itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

На перекрестке культуры и политики: Нотр-Дам в Реймсе

0
137
Время на чтение 4 минуты
Готика накинула на Европу огромную сеть соборов. Роскошь их убранства восхищает взгляд, взмывающие к облакам башни и шпили ободряют дух. По иронии судьбы Нотр-Дам в Реймсе так и не получил своего шпиля. Однако этот собор - и по сей день один из самых знаменитых памятников высокой готики[1].

Так сложилось, что собор Нотр-Дам в Реймсе, что в 129 км к северо-востоку от Парижа, на протяжении почти всей своей истории был тесно связан не только с культурной, но и с политической жизнью Франции. Реймс, основанный еще древними римлянами, первый свой храм увидел в V веке на месте галло-римских терм (вообще, остатки античного присутствия - как, например, Марсовы врата - продолжали и продолжают существовать здесь наряду с новой культурой). Вскоре, с 24 на 25 декабря 498 г. в баптистерии рядом с собором был крещен первый король франкского королевства Хлодвиг (что положило начало традиции отмечать католическое Рождество именно в этот день). Затем, в IX в., здесь прошла коронация Людовика Благочестивого, сына знаменитого Карла Великого. И вплоть до начала века XIX в Реймсском соборе проходили коронации всех французских императоров.

Однако за несколько столетий собор не раз подвергался серьезным испытаниям. Так, в начале XII в., после серьезного пожара, его пришлось отстраивать заново (тогда, в 1211-1275 гг., и появилась знаменитая "нынешняя" постройка). В конце XV в. вновь пожар, после которого храм так и не был до конца восстановлен. Затем пришла Французская революция, которая, правда, стала не столь разрушительной для собора, как Первая мировая война, когда после бомбардировки собор превратился едва ли не в руину. После долгой реставрации многострадальный памятник открылся в 1938 г. - так что в следующем году будет 70 лет "со дня нового рождения" уникального средневекового сооружения.

Родившаяся во Франции готика сделала свет (как символ Божественного присутствия) и устремленное ввысь, в небеса, пространство главными словами своего языка. И если поначалу, в XII столетии, высота внутреннего храмового пространства пока была не столь значительна, а пропускавшие свет окна не столь велики, то так называемая "высокая готика" века XIII усовершенствовала и то, и другое.

Отныне собор - и это видно в Нотр-Дам в Реймсе - являет собой стремительный духовный порыв к Богу, отраженный в камне. На архитектуру большое влияние оказала схоластика (расцвет которой, к тому же, как раз пришелся на новый век). Она желала наряду с верой задействовать и разум, все вместе сведя к четкой, логичной системе. Готический собор, как модель мира, также стремится к простоте и наглядности, что доказывали бы стройность и совершенство Божественного миропорядка. Подчеркивающие движение вверх тонкие колонки в Реймсском соборе поставлены строго одна над другой, поэтому вертикаль не только нигде не прерывается, но еще и дополнительно таким образом акцентируется. В архитектурной системе миропорядка любая вертикаль должна гармонично сосуществовать с горизонталью: и тогда ярус больших арок нефа, второй ярус маленьких арочек (трифория) и, наконец, ярус почти что растворивших в себе стену окон - все эти горизонтали в "точке пересечения" с вертикалями опор ставят на них отметки-"насечки". Это значит, что в мире, как в хорошей таблице, любому элементу найдено ясное и гармоничное соответствие. Подобное соответствие в зрелой готике достигнуто между внутренним и внешним пространством храма: когда деление западного фасада тремя порталами точно соответствует трем нефам в интерьере.

Реймсский собор - важный этап на пути одухотворения каменной массы тела собора. Камень стремятся лишить (хотя бы зрительно) его тяжести. Так, высота нефа здесь вырастает до 38 м (и это еще не предел для готики), такие элементы, как арки и колонки, становятся выше и уже, - все эти бесчисленные, указывающие на Град Небесный "стрелки" стрельчатых арок становятся еще энергичнее в выражении одухотворенности.

Жажду дематериализации подчеркивают окна, которых в Реймсе много и которые здесь действительно почти заменяют стену: витражные стекла вместо каменной кладки под сводами нефа, но витражи помещаются (новшество именно Реймса) даже в порталы западного фасада. Наконец, зрелая готика XIII века привила архитектуре любовь к многочисленным деталям, превращающим камень в кружево. Необыкновенно вытянутые окна западного фасада Реймсского храма (тоже пронизанные светом и, следовательно, нейтрализующие тяжесть камня) становятся подобны натянутой тетиве стрел; вся поверхность собора испещрена вимпергами (острыми треугольными щипцами[2]), стрельчатыми и прихотливыми трехлопастными арками, напряженными нитями-колонками и каменными завитками-листьями краббов. Последние покрывают даже контрфорсы[3] (они снаружи принимают на себя основную тяжесть опор интерьера), т. е. наиболее нагруженные элементы, словно стремятся уверить всех в том, что им не тяжело нести свою ношу. Вероятно, такую архитектуру можно не только связать с великолепием дома Господня на земле, но и сравнить с человеческой душой, поднимающейся сквозь невзгоды и препятствия.

Помимо своих архитектурных особенностей Нотр-Дам в Реймсе - это еще и самый "населенный" готический храм. Исследователи насчитывают в нем 2303 статуи. И среди отличительных черт этого памятника нужно назвать ангелов в башенках (табернаклях), стоящих на контрфорсах по периметру собора. Они - вечные и бессменные небесные стражи, охраняющие собор. Кроме того, важно, что и в системе декорации готика стремилась к предельной четкости - так с помощью скульптуры и витража не умеющему читать прихожанину рассказывалось о священных событиях. Скажем, если на западном фасаде в центральной розе расположен витраж с "Успением" Марии, то над ним логично поместить "Коронование Богоматери" (скульптурное), и если с одной стороны от "Коронования" находится "Распятие", то с другой будет "Страшный Суд". События христианской истории выстраиваются таким образом, чтобы их можно было не только прочитать и понять их символическое значение.

Нотр-Дам в Реймсе - один из основополагающих камней в фундаменте готической архитектуры, стремящейся к предельной ясности и к предельной же одухотворенности. Хотелось бы верить, что защита ЮНЕСКО спасет этот памятник от новых перипетий. Памятник, в котором духовное "горение" сходящей на нет каменной массы повергалось в огонь пожара и который память истории не спасла от страшных политических разборок 1914 г.



[1] Принято выделять три этапа развития готической архитектуры: ранняя (XII век), высокая (XIII век) и поздняя готика (XIV-XV, а в отдельных случаях и XVI век).

[2] Щипец - верхняя часть стены здания, ограниченная двумя скатами крыши.

[3] Контрфорс (от франц. contre-force - противодействующая сила) - поперечная стенка, вертикальный выступ или ребро, усиливающие основную несущую конструкцию здания (преимущественно стену с наружной стороны постройки).


http://www.taday.ru/text/85661.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Дарья Курдюкова
Все статьи Дарья Курдюкова
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от учитель
29.03.2024 06:04
О красных и белых
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2024 00:26
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04