Радонежский экран

Документальное утверждение Православия

0
701
Время на чтение 10 минут
В Ярославле завершилась работа XII Международного фестиваля православных кино-, теле- и радиопрограмм "Радонеж". Впервые "Радонеж" проводился вне Москвы, что также было очень символично - фестиваль стал качественно иным и вышел на новый виток развития, на принципиально новый язык диалога со зрителем.

Фестиваль "Радонеж" проводится с 1995 г. С годами он стал своеобразным православным эгрегором, документально подтверждающим этапы и качество православного ренессанса в новой России. Поэтому фестиваль "Радонеж" - прежде всего фестиваль документального кино и тележурналистики, хотя на нем обычно представляется несколько художественных картин.

"Радонеж" отражает очень важную реальность, которая, несмотря на трудности современной жизни, породила удивительную статистику: нигде в мире не снимается такого количества документального кино и телепередач, посвященных духовной теме, как в России. На Западе нет не только фестивалей, но и даже небольшого "круглого стола", посвященного религиозной жизни. Эта тема вымыта из западного телевидения почти полностью.

В чем-то фестиваль отражает не просто документальные факты возрождения РПЦ - он, по словам президента фестиваля Евгения Никифорова, проводит четкий водораздел между религиозной культурой, представленной повседневной жизнью Церкви, и религиозным варварством обмирщенного сознания. У общества, как считает Никифоров, всегда есть потребность в интеллектуальном и качественном телевидении. "У нас же в России до сих пор варварское телевидение", - говорит Никифоров.

В первые годы фестиваль "Радонеж", да и вся православная документальная тележурналистика вырабатывали язык православной телепроповеди, потому что в то время нужно было понять - что именно следует говорить людям в той массе тривиальности, которая тогда обреталась на экране. Все православные теледокументалисты снимали одно и то же, думая, что это единственное, что необходимо: девочка со свечкой, колокольный звон, умилительная матушка, золотые купола, позолоченный иконостас и т.д. Но постепенно возник некоторый замкнутый круг из одних и тех же образов, в то время как зрители, да и авторы, начали испытывать вполне осязаемую жажду по иному православному кино. В этот момент фестиваль "Радонеж" и превратился в то действо, каким он является сейчас: зеркалом православного документального кино и шире - всей православной тележурналистики. В итоге выработан понимаемый и принимаемый православной аудиторией язык приемов и методов, сформировались блистательные профессиональные православные тележурналисты.

География нынешнего фестиваля очень велика - от Москвы до самых дальних окраин России. Но сейчас задача у "Радонежа" уже принципиально иная, чем просто искать, находить и транслировать необходимый язык общения. Его цель - собрать лучшие фильмы и дать им ту аудиторию, которой они достойны. Центральные телеканалы снимают сегодня великолепные крупнобюджетные православные телефильмы, как, например, фильмы Алексея Денисова "Суворов" и "Русская Австралия", но, несмотря на замечательную работу и великолепную "выделку", их мало кто видел. Дело в том, что российские телеканалы зависят от пресловутых рейтингов и от рекламы. То есть качественные, в том числе и православные, фильмы обречены быть показанными федеральными каналами либо глубоко за полночь, либо ранним утром, когда все еще спят. Поэтому "Радонеж" ставит своей задачей, чтобы все эти фильмы увидели как можно больше зрителей через видеопродукцию, кабельные каналы, интернет-телевидение. Чтобы те, кто ищет знания о современной жизни Церкви, могли его найти.

"Радонеж" сотрудничает с такими серьезными телепрофессионалами, как Аркадий Мамонтов, Михаил Леонтьев, Алексей Денисов и многими другими. На XII фестивале представлен довольно солидный круг авторов. Например, в фестивале участвует Кшиштоф Занусси, который снял потрясающий фильм о раннем христианстве, о паломничестве в Древний Рим, Вечный город неразделенной еще Церкви. Есть фильмы Никиты Михалкова и Ираклия Квирикадзе и других очень серьезных авторов.

Но несмотря на присутствие "грандовости", на этом фестивале формат изменен, и руководство приняло решение идти в народ, чтобы люди увидели эти фильмы, чтобы они нашли свое место на полке воскресной школы, в сумке миссионера, который работает с военными, врачами, заключенными, молодежью. Поэтому основное внимание фестиваля было направлено на работы региональных авторов, которые по уровню мастерства успешно конкурировали с работами признанных мэтров, а по оригинальности сюжета и темам иногда даже превосходили их. Российские регионы были представлены работами из Кемерова, Кирова, Нижнего Новгорода, Санкт-Петербурга, Ярославля, Тюмени, Калуги, Ижевска, Златоуста, Северска. В фестивале приняли участие авторы-документалисты из России, Белоруссии, Украины, Черногории, Австралии, Приднестровья, Польши. "Если иконы дают людям Слово Божие в красках святых образов, то мы должны давать его языком православных телерадиопередач, методом создания "телеикон", - подчеркнул Евгений Никифоров.

На отборочный конкурс фестиваля было представлено более 170 картин от 150 телерадиокомпаний. Однако по причине огромного количества работ было выбрано 57 работ, большая часть которых в течение трех дней была показана в трех крупных кинозалах Ярославля. Формат фильмов был самый разный - от телепритч и документальных телеисторий до видеоарта и фильмов, снятых на камеру мобильного телефона. На фестивале также прошли мастер-классы, которые провели руководитель синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами протоиерей Димитрий Смирнов и начальник службы документальных фильмов телеканала "Россия" Сергей Алексеев.

Вечером 14 ноября в Ярославле, в академическом театре им. Ф. Волкова были объявлены лауреаты фестиваля, обладателем Гран-при которого стала телеверсия документального фильма "Псково-Печерская обитель". Этот фильм снимался наместником Сретенского монастыря архимандритом Тихоном (Шевкуновым) с 1986 г. и увидел свет только в этом году. В пятидесятиминутном телефильме перед зрителями предстают удивительные картины из жизни псково-печерских старцев, которые в обычной обстановке недоступны глазу простого смертного. Мы видим уникальные кадры, на которых всероссийски известные старцы находятся у себя в келье или стоят на очереди вместе с другими старцами на исповедь к духовнику монастыря.

Фестиваль показал сенсационный интерес не только к работам, находившимся в конкурсном показе, но и к внеконкурсным картинам. Всеобщее внимание привлекла еще не столь широко известная, но совершенно блистательная анимационная работа "Моя любовь" Александра Петрова, признанная лучшим христианским фильмом 2007 г. и отмеченная патриархом Алексием II орденом преподобного Сергия Радонежского III степени. Фильм Александра Петрова, снятый по известному роману Ивана Шмелева "История любовная", заслужил также медаль преп. Сергия и диплом фестиваля "Радонеж" в номинации "Лучший христианский фильм года". Напомним, что более ранняя анимационная работа Александра Петрова "Старик и море" была удостоена премии "Оскар" американской киноакадемии.

Признание фильма Александра Петрова лучшим христианским фильмом года уникально еще и потому, что Петров методом анимационных образов впервые дал массовому зрителю представление о православном понимании эроса. Картина не просто дает срез первой юношеской любви, она погружает зрителя во всю ее суть, без прикрас и ложной стыдливости. Наивность и чистота представлений дореволюционного юноши о противоположном поле проецируются на фоне его эротических переживаний и кристаллизуются в совершенно особый мир христианского космоса. "Моя любовь" дает даже не представление, а всего лишь туманный эскиз подлинного эроса внутри каждого человека, который всегда либо тщательно скрыт, либо, наоборот, вульгарно обнажен.

На фестивале были показаны фильмы, которые никого не оставили равнодушными. Для предыдущей эпохи сама демонстрация благостности православной жизни, язык болезненного гиперреализма по отношению к деталям всего круга православного быта были в новинку. Но XII фестиваль "Радонеж" показал очень ярко: язык наших образов, наших методов общения друг с другом не может постоянно жить в 90-х гг., потому что обстановка вокруг нас изменилась. Возрождение Церкви налицо, пусть оно пока еще не захватило всю массу народа, но уже радикально изменило духовный и культурный ландшафт нашего общества. Помимо умилительных кадров о свечках, куполах и колокольных благовестах сегодняшний православный зритель остро нуждается в ясном представлении, что есть современный православный русский человек, в чем его суть и в чем его миссия на этой земле. Фильмы фестиваля как раз и восполняют этот пробел. Зрители неожиданно для самих себя узнали, что никакого православного "оазиса" за высокими стенами нет - все рядом и очень близко. Мы узнаем о настоящих подвижниках, о святых людях, неизвестных, живущих не где-то далеко в пустынях или в скиту, а с нами по соседству. И может быть, эти люди пока не прославлены Церковью как святые (а некоторые даже и не являются православными), но сама их жизнь, полная христианской любви к ближнему, делает всех нас ближними им и друг другу.

Таков, например, фильм "Две жизни Ясобуро Хачия" о редкой по своей простоте любви обычной русской женщины к пленному японцу, с которым свела ее судьба после войны. В этом фильме нет ни слова о Христе. Единственная аллюзия - упоминание слова "кулич" в рассказе Ясобуро. Вместе с тем, по всей своей сути, этот фильм преисполнен христианской любви.

Не менее трогают сердце такие схожие с "Двумя жизнями" картины, как "Анна и Рафаил" - о священнике и его жене, которые были прежде художниками и, несмотря на не вполне полноценное подвижничество и старые страсти, любили друг друга так, что кажется, именно про них сказано: "Исполнивший любовь исполнил весь закон".

Совершенно удивителен фильм "Вечный" Ирины Васильевой, рассказывающий историю любви женщины к заключенному на пожизненный срок прокурору-убийце. Иногда возникает чувство дереализации и простой, но мучительный вопрос: как такое вообще может быть в жизни? А оно есть, и есть с нами по соседству.

Так же пронзительны фильмы "Детский дом" - о священнике, несмотря на три инфаркта, взявшем на попечение детский интернат, и "Святые эпохи перемен" - про жизнь простой ярославской женщины, которая хранила Православие, ухаживала за храмом в суровые годы коммунистическо-атеистических гонений. Очень трагическими и одновременно светлыми оказались такие фильмы, как "Отставной учитель" - о старике-учителе, герое Сталинградской битвы из Беслана, который вместе со своими учениками оказался в заложниках в школе N 1, и "Два комбата" - фильм про каждодневный подвиг русских солдат в Чечне, чьи лица светятся особым достоинством, несмотря на грязь и кровь прошлой войны. И учитель-старик, и русские солдаты показывают нам образ несгибаемого и нерушимого русского человека, которого очень не хватает нашей эпохе и который, к сожалению, слишком часто гибнет. Но это лучшие люди.

Стоит также отметить очень профессиональную работу Елены Дворецкой "Река времени", фильм об Игнатии Брянчанинове, который был удостоен специальной грамоты патриарха буквально в дни фестиваля. Язык святителя Игнатия, звучащий в фильме то голосом взрослого, то голосом семинариста, то голосом ребенка, открыл особый контекст силы молитвы и богословского наследия святителя Игнатия.

Не менее профессиональной и пронзительной оказалась работа "Иоанн" телестудии ЗЛАТ-ТВ из Златоуста, посвященная святителю Иоанну Златоусту, в честь которого и был назван город. Фильм открывает нам историю почитания святого в России, связывает все в одну нить, в одну корневую систему, доказывая, что для молитвы и святости нет преград пространства и времени. Фильм профессионально озвучен, работа ведущих в кадре выполнена очень современно и заслуживает самой высокой оценки.

В ходе итогового "круглого стола" выяснилось, что при обсуждении голоса жюри разделились практически поровну, поэтому, как объяснил член жюри писатель Александр Богатырев, "все было отдано на суд Божий". На жарко разгоревшейся дискуссии был в очередной раз поднят вопрос о формате фильмов. Некоторые участники выражали сомнение, что фильм отца Тихона (Шевкунова) о Псково-Печерской обители вообще стоит рассматривать на фоне остальных конкурсных работ, так как по своей исторической уникальности и вследствие известных технических ограничений операторской работы (фильм, напомним, снимался 20 лет назад) он не может находиться в равных условиях с остальными участниками фестиваля. Это мнение было встречено горячими возражениями сторонников творческого метода отца Тихона, среди которых оказались Александр Богатырев, генеральный директор культурного центра "Русская неделя" Мирослав Бакулин и исполнительный продюсер телеканала "Спас" Анастасия Руднева. По мнению защитников творческого подхода отца Тихона, нельзя допустить, чтобы уникальное духовное достоинство картины и сила ее воздействия на душу зрителя были поставлены в зависимость от требований к рамкам формата профессионального документального кино, не признающего дрожание камеры и недостаточное освещение. "А вы попробуйте с камерой пройти в келью к старцу и снять все при профессиональном свете и штативе", - слышались реплики.

Тем не менее в ходе развернувшейся дискуссии обсуждались и другие фильмы. Иерей Алексей Дарашевич признался, что его поразил превосходный и даже несколько сложный для восприятия язык фильма "Космос и хаос Алексея Лосева" режиссера Татьяны Маловой. "Это полная победа, потому что Лосева вообще мало кто читал. А в этом фильме была поставлена и выполнена сверхзадача - показать, что есть монах", - сказал отец Алексей.

Президент Международного фонда славянской письменности и культуры Александр Крутов высказал сомнение, что Православие найдет достойное место на современном телеэкране, так как сегодня в российском обществе повсеместно утверждается мысль, что вера - это всего лишь личное дело каждого, которое не может претендовать на то, чтобы быть частью социально-общественного и идеологического пространства нашего государства. Власть не заинтересована в проведении фестивалей, подобных "Радонежу". По словам Крутова, нынешняя Госдума не приняла ни одного закона, обращенного к пониманию религиозных сторон нашего общества. "К сожалению, в следующую Госдуму придут одни чиновники, а не православные. Но унывать нам все равно нельзя, ведь все в конечном итоге зависит от каждого из нас", - заключил Александр Крутов.

По словам Мирослава Бакулина, если бы всего лишь две недели наши федеральные телеканалы показывали фильмы, представленные на фестивале "Радонеж", мы все вскоре проснулись бы в совсем иной стране. "Наша задача - создать необходимый коллектор православных фильмов", - заключил Бакулин.

Евгений Никифоров подытожил заседание совместного "круглого стола" участников и жюри фестиваля "Радонеж", выразив надежду на дальнейший, уже сегодня более чем заметный рост профессионализма православного документального кино. Но вместе с тем Никифоров подчеркнул, что редактор этих фильмов по своей сути должен быть "великим немым", чтобы вместе с профессионализмом не забыть увидеть человека. "Ведь самый главный профессионализм нашей работы как раз и заключается в том, чтобы увидеть человека", - пояснил президент фестиваля "Радонеж".

Фестиваль завершился вечером 14 ноября торжественной церемонией вручения наград победителям XII фестиваля "Радонеж", прошедшей в Ярославском академическом театре им. Ф. Волкова. Вместе с Гран-при, которого удостоился фильм архимандрита Тихона (Шевкунова) "Псково-Печерская обитель", медали фестиваля с изображением преп. Сергия Радонежского были вручены следующим работам: "Святой Георгий" (режиссер и сценарист Ираклий Квирикадзе), "Советский монах. Алипий-воин" (реж. Юрий Зубков), "Томский благовест" (реж. Ирина Минина), "Строим храм" (радиоочерк Сергея Сынорова, ГТРК "Воронеж"), "Ноев ковчег" (реж. Игорь Калядин), "Две жизни Ясобуро Хачия" (автор и режиссер Алексей Погребной), "Космос и хаос Алексея Лосева" (реж. Татьяна Малова). Особо - "за лучшее воплощение Слова Божьего на экране" - жюри выделило фильм "Старица: любим-город" (реж.: А. Малечкин и С. Линников).

http://www.politjournal.ru/index.php?action=Articles&dirid=168&tek=7742&issue=209
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Дмитрий Данилов
Все статьи Дмитрий Данилов
Последние комментарии
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 22:55
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:38
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28