itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

... и Господь покажет тебе красоту!

0
664
Время на чтение 3 минуты
Священнослужитель, увлекающийся фотографией, - это еще лет десять назад казалось фантастикой. Сейчас такое встретишь хоть и не на каждом углу, но все же иногда бывает. "Фома" не раз публиковал такие подборки. И в каждом случае задаешься вопросом: для священника это просто хобби, никак не связанное с его основным делом, или же претензия на некое новое слово в искусстве? И есть ли все-таки какая-то связь между его жизненным выбором - нести людям Слово Божие, и тем, что и как он фотографирует?

Священнику Николаю Балабаеву в этом году исполнилось шестьдесят лет - и из этих шестидесяти он одиннадцать лет служит в храме во имя Владимирской иконы Божией Матери в селе Кресты Борского района Нижегородской области. "Село у нас небольшое, - говорит отец Николай, - народу почти и нет. Разве что летом появляются дачники, а так - несколько жилых домов. Зимой только к ним тропинки протоптаны и дым из труб вьется, а все остальное занесено снегом".

А до того как стать священником отец Николай - вернее, тогда еще просто Николай Балабаев - был искусствоведом, преподавал в инженерно-строительном институте изобразительное искусство. Потом жизнь сложилась так, что начал воцерковляться, работал в церкви сторожем и преподавал школьникам изобразительное искусство на православной основе - а там уже духовный отец благословил его рукополагаться. "Должен сказать, - замечает отец Николай, - что священный сан я принял не с восторгом, а скорее со страхом: передо мной открывалась новая, непонятная жизнь. Впереди огромная ответственность. Справлюсь ли я? Потяну ли?"

Но это все о жизни, а как же фотография? Первый свой снимок он сделал еще в шестидесятых годах, когда учился в Горьковском художественном училище. Позднее он много ездил по русской провинции, снимал разрушенные монастыри и храмы, остатки фресок, иконы. Все это, по его словам, носило прикладной характер, без малейшей претензии на художественность.

А много позднее, когда отец Николай был уже диаконом, у него обокрали квартиру и, помимо всего прочего, украли фотоаппарат. Ну что же, решил он, на все воля Божия, и когда, после рукоположения в сан священника получил назначение в село Кресты - не стал вновь приобретать фотокамеру. "Я подумал, что сейчас я просто любуюсь на природу, а будь фотоаппарат - стал бы строить кадр, искать сюжет, и это отвлекло бы меня от моих обязанностей, от священнического служения". Долгое время он так и жил, без фотокамеры. "А потом мне ее подарили для чисто технической цели. И чего я боялся - то и случилось. Я увлекся...".

Прихожане отнеслись к увлечению священника довольно спокойно, а вот дачников это поначалу шокировало. Как-то, увидев его с фотоаппаратом на колокольне, решили, будто поставили батюшку в неловкую ситуацию, подглядев его за этаким неподобающим священнику занятием. Понемногу, однако, привыкли. "Тем не менее, я осознаю эту проблему, - говорит отец Николай. - Все-таки фотография для меня - лишь увлечение, а священство - и профессия, и смысл жизни. Нельзя ломать эту иерархию ценностей, ставя увлечение на слишком высокое место - это может помешать главному".

Разумеется, искусствоведческая подготовка отца Николая сказалась и на его фотографиях. "Бывает, что снимаешь какой-нибудь пейзаж - и просто видишь, как этот же пейзаж такой-то художник написал бы так, а такой-то - вот этак. Тут у нас импрессионизм, тут супрематизм... Некоторым картинам можно сопоставить соответствующие фотографии - соответствующие не в смысле внешней схожести, а несущие то же настроение. Иными словами, - поясняет священник, - в природе есть все. Не обязательно сидеть в прокуренных, пропахших скипидаром и красками мастерских - можно просто ходить и смотреть, дышать свежим воздухом, и Господь покажет тебе такую красоту, какую не выдумать ни одному художнику".

Отец Николай по большей части фотографирует природу. Причина понятна - вокруг почти и нет народу, глухое село. "Мне было бы очень интересно снимать людей, - вздыхает он, - но не получается. Едва лишь я начинаю фотографировать, все застывают. Разве только исподтишка. Но представьте, как это батюшка исподтишка подкрадется?" То ли дело природа! "Ее не напугаешь, не заставишь притворяться. Она всегда естественна. Правда, дублей она не терпит, надо уловить момент, всегда неповторимый. А вот натюрморт мне не слишком интересен. Казалось бы, это самое простое - можно как угодно расположить предметы, поставить свет, все рассчитать вплоть до нюансов. Но не случайно же "натюрморт" дословно переводится как "мертвая природа". А в живой природе есть не только солнечный свет, но и Божий, есть присутствие благодати. Если это ощущение фотограф сумел передать - значит, перед нами настоящая удача. Художнику или, тем более, иконописцу это может быть дано более явно, но и фотографу - бывает, что открывается. Либо Господь покажет это тебе, либо нет - что-то тебя отвлечет, или пленка закончится, или просто будешь смотреть - и не увидишь".

http://www.foma.ru/articles/1332/
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Виталий Каплан
Наталья Трауберг: Путь в пространство красоты
О христианских сказочниках
22.09.2014
Зачем школьникам Евангелие?
Митрополит Меркурий о православной культуре, детях и вере
06.09.2014
Образование в церковных стенах
Директор православной гимназии о детях, родителях и учителях
13.02.2014
Все статьи Виталий Каплан
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 03:37
О красных и белых
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2024 00:26
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04