itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Рядом с детством

0
166
Время на чтение 5 минут
Вы можете себе представить, что хотя бы одну ночь проведете вне стен собственного дома, например, на теплотрассе, кутаясь во сне в засаленную телогрейку и натягивая драную шапочку по самые уши? Можете себе представить, что вы, в тщетной попытке согреться в лютый мороз, будете пить дешевый портвейн и греться у костра прямо посреди города? Можете себе представить, что вы - бездомный человек, лицо без определенного места жительства, попросту - бомж? Наверное, не можете. А помочь тем, кто остался на улице, хотите? Отвечая на этот вопрос, важно помнить и знать, откуда берутся бездомные. И - куда они уходят...

Диакон Димитрий Васильев завершает этой статьей цикл о тех людях, для которых дом - улица...

Каждому человеку что-то нравится в окружающем его мире, а что-то, бывает, раздражает. Мы быстро привыкаем и к хорошему, и к плохому - ко всему, что происходит в нашей жизни более-менее постоянно. И никто не удивляется тому, что сегодня люди, люди современного мира, стали жесткими, недобрыми, порой - жестокими.

Действительно, если ты живешь сегодня, тебе необходимо ежедневно быть в форме, уметь кусаться, если нужно, уметь уклоняться от чужих укусов; также требуются элементарные знания техники безопасности жизнедеятельности и основ дипломатии, чтобы даже, образно говоря, откусив кому-нибудь полголовы, сохранять дружественный вид и при этом не нарушить норм этикета. Одним словом, мир становится похож на темный лес, человек человеку все более - волк, а всяким щенятам и совсем беззубым зверушкам в этом лесу однозначно не место. Кто-то возразит, что человек человеку сейчас уже даже не волк, а бревно, но я отвечу, что это лишь иная форма защитной реакции организма: хоть и само беззубое - но зато и другие не подступятся...

...Да, так вот - у человека есть универсальная способность привыкать ко всему: и к грязи, и к комфорту, к шуму, к одиночеству, к богатству и к бедности... Причем к чужой бедности привыкнуть как-то намного проще, чем к своей собственной. И лишь приближаясь к человеку, впуская его в свою жизнь, понимаешь, как хорошо, слава Богу, живешь ты по сравнению с ними и как, в сущности, смешны твои проблемы, твой мелкий жемчуг по сравнению с его жидким супом. Но только вот многих ли мы так близко к себе подпускаем?

Третий год на паперти нашего храма живет "семья" бомжей, о которых я уже писал,- Ольга и Николай. Три года назад он подобрал ее где-то в трущобах, в одном из таких мест, о которых не хочется даже думать. Она не умела толком даже разговаривать и смотрела на жизнь глазами человека, родившегося в пещере. Но кто знает, каким образом Николай смог вернуть ее к вполне осмысленной жизни? Однажды, когда Николая положили в больницу с отмороженными ногами, Ольга встретила на проспекте одного из священников храма и рассказала, что у нее нет денег на бинты своему другу, без которого она была совсем беззащитна и ее легко прогоняли с паперти другие, более крепкие физически нищие и даже дети. Батюшка купил лекарства и фрукты для Николая, отдал прямо у магазина пакет с покупками. "А что передать Коле?" - спросила Ольга. Было не совсем понятно, о чем она. Потом сомнений не осталось: считая священника из храма "своим", Ольга, чей разум остался детским, всем своим сердцем чувствовала, что только материальной помощи больному будет недостаточно - необходимо теплое человеческое слово, просто приветствие, которое она и передала потом Николаю в больницу вместе с хрустящим пакетом фруктов.

Сейчас мы всерьез опасаемся, что они не переживут грядущую зиму. У Николая есть возможность уехать в деревню к сестре, которая готова приютить его, он вот-вот получит паспорт. Об Ольге здесь речь не идет - ее придется оставить на волю Божию. Но такой вариант Николаем даже не рассматривается, не зря же он при случае цитирует Евангелие, спорит с церковными сторожами о вечном, знаком с трудами Сергея Нилуса. Загадочный человек, вот только зиму эту он может уже не пережить, а Ольга будет с ним рядом, что бы ни случилось...

...Бездомные люди живут на теплотрассах, одеваются на мусорках, питаются вообще непонятно где. Но мы привыкли к ним, к людям без определенного места жительства, наряду, страшно сказать, с теми же мусорками - как к неизбежному отходу цивилизации. Они, в свою очередь, привыкли к нам, впрочем, опять же, как и к мусоркам, ибо, если не помогут живые люди, помогут свалки, не на одной, так на другой найдется что-то полезное. Нас объединяет эта привычка - ни мы, ни они не любим, не хотим смотреть на жизнь по ту сторону своих стереотипов. Мы для нищих - почти как полубоги, а они для нас... Кто они для нас? Каждый должен здесь отвечать сам за себя. Только должен предупредить - отношение к частному легко перенести и на целое.

Я не зря упомянул в начале о животных в лесу, о волках и волчатах, о прочих зверушках и бревнах. Чарльз Дарвин, кажется, все же в чем-то был прав: пусть его теория эволюции давно уже не является незыблемой твердыней, но теория естественного отбора работает, как часы, по крайней мере, в условиях капиталистического государства точно. Причем "дарвинистское" отношение к людям особенно заметно на примере бомжей. Миру нет до них дела, он словно говорит: захотите - выживете, а нет - так и не надо, без вас даже лучше - никто не вызывает чувства жалости, этого неприятного чувства, мешающего предаваться своим наслаждениям. А бездомные люди все равно хотят жить, цепляются за реальность разбитыми пальцами, с каждым днем сползая все ниже и ниже. Говорят, на улице не живут дольше трех лет - третья зимовка под открытым небом убивает любого. Не знаю, правда ли это, но я почему-то верю.

На смену ушедшим с паперти в жизнь вечную приходят новые, чтобы уйти в свою очередь за предшественниками, а ведь значит, что до того они все-таки где-то жили, работали. Где-то. А потом что-то случилось. Украли документы на вокзале, или обманом отняли жилье, или просто выгнали из дома. А может быть, тоска поселилась в сердце и увела человека из привычной успешной жизни, но никуда довести не смогла - так и застрял бедолага, как будто между мирами: ни в люди вернуться, ни к зверям уйти. Ах, если бы можно было убежать в детство! В желто-зеленое детство с голубым небом и алой улыбкой матери... Ведь, может быть, именно там остался их настоящий дом? Кто-нибудь видел, как радуется взрослая женщина в лохмотьях фруктовому мороженому в стаканчике, которое ей подарили вместо десятки "на хлеб"? Кто-нибудь слушал восторженный лепет бездомного старика, мечтающего, как следующим летом он поедет к сестре в другой город, ведь десять лет тому назад она писала ему в письме, что так соскучилась по брату? Видел ли кто, как спят они, обнявшись, чтоб было теплее, с безродной дворнягой где-нибудь в заброшенном сарае? Так дети спят, обнявшись с плюшевым мишкой...

Может быть, один из решающих факторов, влияющий на то, что бомжи, именно бомжи, живут не в квартирах, а на улицах,- именно детское восприятие жизни? Они не хотели, чтоб их кусали, но при этом не хотели кусаться сами. Они честно называли вещи своими именами, за это теряли работу, оказывались в тюрьмах, потом - на улицах. Они не умели лгать, потому не смогли приспособиться к современному ритму жизни, а мир свирепо сминает своею поступью любого, кто в одиночку отказывается жить по его законам. Год - и ты в грязи. Два - и ты в язвах, третий год, как правило, становится последним для большого ребенка. Господь приготовит дом для того, кого оставили без дома другие люди.

Может быть, есть и иные причины, сделавшие бомжей бомжами, я не эксперт по нищим, я лишь пробую на протяжении вот уже нескольких лет понять, кто же они такие. Если несчастные волчата или старые, но загнанные в ловушку хищники, то кто же тогда я - более успешный волк или индифферентное бревно? Как-то не хочется быть ни тем, ни другим представителем флоры и фауны, хочется быть просто человеком и помнить, что нужно дать возможность и другим людям сказать о себе то же самое. А главное - необходимо для себя уяснить раз и навсегда, что все мы люди, все мы дети Божии - кто помладше, кто постарше, и Господь потом строго спросит со взрослых, почему не следили за малышами. Что мы тогда Ему сможем ответить? Дай Бог, чтоб нашлись тогда те, чье "спасибо" решит нашу участь не в худшую для нас сторону.

http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=4514&Itemid=4
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Диакон Димитрий Васильев
Все статьи Диакон Димитрий Васильев
Последние комментарии