Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

"Образование от слова "Образ"

Игумен  Петр  (Еремеев), Православие на Дальнем Востоке

13.12.2007


Интервью игумена Петра (Еремеева) журналу "Словесница искусств" …

- Отец Петр, как лично Вы воспринимаете сегодняшнюю ситуацию на Дальнем Востоке, в Хабаровске крае с точки зрения развития Православия?

- Я приехал в Хабаровск летом 2005 года, вскоре после назначения прорек-тором новообразованной семинарии. Очень хорошо помню первое впечатление от знакомства с городом, с церковной жизнью. Меня потрясли великолепные храмы, Петропавловский монастырь, построенные совсем недавно. Я совсем не ожидал увидеть такой вполне столичный уровень церковного зодчества и вкуса. Впечатление усилил рассказ владыки Марка о грядущей закладке семинарского комплекса, предстоящих освящениях и строительстве десятков храмов. Во всем виделась продуманность и целеустремленность: строительство храмов, устроение общин, подготовка священнослужителей. Конечно, возрождение Православия на Дальнем Востоке трудно сравнивать с ситуацией в епархиях в европейской части нашей страны. Другие средства и возможности, другая история. Церковь подверглась здесь тотальному уничтожению. На весь этот огромный регион в советский период было несколько храмов, остальные же были разрушены. Искоренялись и народные традиции, которые сохранили, например, в жителях Черноземья или Кубани историческую память о православных корнях. Здесь иначе следует оценивать результаты и перспективы православной миссии, нежели чем в Москве или Воронеже. Любая церковная работа там имеет ощущаемый почти сразу результат, а на Дальнем Востоке пока все еще происходит накопление духовного опыта, знакомство с Православием. Обезвоженная почва народной души все еще без остатка впитывает любое количество живительной духовной влаги. Но наступает день, когда то там, то здесь количество переходит в качество. Один священник, делясь со мной мыслями по этому поводу, рассказывал, что порой возникает даже ощущение "холостого хода": трудишься день и ночь, а результата нет и нет, и вдруг - словно почва под ногами двигается, происходят скорые, разительные перемены: люди словно просыпаются.

- Хабаровская духовная семинария стала первым на Дальнем Востоке высшим учебным заведением, которое готовит священнослужителей, и это, пожалуй, одно из важнейших событий в жизни Церкви. Теперь, по прошествии двух лет, наверняка уже можно говорить о каких-то результатах.

- Наша семинария создавалась буквально с нуля, без предварительной подготовки, как это обычно бывает: сначала открывается духовное училище, и лишь по прошествии двух-трех лет, после серьезного анализа, его преобразовывают в семинарию. В нашем случае ситуация, видимо, и для Святейшего Патриарха, и для членов Священного Синода была прозрачна и понятна: если Хабаровск вызывается создавать семинарию, то для этого есть необходимые ресурсы и силы. Сегодня у нас без малого 100 студентов. Половина из них обучается на очном отделении, половина на заочном.

Серьезные оценки можно будет давать после первого, второго, третьего выпусков. Пока я могу охарактеризовать лишь качество подготовки приходящих абитуриентов и качество преподаваемых знаний, потому что с удовольствием наблюдаю за деятельностью преподавателей, которые приезжают на Дальний Восток сразу после окончания Московской и Петербургской духовных академий.

База знаний абитуриентов очень разная: люди приходят сразу после школы, вузов, армии. К каждому необходим индивидуальный подход. И то, что молодые преподаватели находят общий язык с каждым студентом, я считаю педагогическим успехом нашей семинарии. Благодаря прекрасному коллективу наша семинария вполне успешно осуществляет учебно- и научно-методические разработки. Речь идет об учебно-методических комплексах, пособиях по текущим дисциплинам, о подготовке и издании книг по тематике изучения тех или иных курсов семинарской программы, о подготовке пособий для поступающих.

Все вместе взятое: педагогическая практика наших преподавателей, их активная церковно-общественная деятельность и жизнь, конечно же, созидает традиции и дух семинарии. Для наших преподавателей работа в семинарии не просто распределение после академии, а реальная возможность претворить свои долгие семинарско-академические замыслы в своем служении священническом и преподавательском. Конечно, это вдохновляет и студентов, они начинают учиться с интересом, ищут возможности реализовать на практике полученные знания. Они с удовольствием помогают священнослужителям во время богослужений, участвуют в миссионерских походах, сплавах, крестных ходах.

Большой проблемой, конечно, является ограниченный срок пребывания преподавателей в Хабаровске. Спустя два-три года, по окончании командировки, они возвращаются в родные места. На их место направляется новая смена, но стабильности это не добавляет. Единственное решение - подготовка собственных кадров. Этим мы сегодня активно занимаемся. Из числа учащихся уже сейчас выделяются студенты, имеющие те или иные научные интересы. Нашей задачей мы видим обеспечение возможности их специализации в рамках семинарской программы, после этого последует обучение в российских духовных академиях и научная специализация в зарубежных богословских центрах. Вместе с тем мы стараемся привлекать преподавателей светских вузов нашего города.

- Семинария всегда принимает активное участие в духовных, научных, творческих акциях, нередко выступает в роли организатора, и это делает ее одним из образовательных и культурных центров нашего региона.

Говоря о внешних направлениях деятельности семинарии, нужно отметить, что наши преподаватели и студенты в большинстве своем люди, обратившиеся ко Христу в молодом возрасте. Кто-то пришел в храм в школьные годы, другие после армии или вуза. Поэтому они продолжают себя считать частью общества, и это естественно. Сегодня тот комплекс неполноценности и отрешенности от общества, навязываемый священнику атеистическим государством в советское время, в лице молодого поколения христиан себя изжил.

В этом отношении в отличие от многих, скажем так, людей неверующих, христиане не отделяют себя от жизни государства и общества. Мы граждане России, и каждый считает себя вправе участвовать в жизни страны. Более того, православное мировоззрение предполагает даже понуждение себя к участию в общественной жизни, поскольку, живя в этом мире, заботясь о государстве, о людях, населяющих твою страну, ты готовишь себя к жизни в Отечестве небесном.

Именно поэтому наши преподаватели и студенты принимают активное участие в культурной жизни города и края, во многих общественных акциях и мероприятиях. Большое значение мы придаем взаимодействию с научной общественностью, с вузами Дальнего Востока.

- Отец Петр, почти десять лет Вы были главным редактором студенческого журнала Московской духовной академии и семинарии "Встреча". При Вашем непосредственном участии Хабаровской духовной семинарией был создан информационный портал "Православие на Дальнем Востоке". Какие еще издательские проекты осуществлены или могут появиться в ближайшее время?

Создавая информационный портал "Православие на Дальнем Востоке", мы рассчитывали, что, формируя редакцию ресурса из числа студентов и преподавателей, мы закладываем основы для нашей будущей издательской деятельности. Pravostok.RU сегодня - это полноценный информационно-аналитический ресурс с ежедневными обновлениями. Здесь активно работают несколько студентов, которые, возможно, встанут у истоков издательско-информационного центра семинарии. Силами редакции портала уже издано Пособие для поступающих в семинарию, сборник материалов научной конференции "Христианство на Дальнем Востоке", готовится к изданию еще ряд книг. Вообще издательское дело в любой семинарии имеет важное значение. Когда я учился в Ставропольской семинарии, на втором курсе мы стали издавать газету "Православное слово". Главным редактором был ректор нашей семинарии, а студенты, четыре-пять человек, выпускающими редакторами, сменяющими друг друга. Таким образом, у нас было время подготовить очередной номер газеты, не отрываясь от учебного процесса. И я тогда обратил внимание, насколько сильно развивает человека занятие таким делом, как донесение полученных тобой знаний до читателей с разным уровнем воцерковленности. Расширяется кругозор, появляются новые интересы, новые направления деятельности.

- Какие еще задачи Вы перед собой ставите?

Для нас главное сегодня, во-первых, разработать полноценную учебно-методическую базу для обеспечения учебного и воспитательного процессов, во-вторых, сформировать хорошую библиотеку.

Еще одна важная задача максимально обустроить семинарию. Для этого сейчас мы специально заказываем у хабаровских и московских художников произведения искусства. В семинарии все окружение святые иконы, картины и другие предметы искусства должно воспитывать в студенте интересную, содержательную личность.

Материально-техническая часть в исходном варианте благодаря попечению нашего губернатора В. И. Ишаева находится на исключительно высоком уровне. Текущее же содержание семинарии обеспечивает Хабаровская епархия. Мы можем только возблагодарить владыку Марка, который понимает, что церковное строительство должно идти одновременно с внутренним обустройством Церкви. Можно возвести прекрасные храмы, но кто будет в них служить, кто будет наполнять их пением, благовестием о Христе?

Беседовала Елена ГЛЕБОВА

http://pravostok.ru/ru/journal/modern/?id=518



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме