае объявления автокефалии часть верующих попросит Патриарха Московского и всея Руси непосредственно принять их под свой первосвятительский омофор.

5. Получение автокефалии неизбежно приведет лишь к дальнейшему давлению на УПЦ с целью слияния ее с раскольническими группами и с греко-католиками.

http://www.pravoslavie.ru/analit/080117144625



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме