Человечная история

Субъективные размышления о пьесе Альбера Камю "Калигула"

0
256
Время на чтение 4 минуты
Самое ужасное, что может произойти с человеком (и обязательно происходит), - это осознание им своей смертности. Это же, наверное, и самое прекрасное - смотря как посмотреть, уж простите за тавтологию. Момент осознания конечности жизни становится пресловутым "моментом истины" и определяет все дальнейшее мировоззрение. Особенно, если этот момент наступает неожиданно и проступает в сознании, еще не замутненном общепринятыми идеями и представлениями, а потому не совсем готовом к такого рода откровениям... Все, прописные истины закончились - потому что существует только одна-единственная истина, "простая и ясная, немного нелепая" и "ее трудно открывать для себя и тяжело выносить": "Люди умирают и они несчастны". И перед этой истиной меркнет любая другая правда.

Вы скажете: "Что за пафос?" - и будете правы. Вы - взрослые, я - взрослая, все мы смертны, никакой трагедии. Однако представьте трехлетнего ребенка, которому вдруг в ночи, в темноте, внезапно впервые открылась во всей своей простоте и нелепости эта истина. Я умру. И все будет: дерево за окном будет, другие дети будут, а МЕНЯ НЕ БУДЕТ. И холодный бескрайний ужас от неотвратимости этого "не будет". И бессмысленность всего остального, что пока еще есть. Откуда мне было знать, что происходящее со мной некие умные дяди давным-давно назвали экзистенциальным кризисом и сочинили кучу инструкций по его преодолению? Умных философов со мной рядом не оказалось, зато была бабушка, интуитивно нашедшая единственно правильный способ купировать мое горе. Узнав причину вопля, она спросила: "Ну и что ты так орешь? Я умру раньше тебя - я же не плачу".

Истерика прекратилась сразу же. Ужас не исчез, но он утратил тот самый "пафос". Ужас стал обыденным и простым, как и сама недавно открытая истина. Как и сама жизнь. Позже в ней, в моей жизни, появились вера, религия, идеалы, но и они до конца не вытеснили остаток того холодного ужаса, который поселился во мне той ночью. Основная же часть его со временем переросла в некую обиду на факт неотвратимости смерти (необходимое пояснение: даже будучи верующей, я уверена, что смерть - трагедия ввиду того, что она так или иначе означает потерю индивидуальности. В возрасте трех лет верующей я еще не была, но это не столь важно: религиозное воспитание все равно не способно оградить человека от мировоззренческих кризисов).

В 16 лет мне в руки попалась книга, удивительно точно отражавшая и мой прошлый ужас, и настоящую обиду, - пьеса "Калигула" Альбера Камю в переводе Юлии Гинзбург (если решите прочесть, выбирайте только этот перевод: другие на порядок хуже). Об этой пьесе в критике много упоминаний, но мало работ, ей посвященных. А пьеса стоит отдельного исследования (проводить которое в рамках этой статьи, конечно, не представляется возможным). Поэтому - вкратце о главном. Лучше, чем автор, я не скажу, потому - цитата: ""Калигула" - это история верховного самоубийства. История, которая в высшей степени трагична и человечна. Из верности самому себе, неверный по отношению к ближним, Калигула соглашается умереть, поняв, что никто не может спастись в одиночку и что нельзя быть свободным против других людей" (А. Камю, из предисловия к американскому изданию сборника пьес в 1958 г.).

Совет тем, кто еще не знаком с пьесой, но что-то где-то читал о римском императоре Гае Калигуле или смотрел фильм Тинто Брасса: забудьте это все. При чтении текста Камю вам это никак не пригодится - наоборот, может помешать. Как помешало зрителям первой постановки в послевоенной Франции (Калигулу играл Жерар Филипп): тогда "трагичную и человечную историю" восприняли как сугубо тираноборческое, даже антифашистское произведение. Пьеса Камю - не о Калигуле-историческом персонаже. Она о каждом, кто рано или поздно открывает ту самую "простую и ясную истину" (это цитата из текста Камю), и для кого затем открывается то, что я назвала "холодным обыденным ужасом", а экзистенциалисты называют абсурдом. Абсурд и бунт - два основополагающих понятия экзистенциализма Камю-философа. Они же на самом деле - основные движущие силы пьесы. У мертвого тела любимой романтичный, религиозный (!) юноша-император "открывает для себя" "простую и немного нелепую истину" о смертности и страдании человека, об абсурдности его бытия. И он начинает бунтовать против этой абсурдности, как умеет: убивая и насилуя подданных и в буквальном смысле требуя Луну с неба. Убийства "оправданы" собственной готовностью умереть, но предварительно познакомить окружающих как можно ближе со все той же проклятой, единственно верной истиной. Луна, добытая с небес, будет означать конец абсурда (заменить Луну Калигуле также могли бы счастье или бессмертие). Разумеется, экзистенциальный бунт провалится, абсурд побежден не будет, но и мириться с ним Калигула не захочет, а потому, прогнав друзей и убив жену, он даже с некоторым облегчением бросится навстречу мечам заговорщиков.

Отдельно хотелось бы сказать о действующих лицах пьесы (обычно исследователи обходят их вниманием). Всего их 24, из них пятеро - главные персонажи. При внимательном же прочтении оказывается, что все они - грани одной и той же личности: человека, осознавшего абсурдность своего бытия и ищущего выход из последовавшего за этим экзистенциального кризиса. И все они показывают нам возможные варианты выхода. Так, поэт Сципион, сам подчеркивающий родство душ с Калигулой, при такой интерпретации оказывается как бы недо-Калигулой: столкнувшись с абсурдом, он покидает сцену, чтобы "искать объяснения всему этому". Геликон, верный друг Гая, давно примирился с абсурдом и старается "ни во что не вмешиваться". Херея, единственный антагонист Калигулы, однажды признается, что просто "заставил в себе замолчать все, что могло быть на него похоже". Цезония, старая жена-любовница, растворившись в муже - философствующем убийце, нашла самый, так сказать, оптимистичный выход из ситуации абсурда - "просто любить и быть счастливой". И наконец, Гай, совершающий свое "верховное самоубийство" на протяжении всех 4-х действий и гибнущий в финале, тоже показывает пример преодоления абсурда, только его вариант - самый худший. Он и сам это осознает, только поздно: "Я пошел не той дорогой. Она никуда не ведет. Моя свобода - ложная".

Таким образом, атеист Камю ведет своего героя от религии, которая, по мысли экзистенциалистов, лишь маскирует абсурд, - если не к гуманизму, то к отрицанию эгоизма и мизантропии. С тезисами экзистенциалистов можно не соглашаться, можно не принимать эту философию, но трудно не согласиться с главной мыслью пьесы о том, что "никто не может спастись в одиночку и что нельзя быть свободным против других людей".

Берег. Пространство души. N3, 2007

http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=4539&Itemid=118
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ксения Петрова
Священник скрутил банду хулиганов
Пятеро подонков избивали паренька. Храбрый батюшка спас его от верной смерти
21.11.2006
Все статьи Ксения Петрова
Последние комментарии
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 22:55
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:38
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28