itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Русские в Эстонии

Новости Москвы 
0
150
Время на чтение 7 минут
Автономные Церкви в юрисдикции Московского Патриархата имеют отличия, обусловленные культурными, историческими и политическими особенностями тех стран, на территории которых они находятся. Этот материал посвящен проблеме конфликта идей и ценностей в среде прихожан православных храмов Эстонии.

Недавно на службу в наш храм пришел прихожанин-эстонец, которого я не видел со времен апрельских событий, связанных с переносом памятника Воину-освободителю в Таллине. За долгое время накопилось множество вопросов и проблем, поэтому, когда среди прочего разговор зашел о тех волнениях, я не слишком удивился. Надо отдать должное этому человеку - он никого не обвинял, лишь поделился тем грузом переживаний, которыми отозвалось в его сердце все происшедшее. Он стоял рядом со мной - простой человек, старающийся быть православным, - а его слова, не совсем грамотно произносимые, но искренние, в очередной раз свидетельствовали об огромной разнице в понимании исторической правды, существующей между нами.

Слушая его, я подумал о том, что проблема исторической правды существует не только в медиа-поле, не только для историков, политиков и журналистов. Не в последнюю очередь за ней стоит объективный конфликт менталитетов, противостояние двух столь разных образов мышления и жизни - "Запада" и "Востока", протестантской Европы и восточно-христианской, православной России. Рассуждая об этом, я невольно задумался о том, каков же менталитет нашей паствы, паствы Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата? Кто мы в этом конфликте? Какие факторы определяют нашу близость к тому или иному берегу? Каковы перспективы миссии Церкви в этой среде?

Для того чтобы ответить на эти вопросы, приходится принять за основу один очевидный факт - в русскоязычной среде Прибалтики нет единства даже внутри той или иной отдельной страны. В данный исторический момент эта среда существует в конфликте идей и ценностей.

Кто Я?

Советская политика в области трудовых ресурсов ввергла в плавильный котел внутренней миграции огромное множество людей. Оторванные от привычной языковой и культурной среды, они волей-неволей приблизились к тому образу, который назывался "советским человеком". Но политические процессы 80-90-х нанесли этой искусственной общности сокрушительный удар: началась дезинтеграция относительно единого русскоязычного социума. Это была культурная катастрофа, поскольку русскоязычное общество Прибалтики, не имея самовоспроизводящейся гуманитарной элиты, не успело дорасти и до самодостаточности. В одночасье оказавшись нежеланными гостями национальных демократий, отделенные от исторической (и уже изрядно подзабытой) Родины границей и бытовыми интересами, они неожиданно оказались под гнетом ответственности за свою собственную культурную судьбу. Падение "железного занавеса" окончательно разрушило хрупкую стену, защищавшую их от давления "западного" менталитета, носителями которого в той или иной степени оставались прибалтийские народы. Конечно, смещение менталитета ("озападнивание") наблюдалось и до "перестройки" - для русскоязычной общины Прибалтики это давний и объективный процесс, своего рода постоянный вектор развития.

Новая жизнь, резко усилившееся культурное и языковое давление оказались для русскоязычной среды сильнейшим вызовом, которому не нашлось единого ответа. Следствием стало расслоение русскоязычной среды - расслоение не только и не столько экономическое, сколько социально-культурное. Те, кто смог рискнуть относительно высоким уровнем бытового комфорта, уехали. Те же, кто остались, оказались перед лицом необходимости ответить на вопрос "кто я?" - без этого построить свое существование в новых условиях не представлялось возможным.

Можно сказать, что на этот вопрос русскоязычные жители Прибалтики дали три разных ответа: "я русский", "я русский, но не россиянин", "я знаю только то, что я родился здесь". На этих ответах, в свою очередь, базируются три пути самореализации: консервация, интеграция и ассимиляция, и, соответственно, три условных группы, на которые разделилось большинство русскоязычного населения.

Консерваторы

Для людей первого (консервативного) типа родина находится на Востоке, ее столица - Москва, а Церковь (если они религиозны) - Русская Православная. Им не надо задавать уточняющего вопроса, если речь идет о победе "наших" на футбольном поле. Для них характерно поддержание тесных культурных связей с Россией и российское гражданство, регулярное участие в выборах, хотя мало кто из них готов воспользоваться возможностью возвращения на родину - слишком высока степень привязанности к материальным благам, к комфорту западного образа жизни. В Эстонии таких людей немного, и в жизни местного русскоязычного сообщества они не играют заметной роли. Это отстраненность живущих на чужбине и осознающих этот факт.

Большинство прихожан нашего Пантелеимоновского прихода города Палдиски принадлежат именно к этой группе. После Великой Отечественной город был закрытой военной базой, и, в силу известных причин, здесь сложилась "маленькая Россия". Те, кому довелось пожить в военных городках времен СССР, легко поймут, о чем идет речь. В 1994 году российский военный флот ушел, кто мог - ушли вместе с ним, но многие остались. Те, кто постарше, остались жить в этой "маленькой России", и живут в ней до сих пор. И так дело обстоит не только у нас - во множестве городов и селений "маленькая Россия" продолжает существовать, сохраняя как определенный стиль русско-советского отношения к миру и человеку, так и проявляя несомненные признаки его увядания. Можно предположить, что постепенно на остатках этой группы сложится небольшая колония российских граждан, обслуживающая интересы бизнеса и культуры метрополии.

Интегративисты

Для представителей второй группы (сторонники интеграции) восстановление своей идентичности является противоположностью превращению в маргинала на окраинах Европы. Но для них "быть русским" - это лишь осознание своей "инаковости" по отношению к эстонцам. Они уже четко отличают себя от жителей России в культурном и ценностном плане и перспективы свои видят только в Прибалтике или в Европе. Россия для них - вполне чужая страна, и поездка туда - это просто туризм. Их политические интересы редко выходят за пределы Прибалтики. Как правило, они имеют гражданство страны проживания; те, кто помоложе, владеют местными языками, активно участвуют в экономической и политической жизни страны (и связаны с ней на долгие годы через банковско-кредитную систему). В целом они ощущают себя европейцами более, нежели русскими ("русскость" для них - внутриэстонское качество). Для них либеральные ценности западного мира не идол, но и не пустой звук - они просто ими живут.

Представители этой группы наиболее открыты для западных СМИ (иностранные языки знакомы многим по опыту жизни и работы на Западе), и в русскоязычной среде они нередко являются источником "альтернативной" информации. Именно среди этих людей (если они обращаются к Церкви) велик спрос на "европейское православие": они осознают свою идентичность, но ориентированы на преимущества западного образа жизни, и поэтому в своей вере, как правило, являются приверженцами идеи религиозной свободы (которая противопоставляется господству буквы и обряда). Среди них вы не встретите "борцов с ИНН" или напряженных апокалиптических чаяний - это люди действия, которым для объяснения своих неудач и просчетов нет нужды в "жидо-масонах" или других фундаменталистских схемах. Кроме того, в этой среде довольно велик процент "сознательных" агностиков - впрочем, это может быть проявлением современной западноевропейской ментальности. Иными словами, в религиозном отношении эта группа неоднородна.

Ассимилянты

Третья группа "просто живет", но в ней наибольшее количество маргиналов: язык страны пребывания они знают редко, гражданства, как правило, не имеют, а если и хотели бы его получить, то лишь для того, чтобы получить возможность свободного передвижения по Евросоюзу. Впрочем, и в отношении российского гражданства для них важен лишь фактор свободы перемещения (или отсутствия таковой), то есть понимания гражданства как устойчивой совокупности прав и обязанностей у них нет. В религиозном отношении представители этой группы чаще всего индифферентны, и в целом культурные запросы у них невысоки. Определяющими для них являются материальные условия существования. В церковном отношении в этой среде максимален запрос на "отправление культа", голый обряд. В то же время многие из этих людей являются носителями старых антицерковных "страшилок" советской эпохи.

