Был ли Илья Муромец святым?

0
172
Время на чтение 4 минуты
Илья Муромец знаком нам с детства. Образ русского богатыря, который охраняет Русь от иноземных врагов и зорко следит за тем, что происходит на ее границах, запечатлел в своей знаменитой картине художник Васнецов. Русский народ чтил Илью Муромца не только за его воинские заслуги, но и за святость. Но насколько оправданно признание богатыря святым?

Предание сообщает, что в середине 12 в. в Киево-Печерской Лавре подвизался преподобный Илья Муромец. В Антониевых пещерах и сейчас можно поклониться его мощам. Можно ли отождествлять лаврского монаха и былинного богатыря? К сожалению, предание не дает точных сведений. Жития преподобного Ильи у нас нет. Сведения о жизни доблестного воина мы можем почерпнуть исключительно из былин, которые многие из нас читали в детстве.

Илья происходил он из простой крестьянской семьи. До 30 лет он страдал параличом, а потом был чудесным образом исцелен 3-мя "старичками" (в других версиях былины "Исцеление Ильи Муромца" они именуются "каликами", т.е. странниками-богомольцами. Говоря об этом эпизоде, нельзя не вспомнить о том, каким образом в СССР "дехристианизировали" образ Ильи Муромца. В книгах, изданных после возникновения СССР, не уточняются, кем были пришедшие к будущему богатырю странники. Однако в дореволюционных изданиях былин указывалось, что "калики" - это Христос с 2-я апостолами).

Исцелившись, Илья отправляется "во Киев-град а ко солнышку ко князю ко Владимиру", чтобы служить князю, защищая Русь

Илья Муромец был настолько популярным персонажем, что существует великое множество былинных сюжетов о его подвигах и несколько версий одного и того же сюжета.

Разумеется, этот персонаж не мог не заинтересовать историков, которые пытались выяснить, жило ли когда-нибудь реальный человек, послуживший прообразом былинного богатыря. Выяснилось, что первые упоминания об Илье Муромце относятся к 13 в. Интересно, что Илья был персонажем не только древнерусского, но и древнегерманского (где его называли Ильей Русским) и норвежского (под именем Илья Греческий) эпосов. В 16-м в. один иностранец, побывавший Киеве, напмсал в воспоминаниях, что "в соборе Св. Софии находтся гробница Ильи Муромца - знаменитого героя или богатыря, о котором рассказывают много басен". С 17-го в. сохранились изображения "преподобного Ильи Муромца". Илья Муромец был официально канонизирован в 1643 г. в числе еще шестидесяти девяти угодников Киево-Печерской лавры. Но "Житие" его так и не было написано.

Жители г. Мурома издавна считали Илью своим земляком (все былины называют родиной богатыря с. Карачарово под Муромом). Они с гордостью показывали приезжим карачаровский колодец, по преданию, образовавшийся от первого скока богатырского коня.

Древнейшие былины об Илье Муромце относятся к 11-12 в.в. Одна из них - "Илья Муромец и Соловей-разбойник". В ней интересны следующие моменты. Когда Илья боролся с Соловьем, ему было 33 года. Несмотря на это, сказитель называет богатыря "старым казаком" (это определение сохраняется и в других былинах). Такое прозвание было дано богатырю не из-за возраста, а как свидетельство его рассудительности и зрелости. Между тем, в сознании народа Илья всегда был пожилым человеком. Определение "казак" вошло в более поздние версии былин (не ранее 15 в.). Считается, что это было связано с тем, что казачество стало играть большую роль в жизни страны.

Сюжеты сказаний об Илье Муромце разнообразны. Есть былины, рассказывающие, как свою богатырскую силу Илье передал могучий богатырь Святогор или как Илья боролся со своим сыном Сокольником (или Подсокольником). Иногда рассказчик называет имя матери Сокольника - Латыгорка, Златыгорка, Семигорка и т.п. Нередки сюжеты, рассказывающие о ссорах между Ильей и князем Владимиром. В одной из былин этой группы (ссора возникла из-за того, что Владимир не позвал богатыря на царский пир) киевский князь наделяется отрицательными чертами. Традиционно в былинном эпосе Владимир был славным, разумным, уважаемым князем, которого ласково именовали Красным солнышком. Таким он был, когда сказители противопоставляли его князьям-современникам, которые не сумели организовать борьбу против захватчиком Руси. С течением времени прошлое перестали идеализировать, и образ Владимира вобрал в себя те отрицательные черты, которын народ видел в поздних правителях.

Биографию Ильи венчает былина о 3- поездках богатыря. Это очень известный сюжет о том, как Илья доеал до распутья, на котором стоял камень с надписью:

Старому-де казаку да Илье Муромцу
Три пути пришло, дорожки широкие:
А во дороженьку ехать - убиту быть,
Во другую-то ехать - женату быть,
Да во третью-то ехать - богату быть.


Илья Муромец решает, что богатства у него достаточно. Жениться на молодой - "чужа корысть" (помним, что былинный богатырь - пожилой человек), а старую жену ему брать не хочется. Поэтому Илья выбирает ту дорогу, где ему грозит верная смерть Там он встречает разбойников и побеждает их. Илья возвращается к камню, подновляет надпись ("Да старому-де казаку а Илье Муромцу на бою, старику, смерть не писана, да ита была дорожка прочищена) и едет по той дороге, где "женату быть" (богатство богатыря не прельщает).Там он встречает коварную красавицу, которая заманила в тюрьму "40 царей, 40 царевичей да 40 королей-королевичей", выпускает пленников, а девушку убивает. Илья снова возвращается к камню, поднавливает надпись ("Старым-де казаком да Ильей Муромцем да ита была дорожка прочищена") и едет по третьей дороге (в нкоторых версиях былины он и вовсе отказывается ехать по дороге, где "богату быть"). В поле он находит 3 погреба, наполнены "златом-серебром да каменьем драгоценным" и раздает все сокровища "по нищей по братии" или отвозит в церковь. На камне богатырь пишет: "очищена эта дорожка прямоезжая".

Итак, когда старому богатырю предоставилась возможность устроить личное счастье, он отказался от этой возможности и мирским благам (жене и богатству) предпочел смерть. (Впрочем, мы видим, что эти блага не обеспечили бы богатырю счастья).

С одной стороны, в этой (как и во всех других былинах) былине говорится о том, что Илья Муромец не заботился о личном счастье, все его мысли - о благополучии русского народа. Чью мирную жизнь он оберегал в течение всех лет службы у князя Владимира. С другой, размышления богатыря у камня могут навести на мысль о его желании отказаться от мирских благ и оставить этот мир. Возможно, уйти в монастырь? (И тут нельзя не вспомнить о том, что принятие монашеских обетов метафорически воспринимается как смерть постригаемого для мира вне стен монастыря).

Почивающие в пещерах мощи преп. Илии показывают, что для своего времени он действительно обладал весьма внушительными размерами и был на голову выше человека среднего роста, обладал поистине богатырским сложением.

Серьезные исследования мощей преподобного Ильи провели в советское время. В 1988 г. Межведомственная комиссия Минздрава Украинской ССР провела экспертизу мощей с использованием современных методик и точной аппаратуры.

Ученые приблизительно датировали гибель 11-12в., зато определили, сколько лет было монаху на момент смерти - 40-55. Это вполне соответствует тому, о чем говорится в былина. По преданию, постриг Илья принял незадолго до своей кончины. А "Житие" его не было написано из-за того, что за короткое время пребывания в монастыре богатырь не успел совершить особенных подвигов веры.

http://www.taday.ru/text/86647.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ольга Богданова
Все статьи Ольга Богданова
Последние комментарии
На картошку!
Новый комментарий от Советский недобиток
20.04.2024 10:53
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Сталинист
20.04.2024 10:52
Россия в борьбе с западным спрутом
Новый комментарий от Дмитриев
20.04.2024 10:33
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
20.04.2024 09:40
«Победить нашу страну извне невозможно»
Новый комментарий от Владимир Николаев
20.04.2024 09:22