Впрочем, Ольга Александровна Осипова - не совсем обычный учитель. Хотя бы потому, что это первый педагог в Черняховске, взявшийся за нелегкий (и казавшийся многим сомнительным в те годы) эксперимент - за преподавание Основ православной культуры в общеобразовательной школе. Сегодня помимо педагогической деятельности Ольга Александровна руководит методическим объединением учителей духовно-нравственных дисциплин во всем Черняховском районе. А еще она автор и ведущая еженедельной православной программы на местном радио. А еще - многодетная мама, молодая, интересная женщина, неординарная личность. Которая, кстати, знает и любит творчество Кинчева... Но поводом для беседы с О.А. Осиповой стали не ее музыкальные пристрастия, а событие, имеющее большое значение для системы образования всей Калининградской области: недавно учительница из Черняховска стала лауреатом премии всероссийского педагогического конкурса "Серафимовский учитель".
"В каждом живет звезда, чтобы вспыхнуть в свой час"
- Ольга Александровна, расскажите, пожалуйста, что это за конкурс такой - "Серафимовский учитель"?- Конкурс "Серафимовский учитель" организован несколько лет назад Благотворительным фондом преподобного Серафима Саровского. В нем могут принимать участие преподаватели школ, православных гимназий, руководители общеобразовательных учреждений и департаментов образования со всей России. Участники представляют на конкурс свои открытые уроки, методические разработки, воспитательные программы - все формы педагогической работы по духовно-нравственному просвещению и воспитанию детей и молодежи.
- А как Вы решились участвовать в конкурсе? Это было желание попробовать свои силы, просто шаг "наудачу" или осознанное стремление победить?
- В марте этого года мои старшие дети Оля и Дима (а всего их у Ольги Александровны трое. - Ю.М.) побывали в паломнической поездке в Дивеево. Приехали оттуда с большим количеством впечатлений. Дня через три после этого мне попало в руки положение о конкурсе "Серафимовский учитель". Такое совпадение показалось неслучайным, я собрала все наработанные мною материалы и срочно их отправила. Не могу сказать, что надеялась победить, но мне, конечно, этого хотелось. Моя работа была посвящена опыту организации районного методического объединения учителей духовно-нравственных дисциплин.
Уже приехав на конкурс и пообщавшись с коллегами из "большой" России, я поняла, что опыт Черняховска по созданию методобъединения в своем роде уникален. Для многих было открытием, что есть такая форма работы. Вместе с тем эта деятельность педагогов духовно-нравственного цикла очень важна. Она объединяет, дает возможность выработать какие-то решения соборным разумом. Сужу по результатам работы нашего объединения. Если три года назад в нем числилось лишь восемь человек, то сегодня нас уже почти 70. Учителя регулярно проводят открытые уроки, делятся опытом. В школах города проводятся различные творческие конкурсы по духовно-нравственной тематике. Уже стало традицией организовывать общегородские детские концерты на Пасху и Престольный праздник нашего храма. Конечно, было очень радостно узнать, что нашу работу отметили на общероссийском уровне.
- Вы только что вернулись из Нижнего Новгорода, где Вам вручили награду конкурса. Расскажите, пожалуйста, о своих впечатлениях от поездки.
- В начале ноября в Нижнем Новгороде проходили ежегодные Приволжские общеобразовательные чтения, в рамках которых и состоялось награждение лауреатов конкурса "Серафимовский учитель". Замечательным подарком была сама возможность присутствовать на этих чтениях, где известные богословы, священники, педагоги говорили о проблемах современной школы, семьи, воспитания.
Для меня же самой большой наградой стала поездка в Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь, организованная специально для победителей конкурса. Мы смогли побывать на архиерейской службе, причаститься, приложиться к мощам преподобного - все это наполняет душу особым теплом и светом.
"Остаться сытым или живым"
- Вот Вы говорили о проблемах школы, которые обсуждались в Нижнем Новгороде. Как известно, "педагог" в переводе с греческого - это "детоводитель". На Ваш взгляд, куда ведет детей современное образование?- Действительно, это серьезная проблема. На Приволжских чтениях меня очень тронуло выступление протоиерея Дмитрия Смирнова. Он говорил о том, что наша школа находится в тупике. Оттого, что она не видит, куда ведет наших детей. Образование - от слова "образ". А каков этот образ, к чему мы стремимся? Кого мы хотим воспитать?
На мой взгляд, для современной школы очень важно сформировать конечную цель, к которой она поведет детей. Либо это будет просто хорошо обученный ребенок (к чему, как мне кажется, сейчас направлена школа), либо человек, вооруженный знаниями, но в первую очередь - Человек. Для меня очевиден приоритет воспитательной цели. При этом я нисколько не хочу умалять важности образовательных задач. Знание - сильное оружие. Хотелось бы, чтобы это оружие было в руках добродетельных людей.
- А какие Вы предъявляете к себе требования как к учителю?
- Есть выражение: сапер ошибается однажды. Ошибки учителей не менее непростительны, чем ошибки сапера. В дальнейшей жизни людей они могут сказаться роковым образом. К сожалению, современный мир воспитывает в маленьком человеке пассивного потребителя. Но дряблость молодой души - это наша с вами вина. Это мы, взрослые, допустили на экраны ТВ, в окружающий мир все то, что наши дети не должны были видеть. Раз мы в этом виноваты, мы должны и исправлять. Моя роль как учителя - показать ребенку путь, альтернативу тому негативу в современном мире, который обрушивается на него за пределами школы. Показать приоритет духовно-нравственных ценностей над материальными, посеять в ребенке зернышки нравственности.
Но если я буду говорить ребенку, каким надо быть, а сама не буду такой, у меня ничего не получится. Мне кажется, надо стараться взращивать добродетель в себе. Изо всех сил, насколько это получается.
- Ольга Александровна, в Черняховске многие знают Вас не только как педагога, но и как ведущую собственной радиопрограммы. Можно ли сказать, что это еще одна форма Вашей просветительской деятельности?
- Моя программа называется "Новое". С одной стороны, это попытка сказать что-то новое о Православии тем, кто пока еще далек от него. С другой стороны, опыт работы на радио был совершенно новым для меня самой. Если честно, после учительства начинать было страшновато. Конечно, очень помогли и помогают советы батюшки, его поддержка и одобрение. Любому человеку важно знать, что его понимают и поддерживают близкие. Во всех моих начинаниях первые и самые верные помощники - это моя семья. Работа на радио не стала исключением: все творческие задумки подробно обсуждались дома, на семейном совете родилось и решение, что постоянными участниками программы будут наши старшие дети.
Передача задумывалась как воспитательная не только для молодежи, но и для взрослых. Говорить в формате современной развлекательной радиостанции о серьезных проблемах и "вечных" вопросах - задача непростая. И мы решили построить программу в форме диалога взрослого человека с ребенком. "Под соусом" беседы с детьми мы пытаемся подавать незнакомый, непривычный обывателю материал. Детская манера изложения позволяет обсудить "недетские" темы - о духовности, нравственности, затронуть самые глубинные струны души слушателя.
- И вместе с тем Ваша программа не воспринимается как назидание. Как удалось сделать ее современной?
- Чтобы передача получилась более живой, нужно было добавить музыку. В качестве музыкального оформления сразу, не сомневаясь, выбрали песни Константина Кинчева. Музыкальные вкусы у всех членов нашей семьи довольно разнообразные, но есть группа, которую любят все, - это "Алиса". На мой взгляд, тексты многих песен Кинчева (особенно последнего периода его творчества) созвучны темам нашей передачи. Мне кажется, мы с ним пытаемся сказать об одном: об обретении веры, о поисках пути к ней, о предназначении человека, его месте и цели в жизни.
"Битва за Жизнь или жизнь ради битв?"
- Семья, воспитание троих детей, работа в школе, руководство методобъединением, разработка программ, радиопередачи, организация концертов... Раскройте секрет: как Вы все успеваете?- Я благодарна Богу, что Он дает мне возможность служить людям. Думаю, что Господь каждому дает по его силам. Кому-то Господом дано воспитывать только своих детей, полностью посвятить себя своей семье - значит, так и нужно. Но если даны еще какие-то таланты и возможности, не реализовывать их неправильно. Конечно, не всегда бывает легко. Но если Господь дает возможность что-то делать, то Он обязательно дает и силы на это. Мне кажется, жизнь - это преодоление, и в первую очередь - собственного Я.
* * *
"Какая у Вас мечта?" - спрашиваю у Ольги Александровны напоследок. "Я могу сказать, какая мечта у моей десятилетней дочери. Однажды она сказала, что мечтает попасть в Царство Небесное. Наверное, это самая заветная мечта для любого верующего человека".Встречи с такими людьми, как моя собеседница, помогают не проглядеть единственную тропинку-лесенку, ведущую к воплощению этой общей для всех христиан мечты. Доступ в ясное Царство света, радости и любви открыт каждому. Каждому, кто имеет горячее стремление к этому Царству, непрестанное усердие созидать мир, радость и любовь в себе и вокруг себя, ежедневную решимость хоть в чем-то преодолеть" себя вчерашнего"... Как в песне у Кинчева: "Чистого сердца по случаю не обрести, / Ясное Царство берется усилием жить"... Или - как в Первоисточнике: "Царствие Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его" (Мф 11:12).
Юлия Матвеева
http://www.ubrus.org/newspaper-spas-article/?id=478