Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Продолженный полёт

Николай  Головкин, Храм Рождества Иоанна Предтечи на Пресне

26.12.2007

Среди юбилеев уходящего 2007 года были два, которые прошли более, чем скромно, незаметно, продемонстрировав невнимание России к своим героям. 6 августа исполнилось 40 лет со дня гибели, а 17 декабря - 90 лет со дня рождения заслуженного летчика-испытателя, Героя Советского Союза Юрия Александровича Гарнаева (1917-1967).

О его яркой, но непростой судьбе лишь время от времени напоминают снятые в разные годы документальные фильмы "Смертельная вертикаль летчика Гарнаева" и "Люди земли и неба". Имя Юрия Александровича Гарнаева носит благотворительный фонд помощи многодетным семьям и детям-сиротам "Русская Берёза", созданный в 2005 году в городе русской авиации - подмосковном Жуковском. Небесный покровитель фонда - святитель Алексий, митрополит Московский и всея Руси. Президент благотворительной организации - внучка Юрия Александровича Оксана Михайловна Гарнаева. Вместе со своей матерью - матушкой Галиной, дочерью легендарного летчика (она опубликовала пронзительную в своей искренности и любви к отцу книгу воспоминаний "Ты обещал вернуться...."), эта молодая русская женщина, мать четверых детей, дежурит у мощей святителя Алексия в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове.


Жизнь во имя Жизни

Когда-то мальчишки шли в авиацию, чтобы продолжить дело Гарнаева. Однако сегодня общество не спешит напомнить нынешнему поколению молодых (увы, мало кто знает не только, кем был Юрий Александрович Гарнаев, но даже его имя!), с кого надо брать пример. А в 1960-х оно звучало в СССР и за рубежом наравне с именем воздушного асса Валерия Павловича Чкалова.

Он родился 17 декабря 1917 года в маленьком домике на окраине небольшого городка Балашова.

"Юрий Гарнаев, - читаем в прекрасной книге "Проверено на себе", где собраны документы, дневники, воспоминания о Гарнаеве, его очерки и стихи, фрагменты незавершенной повести, - начал свой летный путь в тридцатых годах - время необычайного подъема и бурного роста нашей авиации. Имена участников перелетов были тогда так же знакомы и близки всем, как теперь имена космонавтов. Гарнаева томила страстная тяга в небо, тоска по крыльям - недаром в одном из лирических своих стихотворений он писал:

Прислонясь у низкого забора
В свете полыхающих зарниц,
Ты глядишь куда-то через горы,
Провожая перелётных птиц.
Все мечты и все твои желанья -
Вместе б с ними в облачную высь!
Караван крылатый, до свиданья,
Караван крылатый, возвратись!"

С авиацией маленький Юра познакомился в памятный первомайский день 1930 года, когда начальник Балашовской школы пилотов пригласил его на открытие школы летчиков, а затем и "покатал на настоящем самолёте".

В предвоенные годы был брошен клич: "Комсомол - на самолет! Дадим стране 150 тысяч летчиков без отрыва от производства".

В 1938 году Юрий Гарнаев поступает в авиационное училище. В мае 1939 года он был уже в числе двенадцати первых лейтенантов, окончивших летную школу.

Служба в истребительной авиации началась для него воздушными боями с японскими милитаристами. За активное участие в пограничном конфликте в районе реки Халхин-Гол лейтенант Гарнаев был награжден своей первой медалью "За отвагу". Вскоре он назначается инструктором Забайкальской военной школы пилотов.

В начале Великой Отечественной войны Гарнаев подает рапорт об отправке на фронт. Однако рапорт удовлетворен не был: опытный инструктор в школе "стоил" не одного десятка новых боевых летчиков. И, естественно, его опыт нужен был молодым авиаторам.

С августа 1942-го по декабрь 1944-го Гарнаев занимал должность командира авиационной эскадрильи в Улан-Удэ.

С декабря 1944-го по декабрь 1945-го - он штурман 718 авиаполка в городе Дальний.

Однако после Великой Отечественной войны нелепый случай отлучил Гарнаева от любимого дела. Как это нередко случалось в те годы, по злобному навету Юрий Александрович был осужден. Расплатой за незначительное нарушение ведения делопроизводства стал "скорый пролетарский суд" и заключение, из которого он вышел только 1948 году, без полной реабилитации.

Устроиться потом на летную работу было практически невозможно. Но и жить без неба, без авиации он не мог.

Добравшись до Подмосковья, с трудом, при содействии Михаила Громова, начальника лётной службы авиапрома, устроился мотористом в мастерские Лётно-испытательного института (ЛИИ) в Жуковском.

В 1950-е годы осваивались первые дозаправки топливом в воздухе. Дело новое и опасное. Юрий Александрович, который по-прежнему мечтал летать, согласился быть оператором сцепки. Лишь бы подняться в воздух, пусть и не пилотом.

Но "система" злопамятна и неожиданно напоминает о себе: осенью его увольняют без предупреждения и без объяснения причин.

Юрий с помощью друга Игоря Шелеста устраивается директором клуба "Стрела" в Жуковском. В это трудное время он встречает спутницу жизни Александру Семёновну.

В ЛИИ для испытания впервые созданного специального сиденья летчика - катапульты понадобился специалист с хорошей парашютной подготовкой. Дело было рискованным, опасным. Поэтому желающих испытать новое средство спасения летчика было немного.

Однако Юрий Александрович очень обрадовался этой возможности вернуться в авиацию. 24 декабря 1951 года он был назначен летчиком-испытателем ЛИИ имени М.М. Громова. Ему довелось первым испытывать высотные скафандры и возможности катапультироваться в них. Малейшая ошибка в расчетах могла стоить испытателю жизни. Гарнаев проделал это 7 раз. Бог милостив к Юрию Александровичу: из всех передряг он выходит живым и, едва встав на ноги, опять спешит на аэродром.

Друзья вспоминают, как однажды во время прыжка у него отлетел кислородный шланг. В скафандре воздуха - на несколько глотков. До земли - тысячи метров. Он без парашюта несется с бешеной скоростью навстречу земле и раскрывает купол в последний момент. Успевает. Первые его слова после приземления: "И все-таки я жив".

А сколько марок новой авиационной техники, испытанных им! Всего за 30 лет работы в авиации Гарнаевым было освоено 120 типов летательных аппаратов: вертолет, реактивный истребитель, пассажирский лайнер, бомбардировщик, экзотический аппарат - "турболет" (прообраз будущих самолетов вертикального взлета и посадки)...

Он не просто летал. А проводил самые сложные летные эксперименты. Там, где нужны были смелость, риск и грамотная оценка нового явления, связанного с поведением летательного аппарата в воздухе - там всегда был Гарнаев. Недаром его ценили и уважали опытнейшие ведущие инженеры и ученые летно-исследовательского института.

Рассказывает заслуженный летчик-испытатель РФ Петр Казьмин: "Однажды он турболёт у меня прямо из-под носа вырвал. Он сам выискивал и выхватывал самые опасные работы". Турболёт в отряде называли не иначе как летающей тарелкой. Как управлять аппаратом, у которого нет ни крыльев, ни винта? Но Гарнаев научился, одолел.

А потом были космические тренировки. Прямо в самолете. Гарнаев поднимал машину высоко в небо и пускал свободно падать. Так будущие космонавты Юрий Алексеевич Гагарин, Алексей Архипович Леонов, Владимир Михайлович Комаров, которые стали его друзьями, узнали, что такое невесомость.

Признанием выдающихся достоинств Гарнаева как летчика-испытателя явились неоднократные заграничные командировки в США, Египет, Австрию, во Францию, в которых он с достоинством представлял отечественную авиацию, стремясь доказать её превосходные качества.


"Вы первый человек из России, получивший такой диплом", - сказал Гарнаеву директор американской авиационной фирмы Сикорского, поздравляя его с вручением официального разрешения на право пилотирования самолетов над всей территорией Америки, даже вне международных трасс.

Особенно любил Гарнаев демонстрировать за рубежом новые советские вертолеты и их эксплуатационные возможности.

Удивление и восхищение иностранных специалистов вызывали такие продемонстрированные им качества вертолетов, как ювелирный монтаж тяжелых конструкций на ограниченных площадках, перенос на внешних подвесках куполов, колонн, мачт линий электропередачи.

За выдающиеся достижения в области развития авиационной техники в 1964 году Юрию Александровичу Гарнаеву было присвоено звание Героя Советского Союза.

В 1967-м на авиасалоне во французском Ле Бурже Юрий Гарнаев раздает автографы вместе с другом-тезкой Гагариным.

А через месяц, когда горела Французская Ривьера, огонь подходил к Каннам и Ницце, Париж попросил помощи у Москвы.

Конструкторы Миля в это время испытывали новый вертолет Ми-6. После показа на выставке Ле Бурже этот вертолет прозвали "поглотителем огня". И действительно, всего за несколько секунд он способен обрушить на очаг возгорания до 10 тонн воды, а с помощью специальной пушки создать самый настоящий водный барьер и не дать пожару распространиться дальше.

Главный испытатель Ми-6 Герой Советского Союза Юрий Александрович Гарнаев получил приказ собрать экипаж и взять курс на Францию, на Лазурный берег. Тогда выполнить столь сложную операцию на тех машинах мог только такой высококвалифицированный специалист, как он.

Перед отъездом, как и при каждой такой ответственной командировке, супруга Александра Семёновна († 4 августа 1982 г.) и дочь Галина вшили Юрию Александровичу в комбинезон главную охранительную молитву русского человека - "Живый в помощи Вышняго" (псалом 90). Время было такое: верующему человеку, особенно, когда он, как Гарнаев, занимался ответственной работой, прошёл "лагеря", открыто носить крест, молиться, а уж тем более посещать храм.

Их экипаж в той командировке во Францию делал в день до 30-ти вылетов. Набор воды, зависание над огнем как можно ниже, выброс - и снова на заправку к Средиземному морю... "Самое сложное, - писал Гарнаев в своем дневнике, - было войти в ритм".

Надо было подойти ювелирными движениями на многотонной громадине к очагу возгорания, снизиться до такого момента, когда тяга начинает обвально падать. И в этот момент, не снижаясь дальше, сбросить огнегасящую смесь.

О том, что каждую минуту рисковал жизнью, Гарнаев тогда не думал. Профессия такая - быть всегда на грани. Он называл это романтикой.

Вместе со своим экипажем он потушил 10 больших пожаров.

Удается спасти леса в Каннах и Ницце. Всё идет по плану до 6 августа 1967 года.

В тот трагический день на всю страну "обрушивается" сообщение ТАСС: "В воскресенье вечером, 6 августа 1967 года, во Франции при тушении большого лесного пожара, в сложных условиях гористой местности потерпел катастрофу вертолет МИ-6. Экипаж в составе: командира корабля - Героя Советского Союза, заслуженного летчика-испытателя СССР Ю.А. Гарнаева, второго пилота Ю.Н. Петера, штурмана В.Ф. Иванова, бортинженера С.А. Бугаенко, бортрадиста Б.Н. Столярова, инженеров-испытателей А.Я. Чулкова, В.П. Молчанова и двух французских специалистов: Сандоза и Тепфера - погиб".

Трагедия произошла в ущелье недалеко от города Ля-Ров. Французская комиссия (советских специалистов не допустили!), которая расследовала, как это случилось, пришла к такому выводу: огибая высоковольтную линию, Ми-6 ударился хвостом о скалу, после чего упал.

Что же в действительности могло послужить причиной гибели Ми-6? Может быть, советский вертолет уничтожили американцы - извечные конкуренты СССР на вертолетном рынке (обиделись на то, что Франция предпочла их технике советскую)?!

Появилось и другое предположение о причинах трагедии: диверсия со стороны одного из переводчиков, который обычно летал с экипажем. В тот день он почему-то на работе не появился, зато был замечен недалеко от места катастрофы с кинокамерой в руках.

Против этого переводчика, который, по стечению обстоятельств, оказался гражданином США, возбудили уголовное дело. Но через полгода кассета-улика исчезла, и дело закрыли.

Так, не дожив до 50 лет, ушёл из жизни один из выдающихся лётчиков своего времени, который оставил ярчайший след в истории русской авиации.

У Юрия Гарнаева, человека высокого интеллекта, человека интересного и красивого, осталось много друзей. Он и сейчас живёт в сердцах близких, в душах верных друзей, в конструкциях самолётов и вертолётов, которые надёжно летают и по сей день, потому что испытаны Гарнаевым.

В Чехове и Жуковском, Феодосии и Улан-Удэ, и многих других городах, где бывал Гарнаев, его именем названы улицы. Десятки школ, в том числе в Жуковском, носят его имя.

По словам друзей, силою своего примера он возвышал всю нацию, был самородком, испытателем-универсалом от Бога, большой души человеком, постоянно стремился что-то сделать для людей...

Таким Юрий Александрович запомнился сослуживцам и всем, кто знал Гарнаева. Таким через 30 лет предстал в их рассказах, обращённых к его внучке Оксане.

Советские и французские летчики, чья жизнь безвременно оборвалась тогда, при тушении лесных пожаров во Франции,- не просто спасатели, которые профессионально исполняли свой долг. Они, не пощадившие "живота своего за други своя", - спасители многих тысяч людей.

Поэтому промыслительно, что 40-я годовщина катастрофы совпала с днем, когда в Москву при содействии Фонда "Андреевский Флаг" и ряда других общественных организаций речным крестным ходом был доставлен Большой Поклонный Крест, освященный на Соловках епископом Бронницким Амвросием. Его установили перед храмом Новомучеников и Исповедников Российских в Бутове. Через два дня, 8 августа, в память о 70-летии массовых расстрелов здесь поминали всех "за веру и правду пострадавших".

А во Франции на месте катастрофы, где до сих пор покоится прах сгоревших дотла лётчиков (памятник Юрию Александровичу Гарнаеву на Новодевичьем кладбище в Москве стоит на условной могиле!), до сих пор не растёт трава. Здесь до сих пор нет Памятного Креста. 6 августа и 17 декабря, как и в течение этих 40 лет, здесь не служились панихиды...

(продолжение следует)

Николай Головкин, член Союза писателей России

http://www.ioannp.ru/publications/34059



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме