Смысл любви: богословское обоснование благотворительности

0
182
Время на чтение 4 минуты
Со времени Реформации, в западном христианстве одним из камней преткновения стал вопрос: существенны ли для вечного спасения человека добрые дела, или же спасение - результат одной лишь веры в Иисуса Христа? На протяжении последних веков этот вопрос нередко привносился и в православное богословие. Однако в такой постановке этот вопрос совершенно чужд православному сознанию. Древние христианские авторы, отцы и учители Церкви достаточно много размышляли на эту тему. Но никогда вопрос не ставился в таком деловом ключе: что сделать мне, Господи, чтобы спастись?

"Возлюби ближнего как самого себя" - сказал Иисус Христос и пояснил: "Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними". Надо сказать, что эти строки Евангелия понимались первыми христианами однозначно. Не случайно, поэтому деятельная любовь к ближнему рассматривалась ими как подлинное следование за Христом. Как Он пришел на землю, чтобы спасти человечество, так и христианин приходит на помощь своему ближнему. Священной обязанностью в Древней Церкви считалось принимать в своем доме странников и путешественников. Однако если гость был работоспособным, то должен был сам обеспечивать себя. Помогая тому, кто в этой помощи на самом деле не нуждается, ты лишаешь ее действительно обездоленных. Сироты, вдовы, инвалиды и бездомные - вот кто достоин милосердия, но не пессимист и ленивый.

После первого века идея социального служения Церкви, диаконии, получает свое дальнейшее развитие. Бедные принимались верующими как "храмы Бога", церковные десятины (каждый верующий жертвовал на нужды общины десятую часть своих доходов) были тогда учреждены именно для благотворительной деятельности Церкви. Милосердие не ограничивалось ничем для христиан. Они были призываемы помогать всем, кто нуждается, потому, как всем Бог желает добра. Верующие постились для того, чтобы сэкономить деньги для помощи вдовам, сиротам, беднякам. Вместе с тем, все раннехристианские авторы подчеркивали, что добрые дела - дар свободной воли человека, а не обязанность. Святитель Григорий Богослов в четвертом веке писал, что милосердие - это подражание Богу, который благоволит и благотворит каждому человеку. Тогда же Святитель Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской в Малой Азии воплощал в жизни идеи равенства всех людей перед Богом, писал о необходимости перераспределения материальных благ для уничтожения бедности и социальной несправедливости. "Если ты не будешь милосердным, - писал он вслед за Евангелием, - ты не получишь милости (от Бога). Если ты закрыл двери своего дома перед бездомным, - двери Царства Небесного будут закрыты перед тобой, если ты не накормил голодного, ты будешь лишен жизни вечной. Преподобный Иоанн Лествичник в шестом веке считал милосердие крыльями молитвы, без которых молитва бесполезна.

Поскольку любовь - характерная черта Бога, то милосердные люди восстанавливают единство между собой благодаря уже установленной гармонии в отношениях с Богом. Преподобный Максим Исповедник считал, христианская любовь - всеобъемлюща. Совершенный в любви человек не различает между "моим" и "твоим", для него все равны: верующие и неверующие, богатые и бедные, греки и евреи, поскольку он возвысился над тиранией страстей и смотрит лишь на человеческую природу, общую для всех людей.

Святитель Иоанн Златоуст в своих проповедях обращал внимание на божественное достоинство каждого человека как основание для любви к нему. Златоуст дерзновенно возвещал, что для Бога гораздо приятнее пребывать с человеком, чем на небе; ведь Он все создал для человека, который для Него ценнее всего созданного. "А мы, - говорит он, зная это, пренебрегаем обездоленными людьми - храмами Божиими". Златоуст совершенно четко определял, что подлинное основание благотворительности - в Литургии. Через Евхаристию каждый христианин становится частью Тела Христа, становиться частью Церкви, и Христос живет в человеке. И теперь уже отношение к такому человеку становится равным отношению к Христу. Служение ближнему - продолжение Евхаристии, духовная жертва, приносимая на алтаре сердца страдающего человека. "Этот алтарь равнозначен алтарю Евхаристии, - говорит Златоуст. - Его ты можешь встретить повсюду - на улицах, площадях, в любое время принимается на нем жертва. Ты поклоняешься Христу в церкви, но остаешься равнодушным к нему на улицах, когда Он умирает от голода". Перед лицом бедности Златоуст считал неправедным любое богатство. Он был противником богатства в убранстве храмов. "Нет никакой пользы почитать Христа шелковыми одеждами и оставлять Его нагим вне храма" - говорил он. Добрые дела не ограничиваются лишь милостыней или материальной помощью. Подать руку помощи, уделить внимание, дать добрый совет, посочувствовать человеку в горе и беде - это, быть может, гораздо важнее материальной помощи. Если у человека нет ничего, но есть сострадательная душа, - она может стать источником благ для всех окружающих. Бог учит нас помогать бедным не просто для того, чтобы избавить их от бедности, но Он учит нас сострадать несчастьям наших ближних. Тот, кто имеет сокровищницу благословений - любящую и милующую душу, он сделает ее источником для утоления всех нужд ближних.

Не нужны для спасения души денежные пожертвования. Пожертвуй себя ближнему - свои внимание, силы, волю, ум - послужи ими другому человеку как Христу и тогда мир изменится.

Мы часто оправдываем свое нежелание помочь другому нехваткой тех или иных благ для нас самих. Однако думать так можно только в том случае, если Бога нет. Тогда действительно, наша жизнь зависит от материальных ценностей. Если же мы верим в Бога и ищем его, то по слову псалмопевца Давида, "ищущие Господа не терпят нужды ни в каком благе" (Пс. 33, 11).

Мы начали эти размышления со слов Христа "Возлюби ближнего своего как самого себя" и пришли к смысловому окончанию этой заповеди: "Нет больше той любви, если кто душу свою положит за друзей своих" - сказал Христос ученикам. Сегодня немногие имеют возможность закрыть грудью амбразуру. Но если видишь человека в беде или скорби, то разве не нужно спешить ему на помощь - независимо от того, устал ли ты сам или болен? Героизм можно проявить и сегодня. Только теперь он называется благородство, великодушие.

http://www.ioannp.ru/publications/35956
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Диакон Павел Бубнов
Все статьи Диакон Павел Бубнов
Последние комментарии
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 19:34
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 18:57
«Не умеет разговаривать по-русски? Домой!»
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 18:56
Православие на счетчике
Новый комментарий от Vladislav
19.04.2024 18:39
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 18:35
На картошку!
Новый комментарий от Vladislav
19.04.2024 18:30