Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

На перекрестке культуры и политики: Нотр-Дам в Реймсе

Дарья  Курдюкова, Татьянин день

27.12.2007

Готика накинула на Европу огромную сеть соборов. Роскошь их убранства восхищает взгляд, взмывающие к облакам башни и шпили ободряют дух. По иронии судьбы Нотр-Дам в Реймсе так и не получил своего шпиля. Однако этот собор - и по сей день один из самых знаменитых памятников высокой готики[1].

Так сложилось, что собор Нотр-Дам в Реймсе, что в 129 км к северо-востоку от Парижа, на протяжении почти всей своей истории был тесно связан не только с культурной, но и с политической жизнью Франции. Реймс, основанный еще древними римлянами, первый свой храм увидел в V веке на месте галло-римских терм (вообще, остатки античного присутствия - как, например, Марсовы врата - продолжали и продолжают существовать здесь наряду с новой культурой). Вскоре, с 24 на 25 декабря 498 г. в баптистерии рядом с собором был крещен первый король франкского королевства Хлодвиг (что положило начало традиции отмечать католическое Рождество именно в этот день). Затем, в IX в., здесь прошла коронация Людовика Благочестивого, сына знаменитого Карла Великого. И вплоть до начала века XIX в Реймсском соборе проходили коронации всех французских императоров.

Однако за несколько столетий собор не раз подвергался серьезным испытаниям. Так, в начале XII в., после серьезного пожара, его пришлось отстраивать заново (тогда, в 1211-1275 гг., и появилась знаменитая "нынешняя" постройка). В конце XV в. вновь пожар, после которого храм так и не был до конца восстановлен. Затем пришла Французская революция, которая, правда, стала не столь разрушительной для собора, как Первая мировая война, когда после бомбардировки собор превратился едва ли не в руину. После долгой реставрации многострадальный памятник открылся в 1938 г. - так что в следующем году будет 70 лет "со дня нового рождения" уникального средневекового сооружения.

Родившаяся во Франции готика сделала свет (как символ Божественного присутствия) и устремленное ввысь, в небеса, пространство главными словами своего языка. И если поначалу, в XII столетии, высота внутреннего храмового пространства пока была не столь значительна, а пропускавшие свет окна не столь велики, то так называемая "высокая готика" века XIII усовершенствовала и то, и другое.

Отныне собор - и это видно в Нотр-Дам в Реймсе - являет собой стремительный духовный порыв к Богу, отраженный в камне. На архитектуру большое влияние оказала схоластика (расцвет которой, к тому же, как раз пришелся на новый век). Она желала наряду с верой задействовать и разум, все вместе сведя к четкой, логичной системе. Готический собор, как модель мира, также стремится к простоте и наглядности, что доказывали бы стройность и совершенство Божественного миропорядка. Подчеркивающие движение вверх тонкие колонки в Реймсском соборе поставлены строго одна над другой, поэтому вертикаль не только нигде не прерывается, но еще и дополнительно таким образом акцентируется. В архитектурной системе миропорядка любая вертикаль должна гармонично сосуществовать с горизонталью: и тогда ярус больших арок нефа, второй ярус маленьких арочек (трифория) и, наконец, ярус почти что растворивших в себе стену окон - все эти горизонтали в "точке пересечения" с вертикалями опор ставят на них отметки-"насечки". Это значит, что в мире, как в хорошей таблице, любому элементу найдено ясное и гармоничное соответствие. Подобное соответствие в зрелой готике достигнуто между внутренним и внешним пространством храма: когда деление западного фасада тремя порталами точно соответствует трем нефам в интерьере.

Реймсский собор - важный этап на пути одухотворения каменной массы тела собора. Камень стремятся лишить (хотя бы зрительно) его тяжести. Так, высота нефа здесь вырастает до 38 м (и это еще не предел для готики), такие элементы, как арки и колонки, становятся выше и уже, - все эти бесчисленные, указывающие на Град Небесный "стрелки" стрельчатых арок становятся еще энергичнее в выражении одухотворенности.

Жажду дематериализации подчеркивают окна, которых в Реймсе много и которые здесь действительно почти заменяют стену: витражные стекла вместо каменной кладки под сводами нефа, но витражи помещаются (новшество именно Реймса) даже в порталы западного фасада. Наконец, зрелая готика XIII века привила архитектуре любовь к многочисленным деталям, превращающим камень в кружево. Необыкновенно вытянутые окна западного фасада Реймсского храма (тоже пронизанные светом и, следовательно, нейтрализующие тяжесть камня) становятся подобны натянутой тетиве стрел; вся поверхность собора испещрена вимпергами (острыми треугольными щипцами[2]), стрельчатыми и прихотливыми трехлопастными арками, напряженными нитями-колонками и каменными завитками-листьями краббов. Последние покрывают даже контрфорсы[3] (они снаружи принимают на себя основную тяжесть опор интерьера), т. е. наиболее нагруженные элементы, словно стремятся уверить всех в том, что им не тяжело нести свою ношу. Вероятно, такую архитектуру можно не только связать с великолепием дома Господня на земле, но и сравнить с человеческой душой, поднимающейся сквозь невзгоды и препятствия.

Помимо своих архитектурных особенностей Нотр-Дам в Реймсе - это еще и самый "населенный" готический храм. Исследователи насчитывают в нем 2303 статуи. И среди отличительных черт этого памятника нужно назвать ангелов в башенках (табернаклях), стоящих на контрфорсах по периметру собора. Они - вечные и бессменные небесные стражи, охраняющие собор. Кроме того, важно, что и в системе декорации готика стремилась к предельной четкости - так с помощью скульптуры и витража не умеющему читать прихожанину рассказывалось о священных событиях. Скажем, если на западном фасаде в центральной розе расположен витраж с "Успением" Марии, то над ним логично поместить "Коронование Богоматери" (скульптурное), и если с одной стороны от "Коронования" находится "Распятие", то с другой будет "Страшный Суд". События христианской истории выстраиваются таким образом, чтобы их можно было не только прочитать и понять их символическое значение.

Нотр-Дам в Реймсе - один из основополагающих камней в фундаменте готической архитектуры, стремящейся к предельной ясности и к предельной же одухотворенности. Хотелось бы верить, что защита ЮНЕСКО спасет этот памятник от новых перипетий. Памятник, в котором духовное "горение" сходящей на нет каменной массы повергалось в огонь пожара и который память истории не спасла от страшных политических разборок 1914 г.



[1] Принято выделять три этапа развития готической архитектуры: ранняя (XII век), высокая (XIII век) и поздняя готика (XIV-XV, а в отдельных случаях и XVI век).

[2] Щипец - верхняя часть стены здания, ограниченная двумя скатами крыши.

[3] Контрфорс (от франц. contre-force - противодействующая сила) - поперечная стенка, вертикальный выступ или ребро, усиливающие основную несущую конструкцию здания (преимущественно стену с наружной стороны постройки).


http://www.taday.ru/text/85661.html



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме