Власть не хочет делиться. Пока...

Общенациональный Русский журнал 
0
101
Время на чтение 4 минуты
В период подготовки ельцинской Конституции 1993 года её авторы не стеснялись признаваться в том, что новый российский Основной закон они списывают с конституционных положений западных обществ. И потому целую главу посвятили конституционализации местного самоуправления (статьи 130-133).

На деле, однако, оказалось, что просто пересадить западный опыт на российскую почву получается плохо. Только через 10 лет после принятия Основного закона депутаты Госдумы сумели договориться между собой и приняли Федеральный закон N 131 (ФЗ N131) "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ".

Обложка "Русского общенационального журнала" N 12, 2007Но попытка внедрить его положения сразу же показала, что система государственной власти только на словах поддерживает клаузулу Маастрихтского договора (основной документ Европейского союза, принятый в 1992 году), согласно которой решения в сфере управления национально-государственными образованиями "должны приниматься на возможно более близком к гражданам уровне". Государственные органы управления России всех уровней готовы были поделиться своими полномочиями с городскими и сельскими органами самоуправления (с муниципальной властью), но только на уровне принятия общих деклараций. Поделиться же реальной властью - финансовым обеспечением деятельности муниципальных органов власти - никто не торопился (не торопится и по сей день).

В конечном итоге прежнее министерство регионального развития потерпело фиаско именно вследствие того, что не сумело подступиться к реальному воплощению в жизнь Закона о местном самоуправлении. На бумаге в России в настоящее время создано более 24 тысяч муниципальных образований, но на деле реального влияния на жизнь своих территорий они пока оказывать не могут.

Что уж говорить о сельских поселениях (основным звеном новой системы территориальной организации местного самоуправления сегодня являются именно они - их около 20 тысяч), если даже столичные муниципалитеты и муниципальные собрания, как считает Александр Балабанов из Академии социального управления, "не отвечают определению "орган местного самоуправления".

Действительно, если посмотреть, о чём, например, писали в сентябре 2007 года московские "районки", то легко убедиться в том, что 80% бюджетов муниципалитета тратится на содержание аппарата и лишь менее 20% идёт на реализацию конкретных полномочий.

Вследствие этих неудач уже в который раз откладывается полномасштабное применение ФЗ N 131 - теперь переходный период продлён аж до 2010 года.

Причин неудовлетворительного развития местного самоуправления немало. Одну из них назвал первый вице-премьер Дмитрий Медведев. Это - откровенная боязнь правительства передавать органам самоуправления значительные финансовые средства вследствие недостаточной профессиональной квалификации управленцев в этой сфере.

"Хорошо известно, что программы, подобные нашим ФЦП, во многих странах Европы финансируются из региональных и местных бюджетов, говорит Д.Медведев. - Но при реализации нацпроектов мы сознательно пошли на то, чтобы они финансировались из федеральных источников. "Ещё не всё у нас гладко", и прежде всего с "подготовкой менеджеров" для местного самоуправления".

Нет сомнения, что со всеми этими проблемами в самое ближайшее время придётся столкнуться и обновленному Минрегионразвития во главе с Д. Козаком.

Но в данном случае я хотел бы обратить внимание на один нюанс, который практически не попадает в дискуссии о местном самоуправлении, а именно: по какому пути должно идти развитие российского местного самоуправления? Неудача В.Яковлева, на мой взгляд, во многом была обусловлена тем, что он слишком уж активно стремился перетащить на российскую почву западный опыт, что не всегда оправданно.

В западной цивилизации институт местного самоуправления развивался в условиях, отличных от российских.

Во-первых, в его современном виде он появился там сравнительно недавно. Европейская хартия местного самоуправления была принята в Страсбурге всего лишь в 1985 году. Россия подписала этот документ в 1996 году и ратифицировала в 1998-м. Слишком быстро... Никто в ельцинском руководстве даже не попытался подготовить в стране условия для реализации этого документа. Исходили, видимо, из того, что институт западного самоуправления можно будет пересадить на российскую почву так же, как Пётр Великий поступил с картошкой: привёз несколько клубней и посадил. Но ведь даже у Петра получилось не сразу. Некоторое время петровские дворяне думали, что настоящие плоды этого овоща вызревают не в земле, а на поверхности куста и пытались употреблять в пищу "балаболки". А институт самоуправления - это тебе не картошка и не кукуруза (вспомним хрущёвский эксперимент).

Отличие западной системы самоуправления от российской прежде всего в том, что там оно является неотъемлемой частью системы государственного управления. Так, во Франции, например, муниципальный совет (решающая инстанция местного самоуправления) избирается всеобщим голосованием, и уже из членов этого органа избирается исполнительная власть - мэр и его заместители. Но мэр осуществляет свои полномочия под контролем не только муниципального совета, но и комиссара Республики - представителя государства в департаменте. Этот последний наблюдает за законностью принимаемых мэром решений и является не только государственным служащим, но и главой местного самоуправления (готовит сессии муниципального совета, управляет имуществом, имеет право подписания договоров и т.д.).

В Европе применяется новый принцип институциональной организации государства и общества - принцип субсидиарности, суть которого заключается в том, что более высокий уровень управления может вмешиваться в действия более низкого лишь в той мере, в какой последний проявляет свою неспособность к эффективному развитию (дефиниция принадлежит Э.А.Уткину).

Россия в развитии местного самоуправления исторически шла совсем другим путем. У нас этот институт прошёл путь развития от новгородского веча до высшей формы - земского самоуправления - и затратил на эту эволюцию ни много ни мало, а почти 800 лет, с ХI века до земской реформы 1864 года.

Особенно важно в этом плане отметить, что на Руси местное самоуправление, в отличие от западного опыта, с самого возникновения развивалось параллельно с государственными формами правления, более того - как форма противостояния граждан государству. А это последнее в лице князя, уездного главы, губернатора, премьер-министра, царя, наконец, почти всегда стремилось подмять под себя вольницу местного самоуправления (тенденция эта живуча и по сей день). Однако местное самоуправление никогда с этим не соглашалось, проявляя фантастическую живучесть.

Надо сказать, что тенденция ограничения прав местного самоуправления со стороны государства у нас традиционно очень сильна. Сегодня российское общество вновь, как и 140 лет назад, стоит перед решением проблемы стабильного развития. Это категория управленческого масштаба и характера. Опыт стран Западной Европы показывает, что решить эту проблему с высокой степенью эффективности нам вряд ли удастся, если не будут в концептуальном плане решены проблемы местного самоуправления.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Общенациональный Русский журнал
Все статьи темы
Последние комментарии
Власти Эстонии отказали в виде на жительство митрополиту Евгению
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.04.2024 12:48
Увлечение вейпами стало национальным бедствием!
Новый комментарий от Сергей
23.04.2024 12:42
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Александр Уфаев
23.04.2024 12:39
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Сергей Швецов
23.04.2024 12:34
На картошку!
Новый комментарий от Сергей
23.04.2024 12:03
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Сталинист
23.04.2024 10:43