itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Жить, а не изображать жизнь

0
99
Время на чтение 4 минуты
Во время Пятых межрегиональных Пименовских чтений мы обратились к Владыке Лонгину, епископу Саратовскому и Вольскому, с вопросами о том, как появилась идея проведения такой конференции, что интересно узнать современному человеку об Архиепископе Пимене (Хмелевском) и его эпохе, как оценивает Владыка взаимодействие Церкви и светской власти в сегодняшней России.

- Владыка, как возникла идея проведения таких чтений?

-Когда я приехал в епархию, она была в достаточно сложном положении - на 2700 тысяч человек здесь было 72 прихода - по нынешним меркам очень мало - меньше, чем в Вологодской епархии. Здесь была довольно тяжелая атмосфера, и мне хотелось ее как-то расшевелить. Ко мне начали подходить люди из старого духовенства и говорить: Владыка, вы знаете, скоро десять лет со дня смерти Владыки Пимена, он нас всех рукополагал. Сначала решили устроить музыкальный вечер его памяти: Владыка Пимен был страшным меломаном - наверное, самый большой в Русской Православной Церкви коллекционер пластинок, любитель музыки, знаток музлитературы, друг Ростроповича, Спивакова, Бенджамина Бриттена и так далее. То есть человек музыкально продвинутый... Мы в первый раз устроили музыкальное приношение: все саратовские музыканты его тоже знали, он мог спорить с дирижером по поводу нюансов исполнения какой-либо вещи. Тогда Церковь, конечно, жила в стесненных условиях, но что-то было и проще: можно было сходить просто за грибами, просто пойти послушать музыку на концерте. Сейчас на это просто нет времени. И тогда мы устроили вечер воспоминаний, площадка встречи была очень камерная. Я подумал: почему бы не организовать что-то регулярное? Тем более что никаких святынь, никаких великих событий нет, ни одного монастыря, издревле просиявшего, в епархии нет - ничего, вокруг чего можно было бы что-то делать. Можно сказать, заштатная заволжская епархия, купеческий город, церковь старообрядцев и немцев. А тут личность.

На второй год мы сделали уже чтения - очень удачно вышло. И в пятый раз в этом году мы собираемся - каждый год устраиваем выставки в художественном музее имени Радищева. Это первый дореволюционный провинциальный музей, специально построенный как музей нашим известным художником-маринистом. В этом году - выставка Елены Черкасовой, в прошлом году была выставка "Путевая икона", до того - "Образ Спаса Нерукотворного". И обязательно - концерты светской и духовной музыки, посвященные памяти Владыки Пимена. В прошлом году у нас был хор Поволжского Федерального округа, регентовал Коновалов, было полторы тысячи участников... В этом году все более камерно: мы, можно сказать, чередуем более торжественные и более скромные мероприятия. В следующем году будет пятнадцать лет со дня смерти Владыки, и тогда надо будет организовать нечто более масштабное. В этом году - по-домашнему, без большого количества гостей.

Все, особенно творческие участники, воспринимают чтения очень хорошо: благодарят за выставки, за концерты. Проходит множество лекций в учебных заведениях, в вузах. Я член Совета ректоров Саратова, и у нас очень добрые отношения со всеми вузами, постоянно преподают батюшки, мы делаем и экскурсии, и паломнические поездки специально для студентов светских учебных заведений. Во-первых, это присутствие Церкви в жизни общества, во-вторых, - затертое слово "площадка, но - это место, где мы встречаемся и с интеллигенцией, и с властью. И возможность для многих как-то осмыслить свою веру, в том числе для студентов, для прихожан, для педагогов, которых очень много было сегодня в зале. Это мероприятие родилось так, как, я считаю, оно правильно могло родиться: не сверху, а снизу. К сегодняшнему дню оно приобрело такие формы.

- Вы говорили сегодня о том, что эпоха Владыки Пимена - героическая. Расскажите немного о нем и его эпохе - почему можно так назвать ее?

- Советское время в целом для Церкви - героическая эпоха. Во-первых, он был человеком бескомпромиссным, достаточно стойким в отстаивании того, что он должен был отстаивать как архиерей. И поразительное дело: несмотря на то что на него было огромное количество жалоб в совете по делам религии, на то, что его постоянно за что-то ругали, что в обзоре Фурова он представлен как злостный противник советской власти - 29 лет он находился на одном месте. Он пришел на кафедру в 1963 году, и при нем не закрывается ни одного храма, хотя это время повсеместного закрытия приходов. Более того, пять приходов, закрытых в хрущевские годы, он за первые два года своего архиерейства открывает вновь. Это уникально для того времени. Он действительно ничего не боялся, был готов и пострадать за Бога, и за это Господь его хранил, дал возможность прожить долгую жизнь и оставить глубокий след в памяти народа. Его очень любят и почитают люди. Он был очень интересным человеком: не только интеллектуально глубоким, не только образованным и музыкально грамотным, но необыкновенно цельным, необыкновенно верующим и необыкновенно остроумным. Есть его дневники - мы сейчас издаем их полностью - в них образ настолько глубокого и цельного человека... Цельные люди вообще редкость в наше время, на них можно смотреть, как на святых, потому что целостность человека - фундамент для святости. Рваный человек не может исполнить заповеди Евангельские. Я думаю, его пример для нас - действительно героический.

- Тогда была эпоха жесткого противостояния Церкви и власти, а сейчас вы, Владыка, - член Общественной палаты. Насколько плодотворно это присутствие, насколько там к вам прислушиваются?

- Насколько власть вообще сегодня к обществу прислушивается и общество к власти - хотя это и несколько обтекаемая формулировка. По крайней мере для меня это присутствие плодотворно. Помимо статуса архиерея, хотя он и сам по себе достаточно сегодня значим, у меня есть дополнительный статус. Допустим, меня не имеют права не принять, не выслушать, не имеют права мне не ответить - не как архиерею, а как члену Общественной палаты. Это уже плюс. Я, правда, этим практически не пользуюсь, так как у нас сложились добрые рабочие и человеческие отношения со всеми ветвями власти. Но я думаю, что это признак нашего времени - посмотрим, что из этого получится. От нас зависит, будут ли все эти наши институты наполнены каким-то содержанием. В Общественной палате очень интересные люди - думающие, серьезные, не просто занимающие место. Есть шанс, скажем так, что существование Общественной палаты принесет пользу стране. Но будет ли этот шанс реализован - я сейчас сказать не могу.

- Владыка, вы сегодня сказали: "Нам следует жить, а не изображать жизнь", - поясните, пожалуйста, что вы имели в виду.

- Мы как-то незаметно для себя в Церкви воспринимаем господствующую в мире ситуацию - мы играем в жизнь. Это можно очень широко понимать. Мы делаем телевизионную картинку, играем роли, и уже настолько привыкли к этому, что и самим себе такую картинку-открытку делаем. Словно перестают существовать какие-то глубинные и фундаментальные основы, на которых построена жизнь общества в целом. В этом есть опасность, это грозит саморазрушением - это я и имел в виду.

Александра Сопова

http://www.taday.ru/text/85735.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин (Корчагин)
Все статьи Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин (Корчагин)
Последние комментарии