itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Этот изменчивый серпантин дороги

0
147
Время на чтение 4 минуты
В ГМИИ им. Пушкина после триумфального успеха выставки "Шанель: по законам искусства" открылась новая экспозиция, обращенная к категориям совершенно не светским. Вечный путь, какой он? На этот вопрос со 2 декабря по 27 января отвечают мастера XVII-XX веков. "Перед распутьями земными..."

Выставка "Перед распутьями земными..." совсем небольшая. Занимает она один зал и две стены вдоль центральной лестницы. При этом хронологически выверенная развеска картин перемежается со скульптурными композициями, предметами характерными для эпохи, но обо все по порядку.

Куратором выставки является Ирина Данилова, искусствовед, организовавшая до этого еще две выставки, связанные с образом дороги. В 2000 году это была "Россия в пути. Путная икона" и в 2004 "Вавилонская башня. Земля - Небо". Сегодня мы видим своеобразное продолжение этой темы, только в более широкой философской интерпретации. Организаторы предварили выставку несколькими ремарками. У зрителя могут возникнуть затруднения при восприятии художественных произведений, поэтому рассматривать картины нужно терпеливо. И еще одно: некоторые работы сопровождаются цитатами известных поэтов, мыслителей, не связанных эпохой с художниками. Некоторые из них, действительно, очень кстати.

Авторский замысел организаторов заключается в представлении эволюции образа дороги в жизни человечества. В веке XVII научные открытия Галилея, Ньютона, Коперника начинают переосмысливаться и переоцениваться. Отсюда обращение художников к вечным темам поиска пути, верного вектора движения. В XVIII веке дорога - это обращение к видимому пространству, освоение всего сущего. XIX век подчас обнажает непроглядную тьму прошлого движения. Как бы сказали марксисты - классовое неравенство, но все же движение человеческого духа. Век ХХ - век революций и изобретений. И снова здесь бои за будущее, мечты о прогрессе.

Первое, что увидит зритель на выставке - карты мира прошедших веков. И ведь мир был таким маленьким! "Бегство в Египет" Якоба Йорданса - самая первая картина, яркая, но композиционно разобщенная. Глаз будто теряется, на какой детали ему остановиться. Движение началось. Волхвы, младенец, Мария, дорога...Селион де Влигер с его маринами (морскими пейзажами). Во многих работах этого времени какой-то свой единый дух, легкая дымка, покрывающая бушующие на земле или в море страсти. Поражает пейзаж Мейндерта Хоббела "Аллея в Мидделхарнисе" 1689 года, привезенный из Национальной Галереи в Лондоне. Большое полотно, будто надвое разделенное: земля и небо. Почти незаметные люди, где-то в сторонке обрабатывающие свой кусочек земли, на фоне вечного спора. И высокие-высокие деревья. "Деревья - только робкий переход между двух далей - все чего-то ждет, дорогой этой так легко уйти", - гласит подпись Р.М.Рильке под картиной.

Вообще интересно, что в работах XVII века небо на полотнах занимает значительную часть, оно гораздо больше земли, ему отводится больше места. В следующих веках художники, словно опускаются на землю и... Некоторые берут в руки плуг, как например, в работе Жана-Батиста Греза "Первая борозда". Но лица у людей совсем не счастливые. Здесь же "Бурлаки" Репина с невыразимой скорбью и агрессией смотрят на нас. Их борьба перебивается кротостью странников Петрова и Нестерова. "Наша земля - большая переселочная дорогая, а мы, люди - путники", - говорит Генрих Гейне. В этом же веке мазок художника становится смелее и даже небрежнее, как в "Бурной погоде" Коро. Разнонаправленные движения кисти, будто нерешительность художника "перед распутьями земными". А у Иванова эта свобода имеет совершенно иной отпечаток. В 1845 году он изображает "Аппиеву дорогу при закате солнца". Короткое сообщение рядом гласит, что по преданию, на этой дороге апостол Петр, направлявшийся в Рим для проповеди христианства, заколебался в предчувствии ожидающих его страданий. И в это же мгновение он увидел Христа, идущего в Рим вместо него. Раскаявшись, Петр спросил Его: "Камо грядеши, Господь?" (Куда идешь, Господи?).

В работах XIX века земное пространство становится еще больше. И разночтения при его изображении становятся все отчетливей. Кто-то здесь показывает бурлаков на берегу французского побережья, а кто-то показывает очень точно прорисованный, даже где-то графичный, пейзаж немного светящийся изнутри. Прогресс в преддверии нового века вторгается в работы европейских мастеров. "Дым окружной железной дороги" Луиджи Луара то вот-вот рассеется, то наоборот поглотит все вокруг, фантазировать можно долго.

А вот Ван Гог удивляет круговой порукой, закольцованным и законченным путем - "Прогулка заключенных". И здесь же его динамичная работа "Пейзаж в Овере после дождя". Четкие и контрастные мазки, словно тянут и увеличивают пейзаж, он движется и растекается. А контрастирует и, может быть, немного спорит с Ван Гогом Анри Руссо. "Вид моста Севр и холмов Кламара, Сен Клу и Бельвю" - застывшая статика. Застывшие в небе аэроплан и дирижабль предвещают новую дорогу. Но какой она будет?

В начале XX века Наталья Гончарова рассуждает об этом - "Пейзаж с поездом и аэропланом". Это очень тревожная работа. А Юрий Хоровский представил авангардиста В.Е. Татлина как хрупкого изобретателя, с крыльями за плечами. Это какой-то Икар нового времени. (Татлин сконструировал Памятник III Коммунистического Интернационала, макет которого стоит сейчас в Третьяковской галерее на Крымском Валу, многие из работ не были оценены при жизни художника).

Наивная и светлая работа, выполненная в неожиданных тонах - розовом, оранжевом, желтом - Александра Лабаса заставляет погрустить. "Дирижабль и детдом", а ведь это уже 1930 год.

Дальше путь человека становится все более индивидуальным, приближенным к земле, политическим. Гремят революции, и Малевич пишет "Скачет красная конница", а Маяковский - "Клином красным бей белых". Дорога теперь - это данность и даже обязанность. Это не узкая тропинка или реликт, который надо отыскать. Она вот сейчас здесь и по ней надо идти. У Бургановой "Дорога" - это металлический клин посреди картины, яркий и острый. А у Пименова в "Новой Москве" - счастливая дорога видна сквозь прозрачное стекло автомобиля. Картина написана в 1937 году, в пик сталинских репрессий. Если здесь все легко, чисто и невесомо, то у Кустодиева над домами нависает красное туловище революционера, который идет сквозь все и вся. Куда идет? Неясно. Но идет уверенно. Скульптура Эрнста Неизвестного "Проходящий сквозь стену" завершает композицию выставки.

http://www.taday.ru/text/82410.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Наталья Гурова
Все статьи Наталья Гурова
Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Vladislav
28.03.2024 22:35
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:31
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:30