Именно в этой группе наиболее ярко проявляется тенденция к ассимиляции - например, в смене фамилий на национальные (представители первой и второй групп в состоянии обойтись без подобной мимикрии). Это касается и политических убеждений - во время "Бронзовой эпопеи" основную массу защитников монумента составляли представители первой и второй групп, а представителей этой группы было незначительное меньшинство.

В любом случае, все эти три условные группы роднят именно устойчивые изменения, произведенные долгим соседством с людьми западной ментальности, и это - существенный фактор, определяющий, в том числе, и реалии церковной жизни Прибалтики.

Перспективы

Несмотря на существующее разделение, русскоязычные жители Прибалтики (в нашем случае жители Эстонии), осознающие себя православными, в подавляющем большинстве являются членами Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата, и в обозримой перспективе это неизменная данность. Почему? Потому что для представителей первой и второй групп, ЭПЦ МП, помимо ее собственно евангельской функции просвещения и крещения, является мощным инструментом поддержания собственной идентичности - это своего рода мостик в Россию, путь к себе. Для третьей группы - это источник аутентичного (и, стало быть, действенного) обряда. В этом - истоки верности Церкви-Матери даже невоцерковленных христиан, не оперирующих каноническими категориями: нарастающая разница менталитетов будет увеличивать разрыв с русской жизнью и современной русской культурой, но не с Русской Церковью.

При существующем направлении развития умов, в Православных Церквях Прибалтики со временем возрастет роль людей европейской ментальности, и здесь для нас особое значение приобретает опыт существования православия в западном мире, особенно опыт Русской Православной Церкви Заграницей. Здесь наиболее важен ее навык сохранения традиции и здорового консерватизма в условиях западного общества, без фундаменталистского противопоставления ему. С другой стороны, у "европейского православия" нам необходимо учиться действовать в условиях мультикультурности и мультирелигиозности, учиться совершать свою апостольскую миссию с учетом фактора человеческой свободы - только так мы можем не потерять социально и экономически активную "вторую группу": формула "русский - значит православный" в условиях пробуждения западного менталитета уже совершенно неэффективна.

Что касается Эстонии, то принципиально важной задачей является живая миссия в эстонской среде. Сейчас на ее пути, помимо нашей замкнутости, стоит мощный идеологический барьер со стороны самих эстонцев: для большинства из них православие - это "русская вера", нечто унижающее их обостренное национальное чувство. Поэтому полагаться на то, что "гора пойдет к Магомету", нельзя - "Магомету" надо идти к "горе". Активная миссионерская работа Церкви могла бы помочь настоящей интеграции, разрушая идейное средостение между русскими и эстонцами, вовлекая и тех и других в "общее дело" Христово, задавая общий вектор ценностей и предоставляя возможность живого общения и узнавания друг друга.

Cвященник Алексий Колосов - настоятель храма вмч. Пантелеимона,

г. Палдиски, Эстония

http://tserkov.info/numbers/churchsociety/?ID=2378
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Алексий Колосов
Все статьи Священник Алексий Колосов
Новости Москвы
Ликвидация пятой колонны будет проходить в ходе Большой войны?
О теракте в Красногорске и положении в стране
28.03.2024
Хатынь двадцать первого века
России нужен уголовный кодекс военного времени
28.03.2024
«Уйти от этих вопросов не получится»
Об ошибках в миграционной политике
28.03.2024
«Мы должны осознать важность каждого человека, который призван Богом к жизни»
В Москве прошла IV научно-практическая конференция «Ценность каждого»
27.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Р.Б.Павел
28.03.2024 18:10
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 16:24
В чём смысл этой бойни?
Новый комментарий от АБС
28.03.2024 16:13
Нож в спину воюющей России
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 15:51
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 15:44
«Уйти от этих вопросов не получится»
Новый комментарий от Александр Уфаев
28.03.2024 15:40