itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Существует ли "политический буддизм"?

Ощущение единства слабо развито в буддийском мире, считает Николай Листопадов

0
263
Время на чтение 5 минут
В текущем году внимание мировых СМИ несколько раз было приковано к событиям в буддийском мире - в Юго-Восточной Азии и Тибете. В апреле и июле буддийские монахи выходили на улицы Бангкока - столицы Таиланда - с требованием придать своей религии государственный статус. В красочных демонстрациях принимали участие слоны. В сентябре в соседней Мьянме акции неповиновения военному режиму в Янгоне закончились более трагично. Против демонстрантов, среди которых было немало послушников буддийских монастырей, была использована сила, появились сообщения о многочисленных жертвах. Наконец, постоянной зоной конфликта остается Тибет, где правительство Китайской Народной Республики борется с последователями Далай-ламы XIV. Кажется, буддийский мир охвачен пожаром: то тут, то там монахи занимают активную политическую позицию, проводят демонстрации, защищают свои права. Корреспондент "НГР" побеседовал на эту тему с Николаем Листопадовым - востоковедом, переводчиком с бирманского языка, неоднократно бывавшим в Мьянме.

- Николай Александрович, события в Мьянме в этом году заставили говорить о политической роли буддизма в странах его распространения. Оказалось, что буддийские монахи не только сидят за стенами монастырей, но могут возглавлять массовые демонстрации под демократическими лозунгами. Как это соотносится с традиционной картиной сотрудничества правящих режимов и представителей господствующей религии?

- В буддийских странах традиционно одна из важнейших функций государства состоит в поддержке и распространении учения Будды. Собственно говоря, именно эта деятельность легитимизирует правительство в глазах глубоко религиозного народа. Военный режим Мьянмы прекрасно это понимает. Поэтому военное правительство по примеру правителей прошлого уделяет большое внимание строительству храмов, монастырей, проведению пышных религиозных церемоний, важных экзаменов на знание монахами Канона Трипитака с последующим присуждением соответствующих ученых степеней, изданию религиозной литературы, миссионерству как внутри страны, так и за рубежом и т.д. Богатые подношения делаются членам Высшего государственного совета монашеской общины - сангхи, видным настоятелям. В свою очередь, верхушка монашества поддерживает политику властей.

Но, как известно, светская и духовная власть редко сосуществуют в гармонии. Между ними возникают противоречия самого разного свойства. Буддизм тут не исключение. К тому же, сангха неоднородна. Одно дело - иерархи и совсем другое - рядовые монахи, не говоря уже о молодых монахах и послушниках, а также временно принявших сан, которые тесно связаны с мирянами. Они не подчинены столь жестким дисциплинарным ограничениям. Их довольно много. Именно молодые монахи и послушники выступили с протестом против военных властей.

- Что можно сказать о социальной составляющей демонстраций в Мьянме? Что заставило часть буддийского духовенства выйти на улицы, какие слои населения поддержали протест?

- Думается, что выступления монахов в Мьянме были вызваны общей ситуацией в стране, которая характеризуется затяжным правлением военных с сопутствующими ему жесткими ограничениями в политической и социально-экономической жизни. Толчком послужило резкое повышение цен на энергоносители, что переполнило чашу терпения. Любопытно, что массовое антиправительственное движение за демократию в 1988 году спровоцировала демонетизация, изъятие из обращения без компенсации крупных купюр. Государство как бы перешло недопустимую черту, перестав восприниматься населением в качестве легитимного. Протест молодых монахов и послушников поддержали прежде всего горожане, молодежь. Эти же силы были движущими и в 1988 году. Молодежь наиболее восприимчива к современным веяниям, слушает иностранные радиопередачи, смотрит телепрограммы, бродит по интернету, ей близки призывы к демократическим свободам и правам человека. В Мьянме еще с колониальных времен учащиеся, студенты играли ведущую роль в политических процессах.

- Помимо Мьянмы буддийское духовенство проявляло активность в этом году и в Таиланде, а в Тибете обострилось противостояние между монахами и китайским правительством. Власти КНР ввели дополнительные войска в Тибет, изменили правила выбора нового Далай-ламы в свою пользу и т.д. Не ведет ли все это в целом к еще большей политизации буддизма во всей Юго-Восточной Азии с сильным антикитайским уклоном?

- Вряд ли тенденция к политизации буддизма в Юго-Восточной Азии будет иметь ярко выраженную антикитайскую окраску. Все-таки Тибет - это отдельная тема. К тому же в странах Юго-Восточной Азии практикуется другая ветвь буддизма - Тхеравада. С чисто религиозной точки зрения Далай-лама для последователей Тхеравады не является авторитетом. Буддийский мир разделен по национальным "квартирам", ощущение единства в нем не сильно развито, хотя совсем со счетов его сбрасывать нельзя.

Есть мнение, что монашеские выступления в Мьянме были спровоцированы извне с целью дестабилизировать близкий к Пекину военный режим, создать нестабильность в южном подбрюшье КНР. Если это и так, то результат может быть прямо противоположным. Мьянманское руководство в целях выживания вынуждено будет пойти на еще более тесное сближение с северным соседом.

Помимо тибетского в Китае есть и другие направления буддизма. Взять хотя бы всем известную традицию монастыря Шаолинь. Эти буддисты находят общий язык с властями. И на международной арене Пекин демонстрирует внимание к буддизму. К примеру, на родине Будды в Лумбини (Непал) на средства властей КНР выстроен величественный китайский комплекс, включающий храм и монастырь.

- В странах Запада силовой разгон демонстраций в Мьянме и действия китайского правительства в Тибете вызвали волну возмущения общественности. Президент США Джордж Буш демонстративно принял Далай-ламу XIV в Белом доме. Какую позицию следует занимать России в этих вопросах? Как вы относитесь к официальной сдержанной точке зрения МИДа?

- По моему мнению, сдержанная позиция России по событиям в Мьянме и Тибетском автономном районе вполне оправданна. К сожалению, выступления буддистов стремятся политизировать, использовать в своих интересах различные силы, которым, по большому счету, мало дела до прав приверженцев этой религии. Очевидно, что тибетская проблема используется США как рычаг давления на Китай. Другой вопрос: не надо забывать о том, что буддизм в России - одна из традиционных религий и Далай-лама является духовным лидером для исповедующих буддизм бурятов, тувинцев и калмыков. Для России важно развивать сотрудничество с буддийскими странами, в том числе и по религиозной линии.

- Можно ли проводить параллель между "политическим буддизмом", если он существует, и "политическим исламом"? Ведь политизация ислама со всеми вытекающими из нее последствиями в нашей стране считается опасным явлением. Не следует ли в таком случае опасаться политизации любой религии?

- Было бы большой натяжкой проводить параллель между так называемым "политическим исламом" и гипотетическим "политическим буддизмом". Все-таки это очень разные религии. Буддизм в значительно меньшей степени, чем ислам, регламентирует социальную, общественную жизнь людей, вообще, для него характерен акцент на потусторонность, жизнь в будущих рождениях. К тому же "политический ислам" питается противостоянием с Западом, западными ценностями, а в рассматриваемых случаях, связанных с буддизмом, можно скорее говорить об обратном. Протестующие буддисты требуют демократии, прав человека и находят в этом поддержку со стороны Запада.

Что касается политизации какой бы то ни было религии, то это ни к чему хорошему не приводит. Примеров этого достаточно. Та же Мьянма в 1961 году была провозглашена буддийским государством, что обострило внутриполитическую ситуацию в условиях многонациональности и поликонфессиональности. Это закончилось военным переворотом 1962 года. Так что религия, будь то ислам, христианство или же буддизм, в поликонфессиональной России должна быть вне политики. По крайней мере к этому надо стремиться.

Николай Александрович Листопадов - востоковед, доктор исторических наук.

Влад Медведев

http://religion.ng.ru/society/2007-12-04/7_buddizm.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 10:28
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 07:07
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Александр Волков
29.03.2024 06:47
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09