Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Берегись! Желтая пресса! Заложники драйва

Наталья  Гурова, Татьянин день

11.12.2007

Двусмысленный заголовок этой статьи - намеренное подстрекательство. Какие мысли возникли у вас после прочтения? Да, желтая пресса - опасное искушение! Бежим, спасаемся - желтая пресса наступает! Или наоборот, желтая пресса берегись нас, читателей. Вариаций много, идея одна - перед нами гедонистический заголовок, произвольно настраивающий на драйв-мышление. Что это, узнаете из текста.

Ученые, психологи, филологи, журналисты, исследующие структуру современных газетных публикаций и способы человеческого мышления, выделяют несколько основных типов мышления и в соответствии с этим несколько типов текста.

Издревле философы размышляли над тем, что же такое человеческое счастье и из чего оно состоит. Гедонисты находили счастье в удовольствии. Но было бы ошибочно утверждать, что гедонизм - это слепое потакание своим желаниям. Древние рассуждали об этом, и некоторые, например, Эпикур считали, что удовольствие - это избавление от страданий и минимизация человеческих потребностей. Нет смысла гнаться за большим, если возможно жить меньшим, а остальное время тратить на духовное совершенствование. Но были и "перекосы" в теории. Некоторые подразумевали под гедонизмом удовлетворение всех чувственных потребностей человека. В эпоху Возрождения гедонизм расценивали как утверждение человеческой ценности во всех ее проявлениях. Просвещение противопоставляло стремление к удовольствию религиозно-догматическому мировоззрению. Век от века философская мысль эволюционировала и пришла к такому понятию, как драйв-мышление. Елена Пронина, психолог, автор книги "Психология журналистского творчества" значительную роль в раскрытии этого понятия отводит Зигмунду Фрейду, который познакомил человечество с психоанализом, структурой человеческой психики, оппозицией Я-ОНО. Именно он сказал, что на человеческую личность оказывают давление, как СВЕРХ-Я (идеал, заложенный с детства), так и ОНО (бессознательное, которое скрыто в глубинах человеческой психики). А Я должно выдержать эту оппозицию СВЕРХ-Я и ОНО и как-то примирить их между собой. Само Я стремиться, что естественно, освободиться от всяческих табу, которые мешают спокойно жить, значит воплотить все свои инстинкты в реальность. Здесь ученые подвели нас к определению нового типа сознания. Тип сознания, который опирается на биологические инстинкты, носит название - драйв-мышление. В естественных науках драйв - это инстинктивные побуждения, не поддающиеся контролю. А драйв-мышление - осознанное следование принципу удовольствия, отказ от всевозможных табу.

Человеку свойственно стремление получать удовольствие. Физическое удовольствие можно получить от многих естественных вещей. В мозгу у нас есть такой орган - гипоталамус. Находится он в области затылка, ниже к шее. Ученые выяснили, если на него воздействовать электричеством в небольших дозах, то гипоталамус начнет вырабатывать гормоны счастья - эндорфины. Если человек очень голоден, и поел, то он испытает удовольствие, эндорфины тоже будут вырабатывать при приеме пищи, но не бесконечно. Потому что происходит привыкание. Как только человек насытиться, то удовольствие исчезнет, если продолжать есть, то на смену, скорее всего, придет даже неудовольствие. И так во всем. Исследователи-биологи доказали, что если постоянно воздействовать на гипоталамус, то человек долго не проживет. Удовольствие заменит ему все, он может даже отказаться от еды и питья, в пользу получения удовольствия. Но человек - вечный искатель. Итак, когда удовольствие становится пресным, человек отправляется на поиски нового. Доказано, что новые сильные ощущения дает вовсе не удовольствие, а боль и смерть. Болевые рецепторы не знают адаптации, поэтому они всегда вызывают сильные ощущения. Драйв-мышление постепенно приводит человека к ситуациям, где ему приходится испытывать либо боль, либо страх смерти. Здесь уже поведение человека варьируется от участия в имитации опасной ситуации (аттракционы), наблюдения за имитацией опасной ситуации (просмотр триллера), реального наблюдения за опасной ситуацией (коррида, зеваки, наблюдающие за уличной дракой) до участия в реальной опасной ситуации (прыжки с парашютом, с тарзанки, экстремальные виды спорта)

Если выбрать в этом случае сценарий с несчастливым концом, то все это может превратиться в форму жизни, постоянный поиск возбуждений. Это называется гедонистический риск. Человек, подверженный ему, постепенно претерпевает личностные изменения. Поведение его может быть неадекватным, сильные эмоции могут вытеснять другие естественные переживания, может возникнуть потеря мотивационного ориентира, потеря смысла и цели, превращение жизни в ловушку. Интересно то, что наибольший эмоциональный накал достигается при групповом участии в каком-то общем процессе.

Вы спросите, как все это связано с текстами и журналистикой? Напрямую. Ведь ни для кого не будет тайной, что тексты оказывают на человека большое влияние. На этом, кстати говоря, строятся многие психологические терапии. Есть такая разновидность психологической терапии - сказкотерапия. Известный нам всем "Колобок" и "Маша и медведи" несут в себе значимое сообщение для ребенка, облеченное в метафоричную форму.

Вспоминаю, как в детстве мне очень нравилось читать криминальную хронику в одной газете и журнал "Здоровье". Меня поражали события, которые описывались в "Криминале", а журнал "Здоровье" был тогда своеобразным фильмом ужасов для меня, страшно, но почему-то читать хотелось снова и снова. Многие журналистские тексты строятся так же, как и тот самый "Криминал". Страшная история, описанная очень живо, со всеми деталями и подробностям, сразу вызывает в голове читателя картинку и яркие эмоции. Примеров таких публикаций предостаточно и сейчас: газеты вроде "Жизни", "Экспресс-газеты", "СПИД-info", "Желтой газеты". Они пестрят сообщениями о звездах шоу-бизнеса, подробностями зверских убийств и медицинских открытиях. Текст, целью которого является вызвать эмоции, доставить наслаждение, развлечь, испугать, шокировать, называется гедонистическим текстом. Он полностью соответствует динамике и структуре драйв-мышления, он нажимает на педали, которые отвечают за самые сильные наши эмоции. На этом выросла целая концепция журналистики, целый класс изданий. Но было бы нечестно отдавать пальму первенства гедонизма желтой прессе. Элементы, присущие гедонистическому тексты, мы можем встретить и в качественных изданиях, и в текстах о политике, экономике, образовании, социальной сфере...

Несколько дней назад скончался один из топ-менеджеров ВТБ. Его убили. Но сначала следствие не могло установить точно, было это убийство или самоубийство. "Коммерсантъ" дал такой заголовок: "Самоубийство с особой жестокостью". Здесь обыгрывается тема смерти, автор ищет теневую сторону в произошедшем событии. Можно найти массу примеров гедонистических заголовков в прессе:

"Медведи-шатуны нашли Путину работу" - МК-бульвар;

"Я хочу умереть стильно" - МК-бульвар о Роберте Хоукинсе, застрелившем 9 человек в школе Небраски, США;

T.A.T.U.: расстрел вместо аборта - МК-бульвар, о новом клипе группы;

"Пшик от шика" - "Собеседник", о том, что "Москва скоро установит рекорд по угонам элитных тачек";

"Совсем не железный Феликс" - "Экспресс-газета" о Феликсе Дзержинском;

"Тоскуешь по СССР? В тюрьму" - "Комсомольская правда" об уголовной; ответственности в Латвии из-за любви к СССР;

"Очень богатые тоже плачут" - "Твой день" о том, что "Олигарха Евтушенкова в тяжелом состоянии доставили в больницу";

"Безопасный секс Джеки Чана" - "Твой день", Джеки Чан снимется в социальной рекламе о безопасном сексе;

Продолжать можно бесконечно. Кстати не только текст может быть носителем гедонистических смыслов, но и картинка в телевизоре. И она, пожалуй, будет действовать еще убедительнее, чем текст. Вспомним хотя бы репортажи с мест преступлений, крупных катастроф, терактов.

Гедонистический текст актуализирует некоторые психические процессы в нашем организме. Индивидуальное бессознательное просыпается под действием впечатляющей фотографии порнографического содержания, мы можем испытать удовольствие или панику, все зависит от привлекательности объекта. При прочтении гедонистических текстов может возникнуть чувство социального самолюбия, родства, переживание превосходства или собственной отверженности, состояния фрустрации, стресса или экстаза, жажда риска. Для того, чтобы "зацепить" читателя, заставить испытать эмоции, авторы прибегают к некоторым стилистическим приемам, обращенным к нашему бессознательному. Глумление - один из них. Снижение высокого, смех над чем-то, что в сознании людей было незыблемым и вечным. Природа низких шуток известна с давних времен, а у Ф.Рабле в "Гаргантюа и Пантагрюэле" - это было текстообразующим приемом. В журналистской практике часто используется глумление, но не всегда по назначению. Любое лекарство может навредить, а может и помочь, главное отдавать отчет в том, как и зачем им пользоваться. Нарушение всевозможных табу еще один прием. Откровенные беседы на темы секса и свободы нравов, смещение нравственных ориентиров. К примеру, изображение проститутки, как женщины с несчастливой судьбой, подробный рассказ о тяготах работы или рассказы матери о сыне-маньяке, который убивал несовершеннолетних девочек, а потом варил из них суп, здесь же и слезы матери, сетование на трудное детство и какое-то сочувствие убийце. Уже непонятно, что здесь зло, а что нет, кому сочувствовать.

Многие вещи, которые изначально носили характер священного таинства (рождение ребенка, зачатие, смерть), сегодня не несут в себе никакой тайны. Все известно и изучено. Стесняться нечего. Натуралистичные описания, съемки крупным планом запретного - еще один провокатор удовольствия.

4 сентября газета "Жизнь за всю неделю" опубликовала статью с заголовком "Не убивай меня, папа", с подзаголовком - "Отец-садист заживо закопал в могилу свою 6-летнюю дочь". Ссылка на текст: http://www.zhizn.ru/article/incident/8134/

Начинается текст со слов: "Изверг-отец закопал свою шестилетнюю дочку заживо, желая наказать за непослушание". А потом спросил ее: "Решай, тебя убить или закопать?" Она выбрала закопать. Текст живописует подробностями случившегося. Девочку спасли. Конец поразителен, милиция отпустила отца, мать уговорила девочку простить его. Все благополучно. В Интернете три страницы комментариев к статье, общий смысл таков: просьба вмешаться в ситуацию и разобраться с извергом. Что сейчас происходит в этой семье неизвестно. "Жизнь" не выносит никому приговора, пишет, смакуя шокирующие факты. В мире происходит множество подобных ситуаций, писать о них необходимо, но нужно ли делать это именно так? Описать ярко, а потом уйти, оставить читателя с вопросом и негодованием. А может быть, в это время эту статью прочитают десятки неуравновешенных людей, ехидно улыбнуться и...

К гедонистическому тексту можно привыкнуть. Можно часто развлекать свои застывшие эмоции жареными подробностями, но следует помнить, к чему это может привести. Еще одна справка на последок. К сожалению, люди, в следствие искаженности их природы, имеют склонность к переживанию низких и негативных эмоций. Апелляция к низкому в человеке очень простой механизм, действующий практически на всех. Сопротивляться такому искушению, действующему не впрямую, а исподволь, обращаясь не к сознанию, а к бессознательному грешного человека, почти невозможно.

А вот умение радоваться, обращать свои эмоции в положительные не дается человеку просто так, а воспитывается. По мысли Елены Прониной, переживание радости есть плод культуры, который достигается трудом и стараниями человека, его стремлением к высокому, доброму, вечному.

Так что подумайте, что лучше сделать следующий раз в свободную минутку от труда, учебы и духовных размышлений: почитать задорный глумливый журнал или сходить в Третьяковку.

При подготовке текста использовались материалы книги Е.Е.Прониной "Психология журналистского творчества"

http://www.taday.ru/text/83400.html



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме