itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Язык и вера

0
124
Время на чтение 8 минут
В ушедшем году 140-летия продажи российских владений в Америке название форума, собравшего в конце декабря в городе Джексоне, штат Нью-Джерси, православную русско-американскую молодежь, казалось особо знаменательным - "Конференция Святого Германа Аляскинского". Имя валаамского монаха-подвижника (скончался в 1837 году), принесшего на Аляску православие, создавшего свой Новый Валаам - стойкую православную обитель на отдаленном острове Еловый у берегов Северной Америки, было внесено в Русский Месяцеслов после канонизации его Американской Церковью в 1970 году.

Идея конференций Святого Германа, говорит епископ Манхэттенский владыка Гавриил, родилась из необходимости в обстановке, когда подавляющее большинство американцев отмечает инославный праздник (25 декабря Рождество Христово празднуют католики и протестанты), выстроить собственный центр притяжения интересов, свою стойкую, духовно удаленную обитель. Важно было каким-то образом удержать православную американскую молодежь от участия в общепраздничных гуляньях - ведь у Православной Церкви это время Рождественского поста. Вот и решили собирать православных ребят на каникулах вместе, чтобы уберечь от соблазнов, увлечь радостью общения со сверстниками-единомышленниками. Первые конференции начали проводить еще в 70-е годы ХХ века в стенах Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле. Со временем в состав оргкомитета конференций Святого Германа вошли сами ребята, места проведения конференций сместились из монастыря в различные православные приходы США и Канады, темы для обсуждения на форуме стали более приближенными к насущным проблемам русско-американского православного подростка.

А что мы вообще знаем об этом "русско-американском православном подростке"? Удивительное дело: уже лет десять, как действуют в России программы, направленные на восстановление связи с зарубежной диаспорой, появляются новые фонды поддержки соотечественников, закончился год 2007-й, объявленный годом русского языка в мире, воссоединяется Православная Церковь, а русским зарубежным православным приходам, как исстари, приходится рассчитывать лишь на собственные силы, чтобы сохранить в детях и внуках русские корни, не ассимилироваться, не раствориться в инородной среде. И силы эти уже, похоже, на исходе, - если не придет поддержка из метрополии.

Общее настроение детей эмигрантов первых волн формулирует Надежда Киценко, профессор русской истории в Университете Олбани, дочь настоятеля Свято-Владимирского храма отца Бориса Киценко, чей приход принимал нынешнюю конференцию, проходившую 23-27 декабря 2007 г.: "Я из тех братьев и сестер, которые дети священников, и это было определяющим фактором в нашей жизни. Каждый родитель понимает, что есть вещи, за которые он будет стоять принципиально, и те, в которых можно идти на компромисс. И в этом плане выбор, который делают русские родители-эмигранты, очень важен. Для моих родителей самым важным было посещение храма. Насчет всего остального, даже русского языка, хотя это считалось в семье крайне важным, можно было чуть отступить. Если стоял выбор, изучать ли падежи в субботу вечером или идти в храм, выбор был в пользу храма..."

Многие из присутствовавших на конференции Святого Германа подростков - тоже дети и внуки священников. Сравнивая их с детьми эмигрантов последней постсоветской волны, радуешься внутренней православной культуре в потомках первоэмигрантов. В нынешних детях этого почти нет. В поведении "первоэмигрантских детей" нет никакой экзальтации, но, начиная от взрослой погруженности в многочасовую службу (зачастую в качестве певчих и каких певчих!), полной отдачи благодарственной молитве за общими трапезами и кончая серьезностью вопросов, которые эти мальчики и девочки задают выступающим на конференции лекторам и священникам, - все говорит о качественно иной поведенческой модели общения подростков и взрослых, соединенных общими представлениями об укладе и назначении жизни.

Замечу, что сказанное об "иной поведенческой модели" в равной степени относится и к взрослым организаторам православного форума. Конференцию Святого Германа благословил первоиерарх Русской Православной Церкви за рубежом митрополит Лавр. Несмотря на весьма преклонный возраст, владыка Лавр служил многочасовое богослужение, вместе с молодыми участниками конференциями участвовал в скромной трапезе Рождественского поста, напутствовал ребят, подробно отвечал на все их вопросы. Другой видный иерарх, епископ Манхэттенский владыка Гавриил, практически не покидал ребят все четыре дня конференции. Та же скромная общая трапеза, то же открытое, порой остроумное общение с молодыми ребятами, ни тени показного наставничества. Та же искренняя и свободная атмосфера общения на равных, когда каждый твердо знает предписанное правилами, была характерна и для других священнослужителей. Дьякон Свято-Владимирского монастыря отец Сергий Ледковский, регент Ново-Дивеевского монастыря Сергий Арлиевский, казалось, не просто активно участвовали в дискуссиях, порой весьма острых, но и были внутренне готовы в чем-то корректировать свое видение "трудных вопросов", вслушиваясь в аргументы подростков.

Как тут не вспомнить подвижника русской эмиграции отца Александра Ельчанинова, писавшего, что "общение с детьми учит нас искренности, простоте, умению жить данным часом, делом - основному в Православии". И такое "семейное" обсуждение насущных вопросов - тоже дань православной традиции, не утерянной зарубежьем. Как восстановить это ощущение "духовной семьи", которое утрачено у постсоветского поколения? По мнению владыки Гавриила, здесь как раз первостепенную роль призван играть приход. "Зарубежная церковь, в отличие от Московской патриархии, - делится своими соображениями владыка, - смогла сохранить основу церковной жизни как духовной семьи. Церковь была небольшой, но общение со священниками всегда было доступным и естественным, даже с иерархами. И в России важно восстановить это единство прихожан и церкви. Если нет живого духовного общения, вы не сливаетесь с той средой, к которой стремитесь быть причастными. В России люди отстояли службу, и разошлись. У нас же после богослужения двери церкви не закрываются за верующими, люди остаются, чтобы попить вместе чайку, узнать, в чем помочь церкви и прихожанам, закрепить духовную связь, поддержать друг друга..."

Необходимость поддержать друг друга - не это ли основной урок, выносимый из общения с этими такими русскими американцами, не по своей воле оказавшимися вдали от России? Самое грустное наблюдение: дети, гордящиеся русским происхождением своих отцов и дедов, практически не говорят по-русски, хотя каждый, оставляя адрес для связи, писал свое имя кириллицей. Как тут вновь не вспомнить наставника детей русских эмигрантов, педагога от Бога, отца Александра Ельчанинова, считавшего, что до пяти лет с русскими детьми, родившимися на чужбине, надо говорить только на русском. Потом, в иноязычной среде, дети за три-четыре месяца заговорят на том же французском, как французы, но русский у них навсегда останется материнским, первым языком. И насколько же актуальны размышления отца Александра, вынесенные из его встреч с молодыми соотечественниками, сегодня:

"Сохранены ли они для России и как их сохранить? Но молодежь вправе спросить - для чего? Мы не хотим жить для каких-то целей, придуманных стариками.

Для самих себя. Можно прожить и живут всю жизнь, слабой чьей-то тенью, копией, третьим сортом. Но, конечно, это плохой способ. Самый первый, примитивный смысл существования - быть самим собой. Но личность - сложная постройка, и национальность играет огромную роль, если не явно, то подсознательно, и это проявляется иногда неожиданно для самого себя. Итак, если мы хотим быть самими собой, мы должны быть русскими.

Но разве нельзя целиком превратиться в англичанина, немца, француза?

Только частично. Иначе - длительный маскарад, истощающий силы, не дающий возможности творчества.

Но где же искать этого русского? Чем сохранялись великие нации? Что их сберегало или уничтожало?

Язык и вера. И вера больше, чем язык".

Вера сохраняет или уничтожает великие нации больше, чем язык, считал отец Александр Ельчанинов, но ведь не вера вместо языка... Да и писал он эти строки, живя во Франции в то время, когда там во многих колледжах можно было выбрать русский в качестве второго иностранного, и решение сохранить язык, впитанный с детства, еще не требовало такого титанического труда.

Мы говорим с владыкой Гавриилом о школах при русских православных приходах в Америке, пытающихся взять на себя почти непосильную ношу обучения детей русскому языку. Владыка мечтает о ежедневной средней школе при храме, где обучение велось бы на русском. Проблема сохранения языка актуальна и для новоприезжих, считает владыка Гавриил. Он много ездит по Америке и отмечает, что русские стали селиться даже там, где их никогда раньше не было - в Оклахоме, Южной Каролине. О российских программах оказания помощи в сохранения русского языка в рамках недавно созданного фонда "Русский мир" никто из церковных иерархов русской Америки не слышал. "Было бы хорошо, - неуверенно замечает владыка Гавриил, - если бы было можно рассчитывать хоть на какую-то помощь от России. Рядом с церковью Святого Владимира 30 акров прекрасной земли, которую бывший владелец закрытого уже ресторана намерен продать. Пока можно только мечтать, чтобы приобрести эту землю и рядом с церковью обустроить Русский культурный центр - было бы место и для проведения православных конференций, сезонных русских балов для молодежи, традиционных русских ярмарок..."

...Конференция православной молодежи подходит к концу. В последний день ребята слушают интереснейшую лекцию о православии и психиатрии, жарко спорят с американским профессором-психологом о том, как им жить со сверстниками, не противопоставляя себя миру, но и не поддаваясь его оглупляющей агрессии, а потом - игра в боулинг. Этот пункт внесли в повестку дня "научной конференции" выбранные в оргкомитет представители самой молодежи, а взрослые не возражали. На заключительном банкете, отличающемся от обычной постной трапезы лишь тем, что ребят красиво обслуживают официанты, оглашают место проведения следующего съезда православной американской молодежи - им станет русский приход в Монреале. Каждого из ребят награждают специально изготовленной медалью участника конференции Святого Германа, они по очереди подходят за наградой, прикладываясь к сопутствовавшей им все эти дни чудотворной иконе Божьей Матери "Курская Коренная", исцелившей некогда во время крестного хода лежавшего при смерти десятилетнего курского мальчика Прохора Мошнина, впоследствии преподобного Серафима Саровского. Во время гражданской войны, охватившей Россию, икона оказалась в Сербии, затем в Мюнхене, а теперь и в США. Схожий крестный путь был и у многих родителей участников конференции. Чудотворную Курскую Коренную в русском зарубежье называют еще Одигитрией - Путеводительницей русского рассеяния.

На глазах у ребят, поющих благодарственную молитву, слезы... Когда-то они еще вновь соберутся вместе?

"Как утешить плачущих? Плакать вместе с ними", - говорил подвижник русского рассеяния отец Александр Ельчанинов. Как могло произойти, что за неумолчными разговорами об "объединении диаспоры" Россия оказалась в таком, говоря словами отца Александра, "нечувствии", что выпустила из своего поля зрения именно тех, кто больше других нуждался в ее поддержке и утешении, и в ком она сама, возможно, могла бы обрести духовную опору? На конференции русско-американской православной молодежи - по существу, главном событии года в жизни наших соотечественников в США - не присутствовало, кроме автора этой статьи, ни одного журналиста. Не было ни одного российского функционера, декларирующего интерес к русскому миру. А ведь тому же митрополиту Лавру российские структуры поддержки зарубежья в скором времени намереваются вручить какую-то передовую награду, нечто вроде "Лучшего соотечественника года". Никто из России не приехал поклониться святыне - чудотворной Курской иконе. А ведь с 1618 года и вплоть до революции 1917 года эта икона ежегодно препровождалась с крестным ходом из Знаменского собора города Курска на место ее явления в Коренную пустынь. Ежегодный крестный ход в "преднесение чудотворного образа" собирал до 60 тысяч паломников. "Такого стечения народа не встретить не только в России, но и во всей Европе", - писал очевидец. Да что там до революции: когда не так давно чудотворную икону привезли в Гамбург в храм Святого праведного Иоанна Кронштадтского, в этом немецком городе к ней стекались толпы не только православного люда!

...Но будем считать, что все постепенно выправится. Рождество Христово - это всегда чудо и напоминание о чуде. Не нам ли исправлять искривившиеся пути наши? "Нечувствие" - это все же не про Россию. И Божия Матерь Одигитрия, ставшая благодатной свидетельницей объединения российской и зарубежной церквей, еще укажет пути собирания русского рассеяния. А участников грядущих встреч, конференций, соборов православных русских людей разных континентов станет соединять и общий русский язык.

http://www.fondsk.ru/article.php?id=1145
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ирина Лебедева
Все статьи Ирина Лебедева
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 07:07
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Александр Волков
29.03.2024 06:47
О красных и белых
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2024 00:26
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09