Взгляд Василия Дворцова

Общенациональный Русский журнал 
0
106
Время на чтение 4 минуты
Юноша становится мужчиной через доказательство своей смелости. У всех народов и во все времена инициация равно была, есть и останется неизбежной для каждого вступающего в брачный возраст. Парень, ради овладения правом на продолжение рода, проходит испытания - болью, унижением, страхом - и так прощается с детской уверенностью во всепрощающую защищённость и непрестанное опекунство родителями. Кто-то отдаётся на укусы змеям, кто-то сутками сидит в тёмной яме, кто-то один на один выходит против льва... Мужество всегда обретается претерпением. Но кроме предбрачного есть ещё посвящение в религию и профессию, в должность и сан.

Обложка "Русского общенационального журнала" N 12, 2007Подчиняясь времени и развитию цивилизации, инициация причудливо меняет формы и названия, оставляя незыблемой свою суть - решительное изменение сознания у обретающего новый социальный статус. Вхождение в родовую или профессиональную группу не может происходить чересчур растянуто, так как промежуточная невнятность чревата отступничеством и предательством. Между "своим" и "чужим" подлинно необходима пропасть непримирения, ибо "свой" зачастую олицетворяет "добро", а "чужой" - "зло". Насколько это объективно? Настолько, чтобы наш мир тысячелетиями существовал в своей очень непростой многоцветности, в динамичных противовесах, столкновениях и симфониях. Но и приближался к неминуемому концу...

Нужно согласиться с тем, что "добро" и "зло" абсолютны только в религиозном плане, на бытовом же уровне - в педагогике, медицине или тем более в политике - они изменчивы, плывучи. Поэтому вне религии "добро" и "зло" не только неотличимы от "своего" и "чужого", но и удобно заменимы последними. Напомнить ли о классовой этике? Когда добродетельным заявлялось всё, что приносило пользу пролетариату. Всё, в том числе и массовые убийства соотечественников.

Характернейшим примером слепости или лукавства безрелигиозного, а точнее - антирелигиозного сознания может послужить столь старательно раскручиваемый проект "Гарри Потер". Упорное отрицание хоть какой-то ориентированности относительно надмирных и абсолютных ценностей превращает бесконечные дрязги и склоки колдунов и ведьм в некое непринципиальное, но при этом необъяснимо непримиримое противостояние. Здесь поместный антагонизм "своего"-"чужого" окончательно вытесняет вселенский поединок божественного "добра" и демонического "зла", дезориентируя и калеча мировоззрение и нравственность втянутых в чтиво или просмотр миллионов и миллионов подростков.

Ну найдите что-либо подобное в народных мифах и сказках о героях, своими бескорыстными подвигами спасающих племена и земли, царства и ход времён! Всегда и везде традиционного героя влекут высшая правда, незыблемая истина, нетленное добро. Оступаясь и ошибаясь, он упорно тянется взором к небу и страданиями и жертвенностью выкупает не личное благоденствие, а процветание всему известному миру. Иначе он и не герой.

Но почему преображение невозможно без шока? Почему при всей обрядовой несхожести внутренне инициация всегда и у всех укладывается в аристотелевскую четырёхчленную формулу катарсиса: "подражание-страх-сострадание-наслаждение"? Откуда всеобщность согласия с тем, что очищение души возможно лишь через боль? Вплоть до того, что такая "шокотерапия" ступенчатого, скачкообразного постижения диалектики мира приобрела даже самостоятельную конфессиональную форму чань или дзен-буддизма. С забавными для постороннего наблюдателя взаимоотношениями учителя и ученика: когда мастер ставит перед неофитом, казалось бы, неразрешимую задачу и, доведя невозможностью ответа почти до сумасшествия, резким ударом или напугом выводит на озарение.

В наших монастырях поведение старца относительно своего послушника тоже может повергнуть в недоумение. Это по фильму об академике Павлове мы знаем о шутке-нешутке послушания высаживать капусту вверх корешками. Но в реальной жизни (автор несколько лет проработал в монастыре) зачастую не так всё умильно. Нарочитая грубость, немотивированное обижательство, провокационные наветы от того, кто для других видится солнцем доброты и ласки, порой просто ставят в тупик. Ведь вдвойне, втройне обидно получать оскорбления и терпеть насмешки не от такого же неофита, как и сам, а от общепризнанно духовного старца. И какая нужна твёрдость веры, чтобы постоянно помнить - эти придирки и мытарства направлены не на личность проходящего испытания. И творятся они не в корысть или удовольствие старшего, а преследуют цель избавления новоначального от животной страстности и зломысленных заблуждений. И покрываются эти дневные обиды тайной ночной молитвой об укреплении духа, о небесной помощи послушнику, дабы выдержать тому огонь и холод, толкотню и одиночество, гнев и тоску. И в конечном счёте очиститься для богообщения.

Одна из раскручиваемых в СМИ тем - армейская дедовщина.
Да, изначально понятная всем инициация в воины в годы обрушения советской и отсутствия иной государственной идеологии во многих частях мутировала в обессмысленное, но от этого не менее ритуальное надругательство. Уже не столько старших над младшими, сколько сильных над слабыми. В разных частях по-разному, но всюду "дембеля" "духов" избивают, унижают и обирают. Это позор. И прежде всего позор "отцам"-командирам, ибо в наше время по армии расползлась ещё большая гнусность - избиение солдат молодыми офицерами. Теми, чьё взросление пришлось на те самые 90-е, на полную деидеологизацию и обесцельность русского общества. Когда "добром" виделось только "своё" - ватажно-артельное или семейно-особное...

Поэтому это позор всех нас. Всех. Именно из-за отсутствия идеалов патриотизма, невоспитанности в любви к Отечеству подготовка мужчин к защите Родины - корпоративное посвящение? в армии потеряло свой смысл. А ведь - как ни жёстко это читать! - физические и психические испытания совершенно необходимы для начинающегося бойца. Уже не одной войной доказано: если восемнадцатилетнего юношу (даже если он не конченный маменькин сынок) из домашней постели сразу же направить в окоп - он почти обязательно погибнет. Как ни обучай его скоростной сборке-разборке автомата, какой "сферой" ни покрывай ему голову - психически не подготовленный к ужасам и тяготам войны, не избавившийся от детских стереотипов мышления и поведения новобранец почти обязательно погибнет.

Я осознаю, какой вал обвинений и возмущений поднимаю: ах, разве можно человеку бить человека?! Уймитесь. Нельзя. Так же, как нельзя человеку человека убивать. Но ведь на войне это происходит под всеобщее одобрение.

Мужество обретается претерпением. Инициация в воины не может проходить "понарошку", ибо социальный статус носящего оружие чрезвычаен. И если вернуть посвящению его высокий смысл, то вводить в боевое ремесло можно и нужно будет не кулаком, а полосой препятствий. Ну, никого же не коробит от показа почти нечеловеческих мук, которые преодолевают ищущие права носить краповый берет. Не коробит, хотя в финале вымотанный спецназовец жёстко избивается свежим противником-партнёром. Не коробит потому, что в результате рискнувшего и вытерпевшего встречают братские объятия соратников - испытания вознаграждаются признанием.

Что должно бы происходить не только в спецназах, но и во всей армии. Нашей армии.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Василий Дворцов
Счастье
Повесть. Часть 3
12.04.2024
Счастье
Повесть. Часть 2
09.04.2024
Счастье
Повесть
07.04.2024
Ермак. Народное почитание и политическая эксплуатация образа
О различии героя народного и культурного
11.03.2024
Все статьи Василий Дворцов
Общенациональный Русский журнал
Все статьи темы
Последние комментарии
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 21:54
На картошку!
Новый комментарий от Vladislav
19.04.2024 21:18
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:43
Православие на счетчике
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:36
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Hyuga
19.04.2024 19:58
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35