Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Такие неудобные дети

Священник  Александр  Тиманков, Вода живая

14.01.2008

Для чего в семье дети? Сколько их должно быть? Эти вопросы можно назвать странными, так как на них невозможно дать четкий ответ. Подобных вопросов достаточно много: Что такое человек? Почему мужчина и женщина хотят быть вместе? Что такое дружба? Все они имеют нечто общее. Практически каждый человек уверен, что знает на них ответ, но сформулировать его в четких определениях не может.

Ответ на эти вопросы существует в душе человека, но многие люди не утруждают себя его поисками. Конечно, думающие люди размышляют об этом.

Такие размышления часто превращаются в преобладающее общественное мнение, но нельзя забывать, что общественное мнение не возникает само по себе. Оно возникает под влиянием различных общественных процессов. Экономика, политика, религия, культура участвуют в его формировании. Практически все явления в жизни человека попадают в поле зрения общественного мнения, получая осмысление и оценку.

Вопрос о смысле семейной жизни, о наличии и количестве детей не является исключением. К сожалению, люди часто готовы принимать готовые ответы вместо того, чтобы самим размышлять, принимать решения и нести за них ответственность. Но готовые ответы часто продиктованы не стремлением к истине, а какой-либо практической пользой. Иногда это просто обман одних людей другими.

В течение XX века взгляды на отношения мужчины и женщины, на назначение семьи претерпели колоссальные изменения.

Достижения техники, медицины, изменения в общественной жизни, катастрофические войны и стремительное развитие экономики привели к тому, что тысячелетние традиции семейных отношений так серьезно изменились, что интеллектуальные силы общества не успевают их осмыслить и дать им правильную оценку. Но у нас, христиан, есть свои критерии оценки происходящего. Богословие не оставляет человека наедине с общественными проблемами. Церковная жизнь и духовное делание воспитывают человека, учат его самостоятельно мыслить.

Цивилизационный сдвиг

В конце XIX - начале XX века в европейской цивилизации произошло очень значимое событие - женщины начали уравниваться в правах с мужчинами. Многие исследователи говорят, что именно это стало началом новых отношений между мужчиной и женщиной. Параллельно в стремительно развивающихся экономических структурах европейских стран возрастала доля занятых в сфере услуг. Богатеющим странам требовалось все большее количество прачек, продавцов в магазинах, уборщиц, горничных, развивающейся медицине - врачей и младшего персонала. Вполне логично, что большинство этих должностей занимали женщины, как имеющие особые способности к постоянному поддержанию порядка, уходу за детьми и больными и т. п.

К этому добавилось безумное истребление людей мужчинами - диктаторами и полководцами. Многие женщины интуитивно пришли к уверенности, что именно они могут помочь сохранить мир и стабильность в обществе. В настоящее время мы видим, что многие государственные и общественные посты заняты женщинами, и они хорошо справляются со своими обязанностями. Не следует забывать об учителях, врачах, продавцах и многих других поприщах, где именно женщины обеспечивают полноценную жизнь общества.

Но в таком обществе нуждаются в коррекции и семейные отношения. Изначальный уклад семьи, где муж большую часть времени посвящает труду вне дома, а жена обеспечивает быт семьи и занимается детьми, уже не подходит для женщин, желающих вести активную трудовую и общественную жизнь. Появляются ясли, детские сады, школы с продленным днем пребывания. Профессия няни становится все более востребованной.

Женщина постепенно освобождается от домашних дел, но если в семье появляются дети, то женщина вынуждена периодически прекращать свою трудовую деятельность и заниматься исключительно ребенком. При стремительном развитии экономики и общественной жизни такие периоды отрицательно сказываются на востребованности женщины как работника или общественного деятеля.

Большое количество детей может стать катастрофическим для женщины в случае разрушении семьи, потому что она не всегда способна обеспечить их всем необходимым при отсутствии поддержки со стороны мужа.

Не будем забывать об огромном количестве разводов и других изменениях нравственных устоев общества в XX веке. Основным принципом жизни становится получение удовольствия. Этот принцип активно и умело навязывается нравственно устойчивой части общества, в результате чего эта часть общества уменьшается и теряет влияние на мировоззренческие принципы социума.

В итоге и женщины и мужчины приходят к зловещему и жестокому выводу: дети мешают полноценно жить. Мужчинам дети мешают создавать непродолжительные и непрочные отношения с женщинами. Женщинам они мешают вести свободный образ жизни, активно заниматься карьерой и общественной деятельностью, а в случае развода с мужем многочисленные дети приведут женщину к нищете и отчаянию. Поэтому к 50-60 годам прошлого века сознание мужчин и женщин было готово к появлению медицинских средств, предназначенных для ограничения рождаемости. Медицина ответила на запросы общества потребления. Риск для женщин при убийстве ребенка во чреве был значительно снижен, появилось большое количество средств, препятствующих зачатию и рождению детей. Цель была достигнута.

Нежданные гости

К концу XX века экономически развитые страны сталкиваются с проблемами иммиграции. Огромное количество приезжающих "кормиться крошками со стола золотого миллиарда" вынуждает общественных деятелей пересмотреть свои взгляды на демографические процессы.

Иммигранты берутся за самую тяжелую и низкооплачиваемую работу. Они вынужденно становятся более активными членами общества и участниками экономических процессов, чем коренное население принимающей страны. В лучшем случае иммигранты ассимилируются и обогащают культуру страны новыми обычаями и традициями. Классическим примером здесь является Российская империя, где новые народы органично входили в русскую культуру и обогащали ее.

В худшем случае иммигранты создают изолированные диаспоры и отказываются воспринимать культуру принимающей страны, так как коренное население очень часто не хочет принимать новый народ с новой культурой. Здесь оно вступает в конфликт с бизнесом, который заинтересован в привлечении иммигрантов. Жители экономически развитых государств привыкли к высокому уровню жизни, поэтому они требуют высокую зарплату и хорошие условия труда. Новые граждане не требуют ничего.

При этом необходимо учитывать, что большинство иммигрантов прибывает из стран с традиционной многодетностью, которая сохраняется и в новом отечестве. Общество принимающей страны начинает опасаться, что новые жители станут основной частью населения, так как рождаемость среди коренного населения достаточно низкая. Возникает ксенофобия и социальные волнения. Общественные институты начинают предлагать варианты решения данной проблемы.

Одним из таких вариантов являются меры по увеличению рождаемости среди коренного населения. Эта мера применяется для сохранения численного баланса между иммигрантами и коренным населением. При этом увеличение численности населения вообще выгодно бизнесу экономически развитых государств. Когда трудоспособное население превышает количество рабочих мест, возникает конкуренция между работниками, борьба за хорошее место, страх потерять работу вообще или хорошую работу в частности.

Это неустойчивое состояние работников позволяет владельцам предприятий не повышать зарплату, не заботиться об условиях труда, но увеличивать свои прибыли. Интересы общества, бизнеса и интеллектуальной элиты в вопросе повышения рождаемости к концу XX века сошлись.

Общество обывателей боится иммигрантов и готово рожать больше детей. Интеллектуальная элита разрабатывает меры для поддержки этой готовности, а бизнес финансирует все эти меры и проекты через систему налогообложения. Именно такой процесс происходит в настоящее время в нашем государстве. Производятся меры по стимулированию рождаемости. Общество откликается на них повышением этой самой рождаемости.

Цели и средства

Возникает логический вопрос: какое отношение к семье как малой Церкви имеют все эти рассуждения о демографических, социальных и экономических процессах?

Имеют, причем самые непосредственные. Все это приводит к формированию особого пагубного взгляда на наличие и количество детей. Например, в 50-80-е годы прошлого столетия люди хотели иметь меньше детей, чтобы много и успешно работать и не связывать себя какими-либо ограничениями в получении радостей жизни. В нашей стране в 90-е годы иметь много детей означало поставить свою семью на грань бедности.

В настоящее время экономическая ситуация в нашей стране не такая плохая, но как же смотрит общество на наличие и количество детей? Для обычного человека, природа которого повреждена грехопадением, дети часто являются неким социальным заказом от общества (бездетная семья традиционно считается неполноценной и воспринимается обществом с подозрением вне зависимости от причины этой бездетности - примеры Авраама и Сарры, Иоакима и Анны для неверующих обывателей неубедительны).

С другой стороны, дети - это надежда на благополучную старость. Чем больше детей, тем выше вероятность этого благополучия. Большое количество детей поможет удержать преимущественное положение коренного населения. Именно такие взгляды насаждает правящая элита в головах граждан.

Но у этой политической и экономической элиты есть и свои интересы, которые они раскрывают крайне неохотно. Государству нужно очень много людей. Ему нужны солдаты, чтобы умирать и побеждать. Ему нужны налогоплательщики для содержания госаппарата. Бизнесу нужны работники для увеличения производства и роста экономики. При этом желательно, чтобы работников было больше, чем нужно. Это позволит лучше ими управлять и получать большие прибыли.

Малый образ Божий

Но все эти примеры очень далеки от истинного смысла семейной жизни. К сожалению, даже православные люди часто пленяются ложными идеями о назначении семьи и смысле деторождения.

Очень редко говорится о том, что дети нужны для того, чтобы их любить, что в детях является образ Божий и мы участвуем в появлении человека, высшего творения, имеющего бессмертную душу.

Родители участвуют в удивительном чуде появления нового человека, способного быть причастником Божественной жизни и наследовать Царство Небесное. Семья есть средство для рождения детей, но рождение детей не является смыслом существования семьи. Соединение мужчины и женщины в установленном Богом семейном союзе помогает им достичь главного в человеческой жизни. Муж и жена помогают друг другу на пути к Богу.

Основой семейных отношений является любовь супругов. Эта любовь не возникает сама по себе. Ее следует понимать как малое подобие любви Бога к человеку. Подобно тому как Божественная любовь есть тайна Троичного единства, так и любовь мужа и жены становится тайной их семейной жизни. Плодом этой любви, дарованной человеку Господом, являются дети. Благословение на семейные отношения Адам и Ева получают в Едемском саду, но дети, согласно Священному Писанию, появляются уже после грехопадения.

Господь дает надежду на спасение через "семя жены", поэтому каждый родившийся ребенок воспринимался как возможный Мессия. Именно поэтому бездетность воспринималась как отсутствие благословения от Господа. После пришествия в мир Спасителя смысл семейной жизни получает новое наполнение. Семья становится малой Церковью. Церковь есть сообщество людей, объединенных верой в Господа Иисуса Христа, а семья как "малая Церковь" есть сообщество мужчины и женщины, которые свою веру и любовь ко Господу являют через любовь друг к другу. Смысл христианской семьи может раскрыться только при условии активной духовной и церковной жизни.

Дети в настоящей христианской семье воспринимаются, с одной стороны, как дар Божий, а с другой - как поручение от Господа воспитать новых христиан. Родители-христиане никогда не будут воспринимать ребенка как "лишний рот", что часто бывало в семьях неверующих людей, потому что, возможно, именно этот ребенок достигнет высот добродетельной жизни и станет молитвенником пред Господом за всю семью.

Дети не станут обузой, если видеть в них образ Божий. Воспитание не будет в тягость, если родители будут помнить о том, что им нужно будет отвечать перед Господом на Страшном Суде за свои труды по воспитанию детей. Родители смогут удержаться от излишней грубости и жестокости по отношению к детям, если будут вместе участвовать в Евхаристической жизни Церкви, так как христианин не может приступать к Таинству Причастия, если в сердце своем не примирится со всеми ближними.

Все эти высокие идеалы отношений родителей и детей возможны только тогда, когда родители понимают свою ответственность перед Господом. Господь дарует детей, но Господь спросит родителей, как они воспитывали вверенных им чад Божиих. А для того чтобы родители были ответственны, воспитание детей должно стать для них добродетелью, совершаемой во славу Божию.

Атака извне

Современные родителихристиане ощущают на своей семье противоречивое влияние общества. Совершенно чужие люди активно навязывают свое видение семейной жизни.

Государственные деятели призывают рожать как можно больше детей. Эти призывы напоминают лозунги об увеличении поголовья телят на ферме из недавнего прошлого нашей страны. Лживость этих призывов особенно видна, если вспомнить, что люди государству нужны в качестве налогоплательщиков и солдат. Какие-то одиозные личности призывают увеличивать количество детей для спасения России от неизвестных захватчиков.

Даже некоторые православные люди связывают добродетель именно с количеством детей, а не с качеством их воспитания и ответственным поведением родителей. В действительности многие православные родители хотели бы иметь много детей, но то же самое общественное мнение, которое только что призывало увеличить рождаемость любой ценой, отворачивается от семьи и не хочет понять ее проблемы.

Люди на улице смотрят на родителей с тремя и более детьми, как на душевно болящих. В практических ситуациях общения с государственными службами многодетных родителей выставляют дармоедами и попрошайками. Не следует забывать также о внутреннем мире православной семьи.

Не все родители могут спокойно смотреть на возрастание своих многочисленных чад как на рост травы во дворе. Многие родители желают отдать своим детям часть своей душевной и духовной жизни. При этом не все могут одарить любовью "футбольную команду". Для некоторых родителей и двое детей - это много. Что уж говорить о тех семьях, где родители не могут иметь детей по здоровью или количество детей ограничено из-за болезней. Но семья без детей не перестает быть христианской. Муж и жена совершают свое супружеское служение независимо от наличия и количества детей.

Современные православные родители просят помощи у Церкви. Просят научить их быть ответственными родителями и достойно отвечать на вызовы современности.

Свобода и ответственность

Господь не оставляет своих чад, а богословы не прекращают трудиться на ниве осмысления современности.

Актуальные вопросы семейной жизни, в том числе и вопрос о детях в семье, совершенно ясно и четко изложены в "Основах социальной концепции Русской Православной Церкви", где говорится о высоте христианского брака, о его Божественном установлении, а также о том, что рождение и воспитание детей, по православному учению, является одной из важнейших целей брака. Приводятся удивительные по красоте и мудрости изречения святых отцов об ответственности родителей за воспитание детей.

"Дети - не случайное приобретение, мы отвечаем за их спасение... Нерадение о детях - больший из всех грехов, он приводит к крайнему нечестию... Нам нет извинения, если дети у нас развращены", - наставляет святитель Иоанн Златоуст.

Всем ответственным родителям необходимо знать соответствующие разделы этого общецерковного документа, посвященные вопросам личной, семейной и общественной нравственности, а также проблемам биоэтики. Такое знание поможет православным супругам достойно ответить всем тем, кто пытается вмешаться во внутренние дела семьи и навязывает свое, часто ошибочное, мнение.

Господь создал человека свободным, поэтому никто не может нарушить внутреннюю свободу христианина. Православный христианин пребывает в Церкви Божией, христианская семья имеет благословение от Господа, которое она получает в Таинстве Венчания. Церковь наставляет супругов в их нелегкой семейной жизни.

Именно поэтому никто не имеет права указывать, как жить мужу и жене, какими должны быть их отношения, сколько им иметь детей и как их воспитывать в вере христианской. Так, Священный Синод Русской Православной Церкви в определении от 28 декабря 1998 года напомнил пастырям о необходимости "соблюдения особого целомудрия и особой пастырской осторожности при обсуждении с пасомыми вопросов, связанных с теми или иными аспектами их семейной жизни".

XX век явил человечеству великие подвиги христиан и страшные пороки безбожников. Достижения науки проникли в тайны человеческой жизни. Институт семьи практически потерял свое значение в обществе. Отношение к детям простирается от брезгливого неприятия до неразумной избалованности. Сознание людей затуманено средствами массовой информации. Мы, христиане, живем в этом непростом мире. Мы защищаем себя, свою семью, нашу "малую Церковь" от житейских волнений. Мы должны быть мудрыми и ответственными, чтобы наша жизнь была жизнью во Христе, а наша свобода проявлялась в нашей ответственности.

Иерей Александр Тиманков, клирик собора св. ап. Андрея Первозванного

http://journal.aquaviva.ru/2008/01/29.html



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

 

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме